Фестиваль «Архангельск Блюз»: десять лет на Двине

2
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

report21-24 мая в Архангельске уже в десятый раз состоялся международный фестиваль «Архангельск Блюз». На его открытии в Драматическом театре им. М.В. Ломоносова бессменный ведущий фестивальных концертов Владимир Каушанский и продюсер фестиваля, архангелогородский гитарист Тимофей Дорофеев вспоминали, как фестиваль проходил в первый раз: в маленьком зале архангельского Дома офицеров, в один день, с участием всего трёх коллективов. Десять лет спустя весенний блюзовый праздник на Северной Двине идёт четыре дня, концерты проходят в большом современном зале драмтеатра, а затем ещё два дня — в уютном «Музейном дворике на Поморской», новой концертной точке во дворе Музея художественного освоения Арктики, где много лет базируется «Джаз-мастерская» Тима Дорофеева.

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев

Фестиваль открыл Guitar Summit, «Гитарная встреча в верхах» — своего рода открытая звуковая лаборатория, которую Дорофеев регулярно собирает с 2010 г. Блюз-рок и фанк-фьюжн с большой удельной долей блюзовых интонаций — так формулируется стилистика этого крупного состава. Собственно гитар в «Гитарном саммите» на сей раз участвовало три: сам Дорофеев, опытнейший блюз-рокер из Вологды Виктор Колесов и совсем молодой архангелогородец Илья Федотов, с юношеским задором вторгшийся на территорию «Встречи в верхах» и вполне убедивший аудиторию в своём праве участвовать в ней на равных. Кстати, кроме гитарной игры, Федотов ещё и спел — ну, блюз не блюз, но репертуар Creedence Clearwater Revival ему вполне поддался.

Guitar Summit
Guitar Summit

Кроме того, на сцене были, поочерёдно или вместе, два барабанщика, и оба Барандовы — братья Алексей и Валерий, а начиная с третьей пьесы (авторской темы Дорофеева «Три сосны или три кита»), играла ещё и впечатляющая духовая секция: московский саксофонист Александр Гуреев (ну, московский-то московский, но ещё до санкт-петербургского периода в своей жизни музыкант начинал выступать как раз за родной Архангельск), его коллега, архангелогородец Виктор Хабаров, и москвич Михаил Жижин на тромбоне: солист оркестра им. Олега Лундстрема приехал на фестиваль с московским шоу Cigar Hall, а заодно поучаствовал и в «Саммите». Выступление этой фестивальной сборной впечатляюще завершилось исполнением «хитовой» темы Виктора Колесова с немногословным названием «Oh Yeah», или, по-русски, «О, йе».

Guitar Summit
Guitar Summit

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с фестиваля, много фото! 

Алексей Беккер, Владимир Нестеренко, Николай Куликов
Алексей Беккер, Владимир Нестеренко, Николай Куликов

Во втором отделении на сцене появилось московское «Трио ВКЛ», оно же трио Владимира Нестеренко — но, к сожалению, долго радоваться мощной блюзовой игре трио, в котором пианист и флейтист Нестеренко играет почти исключительно на электрооргане, а состав традиционного органного трио достраивают гитарист Николай Куликов и играющий здесь только на барабанах пианист Алексей Беккер, не довелось. Выяснилось, что трио выступает в данном случае как аккомпанирующий состав некоей певице, которая умеет и любит петь громко и напористо —и при этом такой репертуар, который (как «The Thrill Is Gone» Роя Хоукинса, прославленную гениальным исполнением Би Би Кинга) не предназначен для исполнения в динамике «два форте», а, напротив, нуждается в негромком, исповедальном, интимном вокале. И вообще: громко и точно взять все ноты вовсе не означает «спеть песню», особенно — в блюзе. Но — артист так видит…

Larry Mitchell + Пётр Ившин и Антон Горбунов
Larry Mitchell + Пётр Ившин и Антон Горбунов

