Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) |
![]() |
27 января в Театральном зале Дома музыки состоялась презентация альбома «Open Strings» («Открытые струны», Butman Music) проекта Лебедев-Ревнюк (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов плюс струнный квартет). А 14 февраля в Клубе Алексея Козлова представила дебютный альбом «Paint Me» («Нарисуй меня», ArtBeat Music) Алевтина Полякова — не только как тромбонистка (в этом качестве она известна уже достаточно давно), но и как вокалистка, и как саксофонистка, и как лидер собственной группы Solar Wind(«Солнечный ветер»).
Общее впечатление от двух презентаций: пришедшее на большую джазовую сцену в середине 2000-х поколение музыкантов, которым сейчас около 30 (плюс-минус несколько лет), уже не просто «ищет себя» — эти артисты уверенно заявляют о себе как о новой силе на отечественной джазовой сцене, силе, которая в ближайшие десятилетия будет доминировать в российском джазе. Характерная особенность: эти артисты не стремятся имитировать гигантов прошлого, почти не выносят на большую сцену исполнение стандартов — хотя прекрасно умеют играть стандарты и замечательно изучили наследие титанов джаза. Новое поколение играет себя, свою музыку, ищет и находит в джазовом искусстве собственное лицо. Это не может не радовать и внушает оптимизм.
![Евгений Лебедев, Антон Ревнюк, Игнат Кравцов, Александр Папий и струнный квартет](https://www.jazz.ru/mag/548/le-re-all.jpg)
Виртуозная фортепианная игра Евгения Лебедева, отточенная им за годы обучения в Российской Академии музыки им. Гнесиных в Москве и в колледже Бёркли в Бостоне — безусловно доминирующий элемент звучания Lebedev | Revnyuk Project. Но с первых же нот звучания этого коллектива непредвзятый слушатель сразу же понимает, что без басовых инструментов Антона Ревнюка этот ансамбль звучал бы в разы менее ярко. Ревнюк, один из самых опытных басистов столичной сцены и один из немногих музыкантов, в равной степени блестяще владеющих и электрической бас-гитарой, и акустическим контрабасом, не просто заполняет «нижний этаж» звуковой картины, которую играет ансамбль — он создаёт формообразующее движение музыки коллектива, органически сцепленное и с виртуозным фортепиано, и с нервически-острыми барабанами Игната Кравцова, который за последние полтора-два года изрядно эволюционировал — и из подающего большие надежды молодого барабанщика превратился в опытного мастера, которому доверяют ритмическую организацию своей музыки сразу несколько ведущих коллективов молодой московской джазовой сцены. Заметим, что Кравцов играет в обоих ансамблях, о которых идёт речь в этом тексте.
Каждая из четырёх очаровательных участниц струнного квартета, названных в рекламе концерта «квартетом солистов Московской консерватории» — прекрасный музыкант, но справедливости ради следует заметить, что квартет играет в звуковой ткани «Открытых струн» важное, но подчинённое значение. Нет, Асия Абдрахманова (первая скрипка), Светлана Рамазанова (вторая скрипка), Антонина Попрас (альт) и Ирина Цируль (виолончель; на альбоме партии виолончели играла Александра Рамазанова) не «заполняют пространство», как было принято в эстрадной музыке прошлого столетия — партии струнного квартета тщательно вписаны в общую звуковую картину и, в принципе, первая скрипка и виолончель даже время от времени играют короткие, но яркие сольные микроэпизоды; но не это главное. Струнные — не «заполнитель» звуковой панорамы этого ансамбля, а как бы противовес или, скорее, балансир для виртуозной, телепатически чувствующей друг друга связки фортепиано-бас.
ВИДЕО: Lebedev | Revnyuk Project — «О лете» (Антон Ревнюк)
httpv://www.youtube.com/watch?v=O-OBqEAr92A
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о презентациях альбомов «Проекта Лебедева-Ревнюка» и Алевтины Поляковой, много фото, ВИДЕО!
В принципе, этот механизм точно так же работал и в тех пьесах, где были задействовованы приглашённые солисты — представители того же круга и поколения музыкантов, что и лидеры проекта: гитарист Александр Папий, саксофонист Андрей Красильников, а также вокалистка (и спутница жизни Евгения Лебедева) Ксения Лебедева.
![Евгений Лебедев, Андрей Красильников, Антон Ревнюк](https://www.jazz.ru/mag/548/le-re-krasila.jpg)
Среди исполненного на презентации материала были и сочинения великих мастеров (точнее, одно сочинение — «El Gaucho» Уэйна Шортера), и пьесы, привязанные к определённым «мировым» (от слова world music) музыкальным стилистикам («Broken Tango» Евгения Лебедева или грузинская песня «Sait Medikhar» в исполнении приглашённого солиста — вокалистки Этери Бериашвили, в последние месяцы ставшей настоящей звездой национального масштаба благодаря участию в телепроекте «Голос»).
![Евгений Лебедев, Этери Бериашвили](https://www.jazz.ru/mag/548/le-eteri.jpg)
Но центральная роль в репертуаре Lebedev | Revnyuk Project всё же принадлежит авторским сочинениям Евгения Лебедева, в которых ярко и узнаваемо читается русское начало, идущее не столько от «популярного фольклора», сколько от глубокого понимания русской классической традиции. И это в очередной раз убедительно доказывает тезис о том, что музыкантам из России есть на что опереться в поисках собственного лица на мировой джазовой сцене — и что в результате этих поисков может получаться (и получается!) не усреднённо-космополитичная «мировая экзотика», а органичное, живое и убедительное обращение к собственным музыкальным традициям. Практика показывает, что именно у тех, кто опирается на собственные корни, есть перспективы и на мировой сцене, где прекрасно умеют отличать выученное от природного, а оригинальное — от удачно скопированного.
ВИДЕО: Lebedev | Revnyuk Project — «No Tears» (Евгений Лебедев)
httpv://www.youtube.com/watch?v=DL6WsB4vbmU
14 февраля в Клубе Алексея Козлова этот тезис был подтверждён снова.
![Игнат Кравцов, Алевтина Полякова](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-tb.jpg)
Ещё года полтора назад, упоминая имя «Алевтина Полякова», «Джаз.Ру» уточнял — «тромбонистка». Ведь так оно и было: Алевтина действительно была солисткой Московского джаз-оркестра Игоря Бутмана, играла на тромбоне и, в принципе, воспринималась именно как тромбонистка, причём отличная тромбонистка — не аттракцион «девушка играет на тромбоне», как это иногда случается, а действительно серьёзный мастер. Потом у Поляковой появился собственный ансамбль под названием «Солнечный ветер», и там выяснилось, что Алевтина поёт, причём с каждым разом всё интереснее и увереннее (запела она совсем недавно и, как она рассказала в интервью нашему зам. главного редактора Анне Филипьевой для 4/5 номера бумажного «Джаз.Ру» за минувший год, ещё только учится этому искусству). А в 2014-м Алевтина покинула оркестр Бутмана, Solar Wind стал её основным концертно-гастрольным проектом, и состав ансамбля стабилизировался — контрабасист Макар Новиков, пианист Артём Третьяков и барабанщик Игнат Кравцов.
![Макар Новиков, Алевтина Третьякова, Игнат Кравцов](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-all-ss.jpg)
Концерт 14 февраля был долгожданной московской презентацией дебютного альбома Алевтины Поляковой: «Paint Me» («Нарисуй меня») вообще-то был выпущен лейблом ArtBeat Music в «гастрольном варианте» (т. е. в картонном конверте) ещё в начале ноября прошлого года, к большому туру Алевтины по России (Екатеринбург, Уфа, Оренбург, Краснодар и другие города), но именно к московской презентации был изготовлен «коллекционный» вариант — номерные экземпляры альбома в толстых коробках характерного для ArtBeat дизайна, а заодно напечатан и новый тираж «эконом»-версии в картонных конвертах, но с новым дизайном обложки.
![Алевтина Полякова](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-vo-hand.jpg)
На концерте «Солнечный ветер» прозвучал крепким, сыгравшимся, хорошо чувствующим друг друга составом. Несомненное лидерство Алевтины Поляковой отлично поддержано работой ансамбля: играет ли она на тромбоне (что, к сожалению, в нынешней программе ансамбля происходит не слишком часто: Алевтина очень увлечена раскрывающимися перед ней возможностями петь собственный авторский материал, отдаётся вокалу самозабвенно и продолжительно, а вот как тромбонистка показывает себя до обидного редко — а жаль, она здорово играет на этом непростом инструменте!), поёт или играет на саксофоне (в последние месяцы она активно восстанавливает навыки игры на своём первом инструменте — сопрано-саксофоне), ансамбль держит её цепко, уверенно и поддерживает надёжно.
![Артём Третьяков, Макар Новиков](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-makar.jpg)
Это касается не только Макара Новикова, одного из лучших контрабасистов нынешней московской сцены (и, кстати, спутника жизни Алевтины). Игнат Кравцов, за два года после переезда из Екатеринбурга стремительно нарастивший мастерство и в настоящее время — один из самых востребованных московских барабанщиков своего поколения, составляет вместе с Макаром надёжную основу этого ансамбля, но самая любопытная роль — у пианиста Артёма Третьякова. Ваш корреспондент наблюдает за этим перспективным музыкантом не так давно: в конце концов, пианист из Магнитогорска только в прошлом году окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных, и слышать его поначалу приходилось преимущественно в контексте джазовых конкурсов. Но и там он проявлял себя как бескомпромиссный импровизатор, который лучше переиграет положенный регламент, но покажет все свои авторские идеи, даже если контекст для этих идей оказывается для него не самым выигрышным.
![Артём Третьяков](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-tretyakov.jpg)
Что же до «Солнечного ветра», то здесь контекст как нельзя более выгоден для пианиста: ведь в лаконичной звуковой структуре инструментального квартета, где солирующий инструмент (саксофон или тромбон) ещё и выявляется достаточно редко — только в собственных соло, — фортепиано Третьякова (или электронные клавишные, что случается не так часто) занимает практически весь средний и верхний этажи гармонической и мелодической ткани ансамбля и располагает значительным пространством для выражения своих идей, действительно небанальных и ярких.
![Алевтина Полякова](https://www.jazz.ru/mag/548/alevtina-vo.jpg)
Общий крен в нынешней программе «Солнечного ветра» — скорее песенный, чем инструментальный: Алевтина Полякова с увлечением исследует возможности изложения песенного материала и делает это с таким искренним, временами наивным, но подкупающе органичным артистизмом, что — то ли сознательно, то ли не вполне — показывает себя зрелым (тромбон) или перспективным (саксофон) инструменталистом несколько меньше, чем, возможно, хотелось бы. Но это ведь ещё смотря кому! В клубе в этот вечер случился аншлаг, аудитория была преимущественно молодёжная (что в прилагаемом видео хорошо опознаётся по тому своеобычному для юной аудитории московских клубов гвалту перекрёстного общения довольных жизнью, позитивно настроенных молодых людей, которым никто в жизни не успел рассказать, что музыку вообще-то лучше слушать молча, хотя бы из уважения к артистам), и песенный материал Алевтины был принят с большим энтузиазмом — а по её игре на тромбоне, возможно, скучали меньше, чем если бы в публике были одни джазовые знатоки.
Яркая сценическая подача и заразительная вовлечённость в музыку с головой, полностью, без остатка — наверное, именно этот фактор больше всего убеждает в том, что и в дальнейшем сольным проектам Алевтины Поляковой может быть суждена счастливая сценическая жизнь, тёплый приём и распространение среди более широкой аудитории, чем один только тесный кружок любителей джаза. Способность джазового артиста обратиться к широкой аудитории и быть услышанным — дорого стоит, а Алевтина обладает этой способностью сполна.
ВИДЕО: Алевтина Полякова и «Солнечный ветер» — «Нарисуй меня» (Алевтина Полякова)
видеоролик предоставлен артистами
httpv://www.youtube.com/watch?v=CLytVaLANnQ