Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
![]() |
Нет, в Норвегии не больше талантливых музыкантов, чем в любой другой развитой стране с качественной системой музыкального образования. Но почему в программе практически любого джазового фестиваля в Европе есть выступления одного, двух, нескольких коллективов из Норвегии?
Всё дело в том, что Норвегия научилась очень хорошо продвигать своих музыкантов на мировой сцене. Норвежским музыкантам не платят зарплату в филармониях, но зато норвежские музыканты имеют возможность постоянно работать над новыми проектами внутри своей страны и выступать на фестивалях за пределами страны, потому что норвежское государство — через посредство министерства культуры и ряда общественных организаций, включая пять региональных джаз-центров, общенациональный Норвежский джаз-форум и «центр музыкального экспорта Норвегии», компанию Music Norway — полностью или частично оплачивает их гастроли и творческие проекты. Удивительно, но музыка во многих европейских странах, включая Норвегию, попадает не на «дикий рынок», на котором хорошо только то, что хорошо продаётся — а в категорию «общественного блага», то есть социально важного явления, которое для собственного процветания оплачивает всё общество.
В рамках политики продвижения норвежских музыкантов-импровизаторов на мировом рынке вышеуказанные организации несколько раз год, как правило — во время крупных джазовых фестивалей, проводят в стране так называемые «шоукейсы» — программы показа своих артистов специально приглашённым группам специалистов музыкальной индустрии из других стран: организаторам фестивалей, программаторам клубов, сотрудникам музыкальных изданий и продюсерам концертных серий.
![Bergen](https://www.jazz.ru/mag/537/no-bergen.jpg)
В мае такой шоукейс в очередной раз провели две из общественных джазовых организаций Норвегии — Норвежский джаз-форум и Западно-Норвежский джаз-центр, который базируется в старинном Бергене. Два года назад ваш корреспондент уже присутствовал на бергенском шоукейсе. С тех пор он сменил название: выяснилось, что прежний вариант запатентован одной из норвежских туристических компаний, поэтому шоукейс в Бергене теперь называется просто Nutshell. Он по-прежнему проводится в дни крупного, авторитетного джазового фестиваля Nattjazz («Ночной джаз»), который был проведён в 2014 году в 42 раз, но тоже претерпел, по сравнению с 2012 годом, определённые изменения. После длительного ремонта фестиваль въехал в культурный центр USF Verftet, расположенный в бывших цехах «Объединённой Сардинной Фабрики», когда-то крупнейшего рыбоконсервного предприятия Норвегии.
![Культурный центр USF Verftet](https://www.jazz.ru/mag/537/no-usf.jpg)
Внутри комплекса параллельно действуют три сцены: «Коптильня» — стоячий зал вместимостью 1000 слушателей, 450-местный клубный зал «Сардины» с сидячими местами за столиками и 140-местный зрительный зал «Студия УСФ». С шагом в полчаса на этих сценах начинаются концерты фестиваля «Ночной джаз», которые в 2014 году на протяжении 13 дней фестиваля представили публике 56 коллективов из Норвегии, США, Великобритании, Бразилии, Финляндии, Швеции, Дании, Кубы, Германии и Швейцарии, не считая дневных экзаменационных концертов выпускников Бергенской музыкальной академии в некоторые дни фестиваля (они тоже входили в программу Nattjazz). Мы, «делегаты» шоукейса, видели только первые три дня фестиваля, но и этого было вполне достаточно для формирования интересной музыкальной картины.
В рамках интернет-версии этого отчёта ваш корреспондент предпочёл бы сосредоточиться на событиях не фестиваля, а только шоукейса. События фестиваля мы планируем осветить в бумажной версии журнала «Джаз.Ру».
События шоукейса проходили в дневное время (кроме первого дня, который предшествовал открытию Nattjazz) и почти не пересекались с фестивальной программой.
![Cortex](https://www.jazz.ru/mag/537/no-cortex.jpg)
Одним из самых ярких открытий для вашего корреспондента стал первый же ансамбль в программе шоукейса, созданный всего семь лет назад музыкантом, которому тогда не было ещё и тридцати. Его зовут Томас Йоханссон (Thomas Johansson), он играет на трубе, а его квартет называется Cortex.
Томас родился в городке Шиен, центре норвежской губернии Телемарк, на самом юге северной страны. Он окончил джазовое отделение музыкального факультета Университета в городе Ставангере: наряду с Тронхеймским университетом, из Ставангера выходят сейчас лучшие молодые джазмены Норвегии. Живёт он в Осло, и именно там базируется его главный проект последних семи лет, группа Cortex. Саксофонист Кристоффер Альбертс (Kristoffer Alberts), контрабасист Ула Хёйер (Ola Høyer) и один из самых востребованных барабанщиков норвежского джаза Гард Нильссен (Gard Nilssen) работают с Йоханссоном все семь лет, записали вместе два альбома и выступали более чем в пятидесяти городах 11 стран мира.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о «закрытиях» и открытиях, сделанных на шоукейсе в Бергене — много фото, ВИДЕО!
В музыке Томаса Йоханссона слышны как бы два набора одновременно действующих влияний. С одной стороны, это американский джазовый авангард от начала 60-х до примерно начала 80-х годов, в диапазоне от ясно различимых Алберта Айлера, Орнетта Коулмана и Дона Черри до ранних опытов Джона Зорна с его заигрыванием с ближневосточными ладовыми системами. С другой стороны, здесь явственно вычленяются воздействия и более старшего поколения, чем участники Cortex, скандинавских и британских импровизаторов, от Кенни Уилера до Магнуса Бру. И всё это замешано на современной энергетике, идущей в какой-то степени от скандинавской рок-музыки, в которой всё делается «по-взрослому, но не вполне всерьёз». Как написал о Cortex мой коллега, норвежский джазовый журналист Ян Гранлье, «у них больше энергии, чем у средних размеров электростанции, и при этом они восхитительно здорово играют».
АУДИО: слушать подкаст о Cortex с их студийными записями
Второй концерт шоукейса, проходившего в этот день в литературном клубе Litteraturhuset (дословно «Дом литературы»), представил ту грань скандинавской импровизационной музыки, которая широко востребована на европейской сцене — но, к сожалению, не джазовой аудиторией, так как к собственно джазу имеет не так много отношения: это, условно говоря, формат «Пикника Афиши», а не «Джаза в саду Эрмитаж». В группе Bushman’s Revenge (дословно это — «Месть бушмена»!) на барабанах всё тот же Гар Нильссен, на бас-гитаре играет экспрессивный Руне Нергорд (Rune Nergård или Nergaard — в некоторых источниках современное «aa» заменяет архаичное «å», но читается это всё равно как «о»), а на электрогитаре — интересный и яркий по идеям, но не слишком давящий техникой игры Эвен Хельте Хермансен (Even Helte Hermansen). Охарактеризовать стилистику их музыки можно как «хэви метал импров» или, скорее, «хэви прог импров»; это интересная, хорошо продуманная и чётко выписанная тяжёлая гитарная музыка с обильным использованием нечётных и переменных тактовых размеров, хитрых смен темпа и, главное, с обширными импровизационными эпизодами — но, к сожалению, она выходит за рамки формата нашего издания.
![Villa Lisøyen](https://www.jazz.ru/mag/537/no-lisoyen.jpg)
Зато более чем удовлетворительно соответствует нашему формату музыка, звучавшая в программе шоукейса на следующий день. В этот день шоукейс проходил в живописном поместье «Вилла Лисёйен» на островах недалеко от Бергена. В середине — второй половине XIX века владельцем поместья был первая «поп-звезда» норвежской музыки — великий скрипач Уле Булл (1810-1870), который сам и выстроил на островах этот впечатляющий памятник архитектурной эклектики, впитавший впечатления Булла от путешествий на Ближний Восток, в Швейцарию, в Россию (обратите внимание на луковичный купол виллы!) и т.д. Булл был страстным проповедником норвежской независимости, до которой оставались ещё долгие десятилетия, его игру Роберт Шуман оценивал наравне с игрой Никколо Паганини, а в жизни великого Эдварда Грига он сыграл и вовсе неоценимую роль, буквально выпестовав будущего классика норвежской музыки.
![Eyvind Austad Trio в гостиной виллы Уле Булла](https://www.jazz.ru/mag/537/no-austad.jpg)
Преподаватель джазовой программы в Университете Бергена пианист Эйвинд Эустад (Eivind Austad), игравший на старинном рояле в гостиной поместья, показал себя верным последователем прохладной, романтичной традиции, идущей от Билла Эванса. С ним выступили контрабасист Магне Тормодсэтер (Magne Thormodsæter) и барабанщик Хокон Мьосет Йохансен (Håkon Mjåset Johansen), образовавшие плотное и упругое основание для игры лидера трио (вдвоём они играют также в ряде других норвежских коллективов — в частности, группах Urban Connection и Come Shine). Что ж, Эустад стоит на плечах целой плеяды более старших коллег — норвежских пианистов предшествующих двух поколений, пришедших в джаз с солидной академической подготовкой и прекрасным знанием скандинавской классики, и закономерно нашедших себя в романтичном пост-григовском, но и пост-джарреттовском пианизме (в диапазоне от Кетиля Бьорнстада до Дага Арнесена).
![Cirrus](https://www.jazz.ru/mag/537/no-cirrus.jpg)
На следующий день участникам шоукейса, отведя их на ланч в отличный бергенский ресторан традиционной норвежской кухни Hanne på Høyden, представили коллектив под названием Cirrus. Главное действующее лицо здесь — вокалистка Эва Бьерга Хауген (Eva Bjerga Haugen), а главное звено, связующее с джазовой традицией — саксофонист Инге Уэзерхэд-Брейстейн (Inge Wheatherhead Breistein). Необходимость специального подчёркивания связи с джазовой традицией тут не надуманная: песенки Эвы Хауген находятся на очень милом, задумчивом и по-девичьи интимном перекрёстке между авторской «экспериментальной» поп-музыкой, французским шансоном и каким-то тёмным уголком европейского камерного джаза (как считают сами артисты) или, скорее, того, что в Европе называется nu jazz и что можно в изобилии услышать в фонограммах, звучащих на заднем плане в модных хипстерских кафе. Первые три песенки в исполнении этого коллектива заставляют прислушаться в поисках связи с джазом (и, в общем, довольно уверенно обнаружить её в задумчивой, прохладной игре Инге Брейстейна), но после третьей понимаешь, что темперамент группы (и особенно — вокалистки) вряд ли превзойдёт пылкостью темперамент отварной трески, поданной нам на ланч, так что изучение творчества этого милого квартета можно безболезненно завершать.
![Øystese, Storeteigen](https://www.jazz.ru/mag/537/no-museum1.jpg)
На четвёртый день шоукейса его участников отвезли на автобусе через горы в сердцевинный для Западной Норвегии регион — на берега Хардангерфьорда, где, в виду прекрасного в своей суровости фьорда и громоздящегося вдали крупнейшего в Европе ледника Фолгефонна, в крошечном посёлке Ёйстесе стоит неожиданно современный и хорошо звучащий 300-местный концертный зал культурного центра под названием Kabuso. Там для нас играла группа Ballrogg, ещё один коллектив на грани импровизационной музыки и «формата Пикника Афиши», только грань эта — не между джазом и роком, как у гитарного трио Bushman’s Revenge, а между джазом и экспериментальной электроникой.
![Ballrogg](https://www.jazz.ru/mag/537/no-ballrog.jpg)
В трио входят саксофонист/кларнетист/электронщик Клаус Холм (Klaus Ellerhusen Holm), гитарист/банджоист Ивар Грюделанн (Ivar Grydeland) — в этой программе он играл на педальной стил-гитаре — и контрабасист Роджер Арнтцен (Roger Arntzen). Предмет интереса Ballrogg — не мелодии и гармонии, которые в их музыке, в общем-то, нужно искать с увеличительным стеклом, а звуковые текстуры, тембровые конструкции, ладовые последовательности, импровизация зачастую не столько потоком нот, сколько постепенными (или, наоборот, резкими) изменениями тембров. Всё это — на грани современной академической музыки, настолько всё здесь умно и хитро устроено, но обширные импровизационные эпизоды вполне способны «унести в иные миры» — и, судя по бурным аплодисментам сорока участников шоукейса после получасового сета «Баллрогга», многих унесли.
Главное открытие этого дня поджидало участников шоукейса в музее Storeteigen здесь же, в Ёйстесе. Музей этот представляет собой добротную крестьянскую усадьбу XVII века (его название означает что-то вроде «Большой надел») — сад и огород, окружённые амбарами, бывшими конюшнями, хлевами и жилыми помещениями (хранители музея сами тут же и живут). В бывшей мебельной мастерской, которая работала в старинном здании ещё полвека назад, устроен музей народного быта.
![В музее Storeteigen](https://www.jazz.ru/mag/537/no-museum.jpg)
И здесь же есть крошечный зрительный зал буквально на 30 мест, где для нас выступил саксофонист Хокон Корнстад (Håkon Kornstad). 37-летний ныне, этот примечательный саксофонист прошёл уникальную эволюцию, подобную которой в современной музыке вряд ли можно найти.
Он окончил консерваторию в Тронхейме в 1998 году. В то время Корнстад был добротным фри-джазовым саксофонистом, и его трио (барабанщик Пол Нильссен-Лов и контрабасист Матс Эйлертсен) на рубеже веков можно было назвать одним из самых бескомпромиссно радикальных импров-ансамблей в Норвегии — настолько сильным, что в 2001 г. на фестивале в Молде их пригласил выступить в своём проекте сам Пат Мэтини. В 2000-м Корнстад стоял у истоков создания ещё более радикальной формации Atomic, где затем его сменил шведский коллега Фредрик Льюнгквист. При этом Хокон играл и совершенно другую музыку: экспериментальный трип-хоп в ансамбле вокалистки Ани Гарабрек, добротный европейский авторский джаз в группе ветерана норвежского джазового вокала Сидсель Эндресен, электронный рок-импров в группах клавишника Бугге Вессельтофта и гитариста Эйвинда Орсета… и т.д.
![Håkon Kornstad](https://www.jazz.ru/mag/537/no-kornstad.jpg)
Прорыв к новому художественному языку наступил в 2007 г., когда Хокон Корнстад выпустил сольный альбом «Single Engine». С этого момента одно из новых направлений его творчества окончательно определилось: это сольные саксофонные шоу, где он играет зрелую, драматичную авторскую музыку, уже чрезвычайно далёкую от фри-джаза. Сначала он записывает короткие, но очень хитро выписанные шумовые или саксофонные петли в старомодную «loop-машину» начала 2000-х годов. Хокон отказывается покупать новую, утверждая, что чрезвычайно аскетичные по нынешнему времени 32 мегабайта оперативной памяти старенького процессора заставляют его очень чётко продумывать свои «лупы» и всё время держать под контролем всю постепенно выстраиваемую композицию. Затем он импровизирует поверх этой звуковой ткани, и результат иногда получается совершенно волшебный, в чём нам с вами и предлагается убедиться на видео, снятом вашим корреспондентом в той самой мебельной мастерской: здесь Хокон играет на калимбе, тено-саксофоне и самодельном «флейтнете» — флейте с кларнетовым мундштуком.
ВИДЕО: Håkon Kornstad solo at Storeteigen
httpv://www.youtube.com/watch?v=9I921cZ7fZw
Но самый радикальный поворот в творчестве Корнстада произошёл, когда ему было уже 32 года. Он заново поступил в консерваторию, на сей раз на отделение классического вокала — и в 2014 году окончил её… как оперный певец. Но он не выступает в опере. Вместо этого он создал новый проект под названием Tenor Battle — буквально «Битва теноров»: вот только битва эта разворачивается не между «тремя тенорами», а между двумя, то есть певческим тенором Хокона Корнстада и его тенор-саксофоном. Вписывая классический оперный репертуар в джазовый контекст, Корнстад не «джазирует» его, не засвинговывает артикуляцию: классические арии остаются «как есть» — он только помещает их в новое звуковое обрамление, состоящее либо из двух-трёх пересекающихся линий саксофона в луп-машине (как это было на шоукейсе), либо из игры его специального ансамбля, включающего живой акустический шпинет, живую акустическую фисгармонию, контрабас и барабаны (так было на следующий вечер на фестивале Nattjazz). А как только оперный материал перестаёт звучать, навстречу ему выходит — неизвестно как моментально сменив тип дыхания, при игре на саксофоне совершенно иной, нежели при оперном бельканто — второй тенор, то есть тенор-саксофон. И отвечает только что спевшему первому тенору на языке современной импровизации. Да, это немного похоже на раздвоение личности, но это очень неожиданно, смело и сильно звучит.
ВИДЕО: Håkon Kornstad Tenor Battle на фестивале Nattjazz 2014 (Берген, Норвегия)
httpv://www.youtube.com/watch?v=6hECzXfjPWE
Съёмка: Kalle Tangset
Пер Занусси — контрабас, Сигбьорн Апеланн — фисгармония, Эйвинд Скарбё — ударные
![Вид на Берген с вершины горы Флёй](https://www.jazz.ru/mag/537/no-bergen1.jpg)
Финальный день шоукейса Nutshell принёс ещё два мощных музыкальных впечатления. Сеты этого дня звучали в ресторанчике туристического центра на вершине горы Флёй, которая высится над центром Бергена. Поскольку на вершину ходит чрезвычайно популярный в городе и среди туристов фуникулёр, народу там постоянно очень много, и полностью закрыть ресторан для шоукейса было, конечно, нельзя; так что впервые за эти дни специальные программы слушали не только специалисты, но и случайная публика. А публика в Норвегии, надо сказать, хорошо подготовлена двумя десятилетиями широкой общественной поддержки новой музыки. При случайно услышанных звуках современной импровизации норвежская аудитория не начинает навязчиво демонстрировать непонимание, как это, увы, случается в знакомых нам краях, а — если ей интересно — остаётся послушать, а если неинтересно — просто уходит, не устраивая из этого мировоззренческую трагедию.
![Arve Henriksen, Terje Isungset](https://www.jazz.ru/mag/537/no-henriksen.jpg)
Дуэт, в который входят трубач Арве Хенриксен (Arve Henriksen) и перкуссионист Терье Исунгсет (Terje Isungset), давно известен нашим читателям. Об их невероятном проекте «Мир стекла», в котором оба играли на существующих в единственном экземпляре звучащих объектах из стекла, писал наш обозреватель Григорий Дурново ещё в январе 2012 г. (см. «Импровизация на стекле: норвежские экспериментаторы в Таллинне»). Арве и Терье исповедуют весьма радикальный подход к импровизации. Во-первых, то, что они играют — это полный «импров», то есть заранее ничего не сочиняется и даже не обговаривается: они просто выходят и начинают играть. А во-вторых — это прежде всего тембральная импровизация, то есть они не обыгрывают аккорды по гармонической сетке, не импровизируют мелодии (ну разве только в самом, самом широком смысле), и даже ладовая импровизация для них не цель, а только одно из средств, причём не самое важное.
Самое главное для этого незаурядного дуэта — создать мощную, захватывающую звуковую картину, драматические звуковые события, волнующие тембральные ландшафты. Эта музыка не успокаивает слушателя, не убаюкивает, хотя в ней можно найти отзвуки характерной скандинавской медитативности 90-х (знаменитый «звук ледяных фьордов»: и не удивительно — Хенриксен много записывается на ECM, но не с этим проектом). Эта музыка делается не для того, чтобы «сделать слушателю красиво», а для того, чтобы не оставлять его в покое, будоражить яркими звуковыми образами слушательское воображение и вообще всячески вовлекать слушателя в экзотичный, временами почти декоративный звуковой мир Хенриксена и Исунгсета. Надо сказать, что оказавшаяся в момент их выступления на горе Флёй случайная публика приняла дуэт весьма сочувственно.
![Marius Neset](https://www.jazz.ru/mag/537/no-neset.jpg)
И, наконец, мощный финал. На сцене — новая восходящая суперзвезда норвежского джаза, саксофонист Мариус Несет (Marius Neset). С ним не тот же состав, с которым ваш корреспондент видел его буквально месяцем раньше в Таллине, но это тоже квартет, и впечатления те же, и даже начал он тоже с темы «Golden X-Plosion», поэтому я позволю себе схалтурить и просто процитировать собственный текст:
Автор этих строк должен признать, что игра Несета завораживает. Редко случается слышать человека, который может на саксофоне всё, ну, как Дейв Мёррей или Джеймс Картер, например. А Мариус Несет действительно может на саксофоне (и на теноре, и на сопрано) всё, техника игры этого 29-летнего музыканта знает мало равных в мире. При этом он пользуется своим фантастическим контролем над инструментом совсем нетрадиционно: то, что он играет в своём квартете, безусловно происходит от джаза, но в такой же степени, если не в большей, проявляет признаки воздействия рок-музыки. Главное для Несета в его сольном проекте — не столько мелодия и гармония (которые сведены к не очень сложным попевкам и лаконичным ладовым построениям), сколько, как в роке, чётко ритмически организованный и динамически напористый тембр. То, что делает на тенор- или сопрано-саксофоне Мариус Несет, сродни тому, что делают на электрогитаре современные рок-музыканты. […] Музыка Несета — маниакально напористая, лихорадочно энергичная, динамически не просто упругая, а бьющая (нет, лупяшая!) этой динамической энергией через край, как будто Несет специально, сознательно ставит перед собой и перед ансамблем задачу всякий раз постепенно добираться до крайних пределе звукового напора. Собственно, этот чётко устроенный и хорошо продуманный напор и есть главное музыкальное содержание пьес Несета. Напрасно было бы искать здесь хитовых мелодий или богатой гармонической сетки: всё это играет подчинённую роль, главное — ритмический экстаз, в который Несет контролируемо ввергает сам себя, весь ансамбль и заодно слушателей.
За полным комплектом восторгов автора по поводу этого выдающегося музыканта (и заодно за видео с его выступления в Таллине) добро пожаловать в соответствующий репортаж.
СЛУШАТЬ: подкаст «Джаз.Ру» с музыкой Мариуса Несета
Автор и журнал «Джаз.Ру» благодарят Королевское посольство Норвегии и лично Татьяну Феодоритову, а также Западно-Норвежский джаз-центр и лично Нину Торске и Брит Акснес за организацию поездки на Nutshell-2014.
Tania, Nina, Brit: tysen takk!
Кирилл, спасибо за информацию. Замечательные музыканты. Корнстад — молодец, так и надо (сближать классику и джаза)!
Меня смутил только начальный эпизод в стиле ресторанного шансона. Не похоже на композиторский прием. Скорее, провинциальный вкус.
А Несет — гениальный композитор и аранжировщик. Я в американских вариантах таких людей встречаю крайне редко. И меня потряс барабанщик. Есть такие места, когда кажется, что играют два драммера. Здорово. И для меня это — часть мейнстрима. не вижу особо авангардных устремлений. В.Б.
Владимир Борисович, это не «начальный фрагмент» — норвежский оператор снял несколько кусков из продолжительного концерта и произвольно смонтировал их. Съёмка в результате начинается с юмористического, чтобы не сказать — саркастического эпизода, который в программе выступления Корнстада прозвучал примерно на пятнадцатой минуте. Эпизод вызвал оживление у аудитории, уловившей его юмористическую природу, но, к сожалению, вне контекста действительно работает плохо.
Мододец,Кирил Я живу в Норвегии и многих не знаю и не слышал.Насчет Мариуса ,
он действительно необычный и ядерный саксофонист .Пьеса в youtube Birds с оркестром мне очень понравилась.Хочу напомнить его учителя и вдохновителя-Джанго Бэйтца
Кстати, он хвалил мне его сегодняшнюю русскую студентку Марину Себянину .Замечательно,что учаться джазовые студенты в Европе, не только в Беркли