Odessa Jazz Fest: осенний джаз у Чёрного моря

0
Ольга Кизлова,
Киев
Фото: Евгений Таран
OK

reportМинувший уикэнд в тринадцатый раз собрал в Одессе почитателей джаза. Фестиваль Odessa Jazz Fest, десять лет носивший имя «Джаз-карнавал в Одессе», три года назад сменил название и полностью перешёл в руки пианиста Юрия Кузнецова (президента фестиваля) и директора Натальи Эртновой. Побывав на этом фестивале в четвёртый раз, я убедилась, что концепция осталась прежней, а сам фестиваль — типичный представитель подобных проектов со средним бюджетом. Форум проходил четыре дня, в нём участвовали в основном малые составы: от трио до квинтетов.

В первый вечер, 19 сентября, играли на воздухе в Горсаду на Дерибасовской. Желающих послушать джаз собралось много — благо, погода укротила нрав и, разогнав тучи, позволила артистам и горожанам пообщаться с искусством джаза в формате open air. Здесь выступил  биг-бэнд главного управления внутренних дел Одесской области под управлением Константина Белковского. Одесские музыканты в милицейских погонах презентовали новую музыкально-юмористическую программу: старые одесские песни, включая блатную «Мурку» и «С одесского кичмана», были подвергнуты новой джазовой обработке; в качестве солиста оркесра выступил болгарский саксофонист Анатолий Вапиров. Кроме того, играли два квинтета: тираспольский Liberty и хозяева из Odessa Jam, а также грузино-украинский проект Asea Sool, уже известный одесситам по прошлогоднему дебюту .

Елена Шевченко, Юрий Кузнецов (фото © Евгений Таран)
Елена Шевченко, Юрий Кузнецов (фото © Евгений Таран)

Главное действо началось на следующий день и продолжалось под сводами Одесской филармонии три вечера подряд (20, 21, 22 сентября). Здесь выступили в основном европейские исполнители. Постоянная ведущая Елена Шевченко после приветствия президента фестиваля Юрия Кузнецова брала бразды правления в свои руки и представляла участников. В трёх концертах прозвучали девять сетов, причём семь из них — в формате трио (в том числе шесть — с участием фортепиано). На сцене стоял крепкий боевой Steinway, принявший на себя нагрузку почти каждого отделения.

Фестиваль начался выступлением трио живущего в Европе молдавского пианиста Романа Тулея. Музыкант и его швейцарские коллеги — контрабасист Лоренц Бейлер и барабанщик Тобиас Фридли — привезли в Украину свой первый альбом «Inspiration». Не секрет, что нередко ранние опусы молодых авторов скорее представляют собой имитацию, подражание, нежели «вдохновлённость» чьими-либо достижениями. В музыке молодого коллектива прослушивались мотивы европейской киномузыки второй половины ХХ века. Много лирики, лаунжа; впрочем, сыгранность подкупала.

Затем вышли ребята из одесского трио FKP. Очень молодой коллектив (фортепиано — Виталий Фесенко, контрабас — Тарас Кузнецов и труба — Мирослав Пятников) играет этно-джаз, используя восточные, балканские, молдавские мотивы в авторской интерпретации Виталия Фесенко.

Третьими были кубинцы, исполняющие традиционный карибский джаз. Начали квартетом: рояль, бас-гитара, барабанщик и музыкант на бонгах, сразу заставив зал почувствовать драйв. Затем откуда-то издали присоединился звук то ли засурдиненной трубы, то ли электроскрипки. И вот на сцену вышел лидер, великолепный скрипач Омар Пуэнте

Omar Puente (фото © Евгений Таран)
Omar Puente (фото © Евгений Таран)

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Одессы — драйв кубинцев, вразумление от мастера американской джазовой критики, интеллектуальные европейцы, индийский фьюжн и прочее… 