Финал первого концерта фестиваля тоже выдался весьма громким. Американский гитарист Ларри Митчелл приехал в Архангельск в сопровождении мощной московской ритм-секции, в которую вошли басист Антон Горбунов и барабанщик Пётр Ившин. И мощь их оказалась востребована на все сто процентов. Выяснилось, что американский гость, кроме принадлежности к афроамериканскому меньшинству, ничем больше с блюзовым искусством особенно не связан и играет напористый, жёсткий, настойчиво-скоростной инструментальный хард-рок, или, если угодно, блюз-метал — в назойливо-виртуозной манере, какую проповедовала в 1980-90-е годы продукция небезызвестного калифорнийского лейбла Shrapnel Records. Впрочем, нельзя не признать, что, несмотря на однообразие гитарного «шреддинга» заокеанского гостя и крайнюю несложность его музыкального материала, он имел значительный успех среди юношества, желающего научиться играть на гитаре — подросткам ведь всегда нравится, когда играют громко и быстро (неважно, что).

Cigar Hall
Cigar Hall

Совершенно иным оказалось открытие второго дня фестиваля в Драмтеатре. Московское шоу Cigar Hall под руководством поющего контрабасиста Валентина Лакодина — это, собственно, всего четыре человека: пианист Владимир Луизо, барабаншик Алексей Денисов и тромбонист Михаил Жижин. Но играют эти четверо весьма плотно, а их узнаваемый, легкодоступный и общепонятный материал, состоящий из эстрадно-джазовых и ритм-н-блюзовых хитов середины прошлого века, обеспечивает им положительный приём и на джазовом, и на блюзовом фестивале — а «Архангельск Блюз» стоит примерно посередине между этими форматами. Лёгкая, весёлая и практически танцевальная программа, в которой даже печальная и напряжённая «Moanin‘» Бобби Тиммонса прозвучала как заводной номер для непроизвольного подёргивания конечностями, была изрядно украшена сильными соло Жижина — несмотря на молодость, одного из самых опытных и, что называется, «реально играющих» тромбонистов в стране.

Cigar Hall
Cigar Hall

Второе отделение было безраздельно отдано советским 1980-м. Именно оттуда родом гитарист и вокалист Юрий Наумов, который уже четверть века живёт в США.

Наумов вырос в Свердловске (ныне Екатеринбург), где в начале 80-х дебютировал со своей рок-группой «Проходной двор», потом пытался пробиться на ленинградской рок-сцене, но — несмотря на достаточно широкую известность уже в качестве сольного исполнителя собственных песен в формате «чувственный вокал + необычно звучащая виртуозная акустическая гитара» — в 1990-м неожиданно эмигрировал в Америку. И там его стилистика, сама по себе уникальная, законсервировалась раз и навсегда — что, в общем, вполне обоснованно в художественном плане: раз найдя свой звук, свою манеру, Юрий Наумов вполне органично живёт в этом изолированном от новых веяний образном мире, где и новый материал звучит примерно так же, как звучали его первые сольные «хиты» 30-летней давности. И это тот самый случай, когда осознанная самоконсервация артиста в оригинальной стилистике вполне оправдана: да, Наумов — такой, и это практически прекрасно.

Юрий Наумов
Юрий Наумов

Юрий играет на девятиструнной акустической гитаре — несколько этих уникальных в своём роде инструментов построил для него, начиная с 1980-х гг., скрипичный мастер Сергей Ноздрин. Прекрасно понимаю, что не всем близка эстетика раннего «русского рока», с его вниманием к текстовой составляющей. Но слушатель может, не особо вслушиваясь в текст — то абстрактно-философский, то до предела метафоричный, но всегда «возвышенный», как было принято до начала «перестроечного» колбасно-социального рок-движения — радоваться тому действительно уникальному, что есть у Наумова: гитарной игре. Возможности девятиструнки, у которой сильно увеличен басовый диапазон, дополнительно расширены обильным использованием электроники, благодаря чему акустическая гитара у Юрия звучит практически как целый инструментальный ансамбль — с развитым басом, плотной гармонией и хорошо продуманными сольными вставками. Да, Наумов всё тот же, каким был в 80-е, и всё так же поёт на бис «Сказку о Карле, короле рок-н-ролла». Но и играет он по-прежнему так, как этого больше никто не делает — и звучит отлично.

