Звезда европейского нового джаза контрабасист Барри Гай приедет в Москву с Aurora Trio

0
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Agustí Fernández + Barry Guy + Ramón López = Aurora Trio: 21 октября, КЦ ДОМ

anonsАгусти Фернандеc — фортепиано (Испания); Барри Гай — контрабас (Великобритания-Швейцария); Рамон Лопес — перкуссия (Испания)

Aurora Trio (photo © Caroline Forbes)
Aurora Trio (photo © Caroline Forbes) слева направо: Agustí Fernández, Ramón López, Barry Guy

Aurora Trio — коллектив, состоящий из виднейших музыкантов европейской новоджазовой сцены, каждый из которых, в силу каких-то необъяснимых обстоятельств, впервые приезжает в Россию с концертом только сейчас. В так называемой «новой музыке», особенно в той её области, что неразрывно связана с джазовой идиомой, не столь часто встречаются составы, играющие нотированную музыку, однако Aurora Trio — как раз из таких. Мелодичная и созерцательная, но в то же время напряжённая и эмоционально насыщенная, музыка трио — несмотря на достаточно привычный набор инструментов (фортепиано-бас-барабаны), весьма нетипична для новоджазовой субкультуры и имеет крен скорее к академической традиции с богатой сонорикой и влияниями романтизма XIX века. Вместе с тем, живые выступления трио, разумеется, являют собой синтез композиции и импровизации, в котором камерность студийных записей оттеняется глубиной выстраиваемого звукового пространства.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Авторство большей части композиций, выходивших на альбомах под маркой Aurora Trio, принадлежит Агусти Фернандесу — выдающемуся испанскому пианисту, который, комбинируя в своей игре традиции европейской классики XX века с джазовой импровизацией, создал свой уникальный стиль игры на фортепиано. Сам являясь безусловным мэтром современного авангардного пианистического искусства, Фернандес переиграл и записался едва ли не со всеми главными звездами европейской и американской свободной импровизационной музыки, среди которых Эван Паркер, Барри Гай, Матс Густафссон, Кен Вандермарк, Джон Эдвардс, Уильям Паркер, Rova Saxophone Quartet и др. Слушателям также хорошо известны релизы с участием Фернандеса, изданные на Hopscotch Records — лейбле израильского фри-джазового саксофониста Ассифа Цахара, — в частности, дуэты с такими величинами free improv, как Дерек Бэйли и Петер Ковальд. Фернандес также некоторое время обучался композиционному мастерству у одного из важнейших авангардных композиторов XX века — Янниса Ксенакиса.

Барри Гай, британский контрабасист, живущий в Швейцарии, является одной из ключевых фигур в европейском (да и мировом) движении импровизационной музыки, и это не просто характеристика. Он был одним из тех, кто стоял у истоков того, что слушатели всего мира сейчас знают под кодовым названием European free improv. Ещё в конце 60-х Гай участвовал в хрестоматийных Spontaneous Music Ensemble и Iskra 1903 (вместе с ныне покойными легендами — гитаристом Дереком Бэйли, барабанщиком Джоном Стивенсом, тромбонистом Полом Резерфордом); в начале 70-х, будучи одной из главных фигур культового лейбла Emanem, собрал London Jazz Composers’ Orchestra с Ховардом Райли, Тони Оксли, Кенни Уилером и эпизодическим участием Ирен Швейцер и Петера Брёцманна. Позднее Барри записывался с Сесилом Тейлором, а также с Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха — все эти имена говорят сами за себя.

ДАЛЕЕ: продолжение биографий участников трио, контактная информация, ВИДЕО! 