Артист с первых звуков подтвердил высокий класс академической подготовки. Музыканту 52 года, и он с пяти лет учился как скрипач сначала в родном Сантьяго-де-Куба, а потом в Академии искусств в Гаване. Вскоре музыкант занял место в группе первых скрипок Национального симфонического оркестра Кубы. Но знакомство с музыкой мировых звёзд-соотечественников Артуро Сандоваля, Чучо Вальдеса, Рубена Гонсалеса, а затем и сотрудничество с ними привели Омара к увлечению джазом, выходу из НСО Кубы и началу карьеры джазмена. В 1995 году в Сингапуре он познакомился со своей будущей женой, английской музыкальной журналисткой и политическим деятелем Дебби Парди. С 1997 живет в Великобритании, преподает джазовую скрипку в музыкальных колледжах Лидса и Тринити-колледже (Лондон), выступал как джазовый скрипач с Королевским филармоническим оркестром (Лондон).

Омар Пуэнте — весьма опытный шоумен. Поначалу он берёг силы, но скоро «раскочегарился». Его стилю присущи подкупающе лёгкая виртуозность, широта интонационных приемов, сочетающих традиционные кубинские мелодии и ритмы, джазовую импровизационность и технический арсенал академической школы. В его «карибскую» манеру совершенно естественно вписываются фрагменты Паганини, Баха, Равеля, Крейслера… Кроме того, он премило сначала намекнул на мелодию, а потом и сыграл полностью украинский хит 70-х «Червона рута», заставив радостно забиться сердца одесситов, которые даже запели. А в конце выступления скрипач поднял зал, и все плясали самбу. Хотя, на мой взгляд, это великолепное выступление не нуждалось в «демократическом» ходе с украинской песней (его кубинское музицирование звучало гораздо интереснее).

Larry Appelbaum (фото © Евгений Таран)
Larry Appelbaum (фото © Евгений Таран)

Днем в субботу 21 сентября я побывала на мастер-классе американского музыкального журналиста, сотрудника хранилища звукозаписей Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне Ларри Эппелбаума. Мастер-классами называются его тихие спокойные назидания нам, пост-советским писакам. Я слушала его третий раз: в 2004-м он общался с киевскими коллегами в клубе «44», год назад была подобная встреча на Alfa Jazz Fest’е во Львове. Он снова говорил о проблемах звукозаписывающей индустрии в мире, о способах организации некоммерческих концертов. Но в этот раз остановился на, казалось бы, простом вопросе: кого можно считать музыкальным журналистом и критиком — в частности, объяснил разницу между сбором информации и знанием предмета. Мне понравились его мысли. А ещё Ларри сказал, что в Украине нет взаимодействия и единомыслия в джазовом деле. Потому что ему приходилось слушать, как отдельные товарищи до сих пор разбираются, кто и что не так сказал или подумал пять лет назад.

Benedikt Jahnel (фото © Евгений Таран)
Benedikt Jahnel (фото © Евгений Таран)

Второй вечер был самым стилистически разнообразным. Хэдлайнером фестиваля можно считать первый состав этого концерта: интернациональное Benedikt Jahnel Trio — немецкий пианист и композитор Бенедикт Янель, испанский контрабасист Антонио Мигель и канадский барабанщик Оуэн Хоуард. Музыканты привезли части альбома «Equilibrium», записанного на ЕСМ год назад. Впечатление осталось глубокое. Частые повторы, простая гармония и тональная определённость, как в постминимализме, сочетались с джазовым ритмическим уклоном, умелым, сдержанным динамическим разнообразием, при котором, однако, мысли излагались преимущественно негромко. Гости заставили публику слушать себя с пристальным вниманием, большим интересом и замиранием сердец. Альбом в фойе раскупался «на ура».

Интеллектуально-европейское трио сменил немецко-индийский проект. Сидя босиком на покрытом коврами помосте, музыканты исполняли импровизации в духе world music, имитирующей индийские рага.

