Саксофонист, пианист, аранжировщик, бэндлидер Всеволод Данилочкин (1938-2014)

13
Редакция «Джаз.Ру»
фото: архив «Джаз.Ру»
и Алексей Салтыков
LK

inmemoriamВ ночь на 7 февраля в одной из московских больниц в возрасте 75 лет скончался ветеран московской джазовой сцены Всеволод Данилочкин.

Всеволод Данилочкин, 1998
Всеволод Данилочкин, 1998

Всеволод Абрамович Данилочкин родился в Москве 29 мая 1938 г. Джазом он начал заниматься в конце 1950-х, участвуя в качестве пианиста в квартете известного в те годы саксофониста Бориса Мидного. Выпускник МЭИС (Московского электротехнического института связи), впоследствии — кандидат технических наук, он принадлежал к поколению московских «джазовых инженеров»: из формального музыкального образования у него была только музыкальная школа для взрослых, которую он окончил по классу скрипки в возрасте 27 лет. В 1960-70-х гг., играя сначала на фортепиано, а с 1971 — и на баритон-саксофоне, он сотрудничал с диксилендами Владислава Грачёва и Альберта Мелконова, вместе с «Новым московским джаз-бэндом» под руководством Александра Банных принимал участие в записях, концертах и фестивалях в СССР/России и многих европейских странах. В 1980-е гг. Данилочкин создал собственный коллектив, объединив ряд музыкантов традиционного джаза в ансамбле «Децима».

Ансамбль был создан в 1984 году на базе Московской студии джазовой импровизации (ныне Московский колледж импровизационной музыки) и состоял из десяти музыкантов (три саксофона, две трубы, тромбон и ритм-секция с гитарой/банджо). В нем принимали участие самые известные московские музыканты традиционного джаза — Владислав Грачёв, Альберт Мелконов, Александр Банных (трубы), Зосим Алахверди (саксофон), Борис Назаревский и Сергей Середенко (контрабас), Владимир Френкель и Сергей Шанин (ударные), Павел Приданов (банджо/гитара). Бессменным участником ансамбля с момента основания и до последних дней существования (уже как «Горячей Девятки») был кларнетист и саксофонист Игорь Тертычный. Ансамбль принимал участие во всех московских джазовых фестивалях, выступал в концертах и на фестивалях в Ленинграде, Тюмени, Тбилиси, Ивано-Франковске и других городах бывшего Советского Союза.

«Горячая девятка» в Зале Чайковского, 1998
«Горячая девятка» в Зале Чайковского, 1998; крайний слева — Вс.Данилочкин

В начале 1998 г. ансамбль был возрождён под названием «Горячая Девятка». Он регулярно играл в арт-клубе Nostalgie на Чистопрудном бульваре, который в те годы был местом работы множества джазовых музыкантов, участвовал в посвящённых раннему джазу и свингу концертных проектах Алексея Баташёва в Зале им. Чайковского.

В первом десятилетии XXI в. здоровье Всеволода Данилочкина уже не позволяло ему играть на баритон-саксофоне, но он не оставлял джаз, достаточно регулярно выходя на сцену в качестве пианиста и клавишника.

Всеволод Данилочкин, сентябрь 2012
Всеволод Данилочкин, сентябрь 2012
фото © Алексей Салтыков

ВИДЕО: «Горячая девятка» на I фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» ,1998 — Дюк Эллингтон, «East St.Louis Toodle-Oo»

дирижёр — Всеволод Данилочкин; трубы — Виталий Головнёв, Владимир Галактионов; тромбон — Вадим Ахметгареев; баритон-саксофон — Иван Волков; тенор-саксофон — Константин Горшков; альт-саксофон и кларнет — Игорь Тертычный; барабаны — Андрей «Дронс» Никонов; ф-но — Иван Фармаковский

httpv://www.youtube.com/watch?v=ThzoKWXONoQ

ВИДЕО: «Горячая девятка» и её гости (Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Сергей Манукян) в концертной серии Алексея Баташёва, зал им. Чайковского, 1999

httpv://www.youtube.com/watch?v=ZGh3bEgpHE0

реклама на джаз.ру

13 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. С Севой всегда было приятно говорить. О чем угодно. О музыке, о технике, о жизни, о литературе. У него был мягкий, интеллигентный тембр, он умел хорошо слушать (редкое качество), а сам всегда был лаконичен и точен в характеристиках и оценках. Такими же были его аранжировки, сдержанные, но очень точно сориентированные. С ним было легко и приятно общаться, решать деловые вопросы. В наше время не часто такое можно сказать такое о человеке.
    Мы разговаривали не так давно, поздравили друг друга со всеми новогодними праздниками, пошутили, поговорили о новогодних халтурах. Разговор был без напряжения, Севин спокойный голос звучал, как всегда, успокаивающе мягко.
    Севочка, Севочка! Как тебя будет не хватать.

    Прощай и прости.

    Алик Эйдельман

  2. Сева, Севочка был — был,какое страшное слово! — человеком редких достоинств, человеком предельно интеллигентным, всегда спокойным и рассудительным, добрым и отзывчивым, и все это — на фоне или в сочетании с великолепной музыкальностью, любовью к джазу, знанием его и изысканным вкусом. В среде немного безалаберной и неуправляемой таких же, как он, любителей традиционного джаза Сева всегда был островком спокойствия, порой невозмутимости и примирения противоречивых интересов и страстей друзей. Хотя и сам, обладая прекрасным чувством юмора и остроумия, всегда был равноправным и в часы веселья и беззаботности, и во время работы — репетиций, выступлений. Не говоря уже о его авторитете специалиста в радиоэлектронике, готового придти на помощь многим нам, несведущим в этом деле, но часто нуждавшимя в толковом совете. Ушел хороший, умный и добрый человек. И в моей жизни, много десятилетий так или иначе связанной с Севой Данилочкиным, образовалась еще одна брешь, невосполнимый участок пустоты.
    Прощай , Севочка.

  3. Необычайно огорчен уходом прекрасного человека и музыканта. Он владел редкой и очень нужной профессией — аранжировкой. Ему никогда не отказывал вкус. Сева был самым ярким представителем первой волны нашего мейнстрима. Я искренне выражаю свое соболезнование близким родственникам и друзьям. Мы мало общались, но у нас было взаимное доверие, а это — в наши дни- немаловажно. Пусть земля ему будет пухом, и путь москвичи устроят концерт в его память.

  4. Жаль, что его нет с нами больше. Как солист он обладал исключительным музыкальным вкусом и естественным чувством свинга. Я всегда с удовольствием (к сожалению, не так часто, как хотелось бы) играл с ним в малом составе … вот теперь больше не доведётся. Личная потеря … и не только для меня …
    Валерий Котельников

  5. В 70-е годы, когда Сева работал в радиоинституте, он мне помогал чинить катушечную «Яузу», с которой я снимал джазовые соло. Когда я послал ему свою статью, то он не поленился и перечислил всех её героев, с точными фамилиями и датами их жизни. Человек очень динамичный, в последние годы оставил сакс и перешёл на синтезатор. В этом качестве я с ним играл на Хитровке, на юбилее А. Баташева. Вечная память!

  6. Сева необыкновенно талантлив во всем. Человек пытливого ума — инженер, музыкант, руководитель. Мои соболезнования Наташе, семье и всем близким друзьям. Вечная память!

  7. Ну. вот — ушел еще один ветеран. Конечно, очень обидно,что многие из музыкантов последнего поколения его просто не знают.А сколько замечательных концертов они сделали вместе с Алексеем Баташевым И я помню, как у самого Леши радостно горели глаза, когда он об этом рассказывал. Нужно сегодня больше вспоминать о джазовых пионерах 50- 70 -х, и публиковать рассказы, к счастью, еще живых соратников и друзей, очевидцев. И нужно спешить, а то ведь все уйдет безвозвратно. Кирилл, наверное тут есть о чем подумать.
    А замечательный человек Сева Данилочкин, которого не до конца оценили при жизни, останется с нами.

  8. Я познакомился с Севой в 70 году. Он тогда был аспирантом МЭИС и работал в лаборатории магнитной записи. Я же никогда не занимался «радиовредительством», но после МИФИ имел хорошую математическую подготовку… Однажды он обратился ко мне с вопросом, как математически описать влияние колебаний скорости ленты на разрешающую способность спектрального анализа. С этого и началось наше научное сотрудничество. Мы написали статью в журнал «Радиотехника»… Сева защитил диссертацию в 1972 году и ушел из МЭИС. Но сотрудничество продолжилось уже при написании моей диссертации. По сути он фактически был моим научным руководителем.
    Сева приучил меня к джазу. Приходя на работу, он ставил пленку и паял. Я обычно сидел у окна, что-то считал или читал. Помню, как-то я поднял голову и спросил:»Сева, это кто?» — «Питерсон» — ответил он. С Питерсона началось мое сознательное знакомство с джазом. Благодаря Севе, я бывал на фестивалях джаза.
    Года два назад Сева с Наташей и сестрой Ольгой были в в Израиле. Мы встретились… Через некоторое время он сообщил мне, что болен.
    Последний раз мы разговаривали около минуты 4 февраля. Он сказал, что состояние ухудшилось и придется ложиться в больницу…
    Прощай, Сева

  9. И я несколько слов о хорошем человеке..В году,кажется, 2007,я работал водителем автобуса в туристической компании.И Всеволод Абрамович вместе с супругой путешествовали с нами в увлекательном туре по Европе.Дольше всего мы находились в Италии, в г.Римини.Однажды Всеволод Абрамович с супругой находились в гостиничном кафе.Увидев, там меня. любезно пригласили к себе за столик.И только тогда я узнал, что это за человек..Он много рассказывал о своем увлечении джазом.И он мне тогда подарил диск ансамбля»Горячая девятка».Светлая память простому.доброму и отзывчивому человеку.

Добавить комментарий для Олег Степурко Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.