Если и есть на планете современный фри-джазовый ансамбль, который можно поставить рядом с Chicago Tentet Петера Брёцманна, распущенным решением маэстро в прошлом году, то это Barry Guy New Orchestra — звёздный состав столь же высокого уровня, своего рода «сборная мира» по фри-джазу с участием Эвана Паркера, Агусти Фернандеса, Матса Густафссона, Тревора Уоттса, Йоханнеса Бауэра, Пола Литтона и многих других. В отличие от того же «Чикагского Тентета», в основном занимавшегося импровизационной музыкой, в Barry Guy New Orchestra очень высок композиционный элемент — музыку для этого коллектива по большей части пишут Гай и Фернандес. Большинство записей Оркестра выходили на известном швейцарском лейбле Intakt, а недавно польская фирма Not Two Records выпустила пятидисковый релиз Оркестра под названием «Mad Dogs» — интересно, что на всех пяти дисках представлены так называемые small formations, то есть, выступления участников Оркестра соло, дуэтом, трио и т.п., но никогда не в полном составе.

Ещё одна из несомненных творческих удач Барри Гая — сотрудничество со скандинавским трио The Thing, играющим неистовый гаражный рок фри-джазовыми методами. Их совместный двойной альбом «Metal», записанный в вильнюсской церкви и существующий только в виниловой версии, выпущенной тиражом 600 экземпляров на литовском лейбле No Business Records, является одним из самых ярких фри-джазовых релизов последних лет.

Вместе со своей женой — скрипачкой Майей Хомбургер — Барри Гай заведует лейблом Maya Recordings, на котором в последние годы и выходит большинство работ с его участием — в частности, все релизы Aurora Trio. К слову, новейший альбом коллектива будет называться «A Moment’s Liberty» и увидит свет буквально за несколько дней до концерта в Москве; музыканты обещают привезти его с собой.

Занимается Гай и музыкой барокко; его барочные дуэты с супругой также выходят на Maya и на редкость органично вписываются в каталог лейбла. А среди нехарактерных (но лишний раз подчеркивающих широту его интересов) для Барри проектов можно отметить его короткое сотрудничество с композитором-минималистом Майклом Найманом и арт-рок группой Japan.

Aurora Trio (photo © Ziga Koritnik)
Aurora Trio (photo © Ziga Koritnik) слева направо: Ramón López, Agustí Fernández, Barry Guy

Проживающий с середины 80-х в Париже испанский барабанщик и перкуссионист Рамон Лопес среди своих главных источников вдохновения называет легендарных джазменов Макса Роуча и Роланда Кёрка. Лопес был тесно связан с французской экспериментальной сценой; изучал индийскую музыку (а впоследствии сам преподавал ее в Парижской консерватории) и обучался игре на табла; он активен также в жанре фламенко. Вероятно, именно эти навыки и делают стиль его игры на ударных столь изысканным и удивительно, подчёркнуто мелодичным.

Лопес выступал и записывался с Арчи Шеппом, Аланом Силва, Мэлом Уолдроном, Рашидом Али, Энрико Рава, Джоном Сёрманом, Жоэль Леандр и другими столпами современного джаза. В конце 90-х он был штатным ударником в престижном Orchestre National de Jazz — национальном джазовом оркестре Франции. За заслуги перед Францией Лопес был удостоен титула кавалера Ордена искусств и литературы.

Первая сольная запись Лопеса вышла в 1998 году на Leo Records — лейбле советского эмигранта Лео Фейгина, к которому российская аудитория традиционно питает особые чувства. Хорошо знакомый с самыми разными музыкальными традициями, Лопес любит сотрудничать с актерами, танцорами и визуальными художниками.

Музыканты трио знают друг друга не один десяток лет, а в данном проекте, носящем имя римской богини утренней зари, они сотрудничают с 2004 г. Трио не так часто собирается вместе и выпускает альбомы, но это, равно как и появление трио на европейских концертных площадках, — всегда заметное событие, а в России оно и вовсе произойдет впервые.

ВИДЕО: Aurora Trio “Can Ram” (Fernández)

Сайт Барри ГаяСайт Агусти ФернандесаСайт Рамона Лопеса

21 октября. Начало в 20:00
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1200 р.; в день концерта — 1500 р.
Культурный Центр ДОМ: Москва, Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая)
Информация по тел.: (495)953-7236

Подробности на сайте ДОМа 

ВИДЕО: Aurora Trio в Кракове, 2009

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.