Известно, что активное сотрудничество индийских и западных музыкантов было начато около 60 лет назад. Первый пропагандист ситара на Западе, Рави Шанкар, дружил с Джорджем Харрисоном, играл с Иегуди Менухиным. Его дочь Анушка Шанкар — современная американская ситаристка. Большую роль в восприятии индийской традиции западной импровизационной музыкой сыграл композитор и виртуоз Лакшминараяна Шанкар, изобретатель десятиструнной двойной скрипки (хотя у них общая фамилия, с Рави Шанкаром они не родственники).

Центральной фигурой проекта Ahimsa является скрипач Нейвели С. Радхакришна, играющий на этом редком инструменте. Прекрасный музыкант удивил изысканностью тембровой палитры, разнообразием мелодических линий. Его партнёрами выступили Удай Мазумбар, играющий на табла (индийском парном барабане), и немецкий гитарист Матиас Мюллер. Слово «аhimsа» означает буддистский принцип ненасилия и сострадания ко всему сущему. Именно такой, чистой, светлой музыкой порадовали одесситов индийские гости. Национальное одноголосное звучание трио напоминало тонкую вязь растительных орнаментов, а редкие неспешные гетерофонные узоры всегда заканчивались стремительными яркими унисонами. В конце даже обратились к музыке Фрэнка Заппы.

Lisa Henry (фото © Евгений Таран)
Lisa Henry (фото © Евгений Таран)

Завершил второй филармонический вечер сет с участием колоритной американской вокалистки Лисы Хенри (Lisa Henry). Она пела в сопровождении московского трио барабанщика Олега Бутмана при участии пианистки Натальи Смирновой и контрабасиста Григория Зайцева. Честно говоря, очередная интерпретация «Round Midnight» Телониуса Монка от версий многочисленных вокальных предшественниц мало отличалась. Тем интереснее было познакомиться с парочкой инструментальных пьес москвичей с последнего альбома Олега Бутмана «Взлётная полоса». Играют отлично, очень технично.

Benjamin Faugloire (фото © Евгений Таран)
Benjamin Faugloire (фото © Евгений Таран)

Заключительный вечер начали обосновавшиеся в Париже выходцы из Марселя. Участники трио Faugloire Project привезли авторскую музыку в духе медленного пост-бопа. Сами французы отмечают влияние на них Авишая Коэна, порой ощущалось воздействие традиций французского импрессионизма, напевность шансона. Гости исполнили несколько композиций с альбома 2001 года «The Diving». Особенно привлекла заглавная композиция. Пианист Бенжамен Фоглюар — прекрасный тонкий музыкант. Под стать его партнёры Дени Франглан (контрабас) и барабанщик Жером Мурье. Несмотря на мягкую неназойливость звучания, восприятие их музыки требовало определенных усилий.

В следующем сете динамика вечера пошла на спад. Пианист Куба Станкевич — известный польский музыкант среднего поколения. Он занимается также педагогикой — преподаёт джазовое фортепиано в городе Зелена Гура. Музыка польского композитора Войцеха Киляра хорошо у нас известна. Сама запись альбома Станкевича «Kilar» на его музыку звучит изысканно. Странно, что пианист почему-то отошел от собственной стилистики и играл в Одессе, прямодушно выколачивая акценты и синкопы (что особенно упрощенно выглядело после предыдущего выступления французов). Исполнитель приехал один, и удержать внимание зала ему было непросто. Еще менее уверенно звучал дуэт Станкевича с хозяином фестиваля Юрием Кузнецовым. Они совсем не совпадали ритмически, импровизировал в основном гость. Несмотря на как бы изысканное обрамление ноктюрном Шопена, два услышанных мной стандарта прозвучали неубедительно. После чего мне, к сожалению, нужно было покинуть зал и отправляться на вокзал… В результате, я не дослушала польского пианиста и пропустила гитарный проект из Италии. Надеюсь, итальянцы не оплошали.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя