Европейская джаз-конференция в Хельсинки: исследования Севера

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото, видео)
CM

reportКаждый год в сентябре Европейская джазовая сеть — профессиональная ассоциация джазового сектора европейской музыкальной индустрии, в которую входят 98 фестивалей, концертных площадок, клубов, промоутеров, национальных и региональных джазовых организаций из 30 стран — собирается в одной из европейских стран на свою Генеральную ассамблею: людей посмотреть, себя показать, поделиться достижениями, обсудить стратегию на будущее и заодно познакомиться с джазовой жизнью принимающей страны.

С 18 по 21 сентября в Хельсинки Europe Jazz Network собиралась в 27-й раз — и впервые в новом формате: в столице Финляндии ежегодная ассамблея стала частью более широкого мероприятия, Европейской джаз-конференции. Кроме делегатов ассамблеи, в ней участвовали несколько десятков независимых музыкальных профессионалов, не являющихся (пока?) членами Сети — в основном из принимающей страны. Они могли слушать основных докладчиков пленарных заседаний конференции, говоривших о жизненно важных проблемах джазовой индустрии, а затем обсуждать повседневные вопросы и надежды европейского джазового сообщества в рабочих группах по интересующим их темам: достижения и тенденции в музыкальном образовании, продюсирование музыкальных мероприятий, проведение фестивалей, расширение аудитории и так далее.

панельная дискуссия
Одна из «панельных дискуссий» в рамках Европейской джаз-конференции: «Джаз вне Европы». Панелисты — Джоанн Ки (Jazz Australia), Агус Сетьяван Басуни (WartaJazz, Индонезия) и Пол Огастин (Penang Jazz Festival, Малайзия); модератор — Иэн Паттерсон (AllAboutJazz.Com). Внизу в центре кадра — Лаури Лаурила, исполнительный директор Финской джазовой федерации.

Кстати, впервые за много лет в ассамблее Европейской джазовой сети участвовал действительный член из России — агентство «АртМания», которое проводит фестивали «Усадьба. Jazz»: с их широчайшей международной деятельностью членство в EJN, само по себе весьма недешёвое, жизненно необходимо.

Тесные контакты с региональной джазовой сценой происходили в вечернее и ночное время. 18 сентября более сотни делегатов Конференции посетили клуб Koko Jazz, где посмотрели шоукейс Young Nordic Jazz Comets — представление молодых коллективов из пяти стран Северной Европы (Исландия, Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия), тщательно отобранных специальными жюри на национальном уровне. Норвегия показала в этом году зубастое и страшно громкое трио Krokofant, вся связь которого с джазовым искусством заключалась в том, что в их составе был саксофон — играли они при этом неглупый, хорошо выписанный и весьма боевитый «прог-метал».

Intone
Intone

А вот шведский квинтет Intone со своим плотным бархатным звуком, строящемся на сочетании флюгельгорна Оскара Стенмарка и тенор-саксофона Эрика Арельяно, оказался — неожиданно для скандинавского коллектива — вполне традиционно джазовым.

ВИДЕО: Intone на Young Nordic Jazz Comets 2014

httpv://www.youtube.com/watch?v=U56C4LjIHAA

ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о музыкальной программе Jazz Finland Festival, много фото, ВИДЕО! 

Финский же коллектив Elena & The Rom Ensemble удивил слушателей мягким акустическим звуком, где скрипка Сампо Хюкканнена явно тянула стилистику в сторону карпатско-цыганского фолка — что и неудивительно, учитывая румынское происхождение лидера ансамбля, певицы Елены Миндру (она даже спела одну песню на румынском). Звучал, в общем-то, цыганский джаз — но вовсе не «джаз мануш», который обычно имеют в виду под этим словосочетанием, а эдакий восточноевропейский фолк-джаз. Стало ясно происхождение названия коллектива: ведь восточноевропейские цыгане называются «рома», а «ром» — это «цыган» в единственном числе.

Elena & The Rom Ensemble
Elena & The Rom Ensemble

Следующие два вечера музыкальная программа Европейской джаз-конференции называлась Jazz Finland Festival и представляла, по замыслу организаторов (Финской джазовой федерации и национальной компании музыкального экспорта Music Finland), весь спектр финской джазовой сцены. И, надо сказать, весь спектр показать вполне удалось — как со стилистической, так и с качественной точки зрения; так что, с вашего позволения, ваш корреспондент остановится только на нескольких самых ярких именах из 15 участников программы.

Ilmiliekki Quartet
Ilmiliekki Quartet

19 сентября слушатели каждые полчаса перемещались между двумя камерными залами обширного комплекса Музыкального центра Хельсинки на проспекте Маннергейма, буквально напротив здания финского парламента. Лауреаты программы поиска юных талантов 2001 года Ilmiliekki Quartet определённо вошли в возраст. В их музыке легко услышать «нордические» (и вообще европейские) влияния (и даже пресловутые «звуки ледяных фьордов»), но трубач Вернери Похьола — не просто сумма манер старших коллег, записывающихся для ЕСМ: в его игре, конечно, слышно немного Арве Хенриксена и немного Томаша Станько, но слышен и собственно Похьола. И если ритмические концепции великого польского трубача слышны в игре Ilmiliekki Quartet, то не потому ли, что барабанщик Олави Лоухивуори несколько лет гастролировал с квинтетом Томаша Станько?

Kari Ikonen
Kari Ikonen

Kari Ikonen Trio оставило сильное впечатление: лидер-пианист Кари Иконен обладает не просто блестящей, но какой-то избыточно блестящей техникой с тонким вниманием к ритмическим нюансам и вообще точнейшим, прецизионным ритмическим строем внутри классической идиомы джазового фортепианного трио, дополненным приятной комбинацией мягкой классической смычковой игры и плотного пальцевого свинга у живущего в Эстонии армянского контрабасиста Ары Яральяна и надёжного ритмического чувства одного из самых опытных барабанщиков Финляндии — Маркку Оунаскари.

ВИДЕО: Kari Ikonen Trio на Jazz Finland Festival

httpv://www.youtube.com/watch?v=XiSrbYRWEZ4

Программа субботнего вечера 20 сентября переместилась в небольшие залы центра Culture Factory Korjaamo, не без фантазии перестроенного два года назад из старинного трамвайного депо (вот только бы ему ещё систему вентиляции этих самых залов…).

UMO Jazz Orchestra
UMO Jazz Orchestra

Противоречивое впечатление оставил биг-бэнд UMO Jazz Orchestra — главный джазовый оркестр Финляндии, пользующийся серьёзной государственной и корпоративной поддержкой и де-факто выступающий крупнейшим джазовым работодателем в стране (39 лет истории, 16 штатных инструменталистов, 80 плановых концертов и около 100 приглашённых артистов — солистов, дирижёров, композиторов, аранжировщиков — каждый год). Годовой бюджет УМО Джаз-оркестра равен примерно годовому бюджету на культуру (всю культуру!) средней российской области. Играют они почти исключительно оригинальные сочинения финских авторов, так как это, собственно, уставная задача государственного джаз-оркестра: представлять финский джаз. Программа насыщенная, сдержанная, умная и в целом весьма интересная. Осталось непонятным, почему она была так вяло и рыхло сыграна и почему секции оркестра временами не очень-то «строили» внутри себя. По сравнению со, скажем, Тронхеймским джаз-оркестром из соседней Норвегии главному финскому биг-бэнду не хватает, как показалось, современных средств выразительности; а, допустим, с оркестром Западногерманского радио (WDR Big Band) или, тем более, Московским джаз-оркестром Игоря Бутмана он просто несравним по уровню игры. И это странно.

Mikko Innanen Innkvisitio
Mikko Innanen Innkvisitio

Среди лучшего, услышанного в заключительный вечер Jazz Finland Festival — ироничный, точный и стильный танцевально-развлекательный коллектив Timo Lassy Band, а также Mikko Innanen Innkvisitio — громкий импров-квартет под руководством самого «всеохватного» саксофониста Финляндии, Микко Иннанена, который на финской сцене играет буквально всё и со всеми. В этом проекте он играет на альте, баритоне и на металлическом кларнете, и его инструменты — это только один «ствол спаренного пулемёта»: во второй ствол дует страшный зверюга-тенорист Людас Моцкунас из Литвы, напористость игры которого на европейской сцене особо даже не с кем сравнить. Синтезаторщик Сеппо Кампонен и барабанщик Йоонас Рииппа составляют вторую половину «Иннквизиции», которая весь свой сет подвергает слушателей весьма изощрённой звуковой пытке — но, надо признать, сыгранной на высочайшем уровне.

ВИДЕО: Mikko Innanen Innkvisitio на Jazz Finland Festival

httpv://www.youtube.com/watch?v=6a_KvYEDNow

В следующий раз Европейская джазовая сеть собирается на Генеральную ассамблею в Будапеште, столице Венгрии, 24-27 сентября 2015 года. Надо думать, там тоже будет что послушать.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №682: открытия из Европы — Heliotroop и Гидеон Ван Гелдер
Следующая статьяТуристическое управление финского города Тампере представляет турпакет для поездки на Tampere Jazz Happening
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.