Финал «театральной» программы фестиваля «Архангельск Блюз 2015» прозвучал по-настоящему ударно. Не может же быть блюзового фестиваля без настоящего блюзмена! И настоящий блюзмен на фестивале был.

J.C. Smith
J.C. Smith

Его зовут Джей Си Смит (J.C. Smith), он родом из Сан-Франциско и представляет мощную школу калифорнийского блюза. В молодости он играл в школьной группе, но потом полтора десятилетия, по его словам, «пил, глотал всякую гадость и дрался». Только в середине 80-х, после смерти матери, Джей Си взялся за ум, оставил нехорошие субстанции и снова сел за барабаны, попав к середине следующего десятилетия в популярный калифорнийский ансамбль Back To Back Blues Band. А в последний год прошлого века с ним произошла решающая метаморфоза: он оставил барабаны, взял в руки электрогитару и запел.

J.C. Smith
J.C. Smith

Надо сказать, поёт Джей Си вполне убедительно — стопроцентно в классической блюзовой традиции, идущей от гитарного Дельта-блюза 1930-х через электрифицированный чикагский блюз 1950-х, гигантов вроде Мадди Уотерса (которого Смит числит среди своих образцов для подражания) и «мемфисской» школы Би Би Кинга (у которого позаимствовал генеральное направление собственной игры на гитаре). Смит не открывает новых путей — просто качественно и артистично воспроизводит традицию, канон, который в блюзе (в отличие от джаза) окончательно окостенел примерно полстолетия назад. В результате этого блюз уступил роль популярной музыки афроамериканского меньшинства сначала соул, а затем рэпу, хип-хопу и тому подобным urban («городским») стилистикам — а сам перестал развиваться, хотя, впрочем, вместо этого мощно оплодотворил блюз-рок, который вполне себе жив и до сих пор.

Джей Си Смит блюзовый канон знает от корки до корки. Согласно заветам великого Мадди Уотерса, за сценой он может носить футболку, но на сцене обязательно одет с иголочки, чтобы выглядеть не босяком, а артистом…

Джей Си пошёл в народ...
Джей Си пошёл в народ…

он хорошо знает и артистично отрабатывает всю несложную «рутину» сценического шоу блюз-бэнда, причём не обошлось и без традиционного «хождения в народ»;

...и чувствует себя в русском народе отлично.
…и чувствует себя в русском народе отлично.

…он вполне прилично играет на гитаре (сырым, толстым, смачным блюзовым звуком) и поёт настоящим блюзовым (то есть сырым и хриплым) голосом. И при этом он хорошо понимает, что во многом зависит от местного сопровождающего состава, и поэтому в Архангельске не скупился на соло для гитариста Тима Дорофеева или клавишника Андрея Шабашёва (впрочем, теперь чаще выступающего уже за Германию), и мало того что не скупился — всячески демонстрировал публике, как ему интересно играть с этими музыкантами и как он доволен их поддержкой. Крупный артист, что и говорить!

Джей Си Смит и Аркадий Шабашёв
Джей Си Смит и Андрей Шабашёв

Два следующих вечера программа фестиваля развивалась на открытой площадке, в Музейном дворике — куда, невзирая на весьма холодный май, пришло пусть и поменьше народу, чем в драмтеатр, но всё же вполне приличное количество весьма заинтересованных и активных слушателей.

Ансамбль под не самым выразительным названием Tribute Blues Collective, который открыл программу Музейного дворика, оказался совместным проектом российских и норвежских музыкантов — в Архангельске это не редкость, так как прямые (не через Москву, а по линии так называемого «Баренц-региона») культурные связи с Норвегией тут работают давно и успешно. Для участия в проекте норвежский продюсер Руне Паулсен привёз в Архангельск двух молодых, но весьма качественно подготовленных музыкантов: это басист Йенс Фоссум и барабанщик Ивар Тормодсеттер. Оба они уже бывали в России в качестве инструкторов летнего музыкального лагеря UrBand Camp.

Tribute Blues Collective
Tribute Blues Collective

С российской стороны в проекте участвовали пианист Игорь Горьковой, вокалистки Оксана Володина и Алеся Ромашка, но главное — саксофонист Константин Сафьянов, который, несмотря на то, что относительно молод, уже имеет вполне звёздный статус: всё-таки двенадцать с лишним лет в роли первого альт-саксофона в Московском джазовом оркестре п/у Игоря Бутмана — это настоящий «знак качества», да и лучшие мировые сцены, на которых Константин солировал в составе биг-бэнда Бутмана, составляют очень впечатляющий послужной список.

Константин Сафьянов
Константин Сафьянов

Возможно, именно Сафьянова из всего этого состава хотелось бы слушать ещё и ещё — но, понятно, публике важно было испытать определённый комфорт от звучания популярных соул- и ритм-н-блюзовых вокальных номеров. Любая публика любит, когда ей поют. Ну, почти любая.

Константин Сафьянов и певицы
Константин Сафьянов и певицы

Энтузиазмом и горячим желанием качественно воспроизводить вокальные «вечнозелёные» номера блеснул из ансамбль из Северодвинска под труднопонятным названием We’re Welcome (если что — you are welcome в английском языке говорят в тех случаях, когда мы, в ответ на «спасибо», произносим «пожалуйста», а вот как это может быть «нам пожалуйста» — ваш корреспондент по своему скудоумию не осознал. Выражение you are welcome, для справки, по смыслу не связано с отдельно стоящим словом welcome, которое само по себе эквивалентно русскому «добро пожаловать»).

We're Welcome
We’re Welcome

Зато гитарист из Мурманска Евгений Немов, который в последние полтора десятилетия выступает за Москву, в своём сольном проекте Captain Nemoff решительно ушёл далеко в сторону от имитации афроамериканской популярной музыки последних десятилетий. «Капитан Немофф» — это человек-оркестр, играющий на нарочито самодельных инструментах: электрогитаре, сделанной из сигарной коробки, и басовом барабане, сделанном из чемодана. Хорошо изучив раннюю блюзовую, а то и пред- и до-блюзовую афроамериканскую традицию, Немов пытается не то чтобы воспроизводить трудовые песни, «холлеры» (полевые «кричалки» плантаций американского Юга) и духовные гимны «спиричуэлс» — он скорее конструирует их заново, из перспективы XXI века. Ни hollers, ни spirituals, ни work songs, ни даже прото-блюзы (которые их исполнители называли ballets, но не от слова «балет», а от слова «баллада») на самом деле так не звучали, но пытаться их воссоздать добрых сто, если не сто двадцать лет спустя, тем более внутри совершенно иной культуры — зряшное дело. Их нужно придумать заново, представить как бы чистую идею, абстракцию архаического блюза и той музыкальной среды, в которой он вываривался на американском Юге на рубеже позапрошлого и прошлого веков. И это именно то, что делает Евгений Немов: его подчёркнуто фольклорная «сигар-бокс гитар» звучит как что угодно, только не как подлинный фольклорный инструмент, потому что она воткнута в мощный гитарный усилитель; а чемодан, по которому лупит его барабанная педаль, усилен микрофоном до уровня тяжеленной «бочки» в звуковом валу громкой рок-группы.

Евгений Немов a.k.a. Captain Nemoff
Евгений Немов a.k.a. Captain Nemoff

В первой половине выступления Немова его материал и исполнение захватывают; но, поскольку музыкант сознательно оперирует весьма нешироким арсеналом выразительных средств, постепенно ощущение захватывающей оригинальности отступает. Тут бы дать некоего разнообразия ритмики, мелодического материала, да хотя бы темпов: подлинный предблюзовый и ранний блюзовый материал, не говоря уж о спиричуэлс, вовсе не был так скуден мелодиями и беден ритмическими формулами, и уж тем более не исполнялся весь насквозь в одном и том же темпе. К сожалению, эта весьма круто задуманная и мощно исполняемая программа к середине сета постепенно теряет очарование новизны и начинает приедаться. Возможно, имело бы смысл подумать о постепенном введении после середины сета новых метрических сигнатур, о варьировании динамики, а главное — о разнообразии темпов. Но что сделано, то сделано.

Ансамбль Игоря Горькового
Ансамбль Игоря Горькового

В Музейном дворике играл и ансамбль клавишника Игоря Горькового, в котором он был уже не сайдменом в условно блюзовом проекте, а лидером в фьюжн-группе. Снова привлекательный девичий вокал, снова напористый громкий звук, снова «мировые хиты и известные стандарты». Единственное, чего ещё на этой сцене не было — в качестве солирующего инструмента часто звучит скрипка Ильи Ершова, который безусловно показывает определённый прогресс по сравнению с тем, каким ваш корреспондент впервые услышал этого молодого музыканта три года назад.

The New Blues Band
The New Blues Band

Важное место в программе фестиваля занял и ещё один коллектив с малозапоминающимся названием — The New Blues Band. Собственно, это всё то же ядро ведущих музыкантов Архангельска, ветеранов Джаз-группы «Архангельск», участников «Арт-ансамбля» — только играющих в данном случае не новую импровизационную музыку, а блюзовый материал. За барабанами в этом составе Валерий Барандов, обладающий «роковой», жёсткой подачей; да и на бас-гитаре играл не заболевший перед самым фестивалем Николай Клишин, а руководитель эстрадного отделения Архангельского музыкального училища Георгий Стрелков. Но остальные — хорошо знакомы: вокалист Константин Седовин и гитарист Тим Дорофеев, плюс на второй гитаре — опытный концертный звукорежиссёр и умелый гитарист Николай Ковалёв, а на клавишах — яркий Андрей Шабашёв.

Именно на их выступлении в Музейном дворике внезапно появился валторнист Аркадий Шилклопер, который не был заявлен среди участников фестиваля. Однако в этот день звезда джазовой валторны оказался в Архангельске, где сыграл дневной концерт с симфоническим оркестром, после чего пришёл во двор Музея художественного освоения Арктики, расчехлил инструменты и сыграл с «Новым блюз-бэндом» несколько стандартов, будто так и надо было — и, заметим, показал отличное понимание природы блюзовой игры, хотя обычно такого материала и не играет.

The New Blues Band и Аркадий Шилклопер
The New Blues Band и Аркадий Шилклопер

Фестиваль «Архангельск блюз» трудно назвать блюзовым фестивалем в чистом виде. В его программе обычно слишком много джазменов, пусть и играющих блюзовый материал. Скорее, это фестиваль не столько блюза как вида музыки, сколько блюзового музыкального языка — языка, на котором зиждутся основы и джазовой традиции, и современного блюза, и соул, и части стилей рок-музыки. Это достаточно широкая формула, которая позволяет привлекать достаточно широкую публику. Фестиваль вступает в своё второе десятилетие, и хочется пожелать ему ещё и дальнейшего расширения круга выступающих на нём музыкантов. Широкая публика этого заслуживает!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТрубач Павел Суязов: погружение в мастерство
Следующая статьяАлина Енгибарян победила в вокальном конкурсе в Монтрё
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий для nikolaevology Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя