«Джаз.Ру»: избранное. Валторнист Аркадий Шилклопер: «Я балансирую…»

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

interview17 октября отмечает юбилей валторнист, флюгельгорнист и мастер импровизации на ряде редких духовых инструментов Аркадий Шилклопер.

Аркадий Шилклопер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Аркадий Шилклопер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В автобиографии на «Джаз.Ру», открытой самим артистом в 1998 г., он лаконично пишет:

Родился в Москве 17.10.1956. С 6 лет играл на альтгорне в духовом оркестре при Доме пионеров Кунцевского района Москвы.
1967-1974 гг. — воспитанник Московской военно-музыкальной школы.
1974-1976 гг. — солдат срочной службы в оркестре Военно-политической академии им. Ленина.
1976-1981 гг. — студент Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская Академия музыки им. Гнесиных) по классу валторны.
1978-1985 гг. — артист оркестра Большого Театра СССР.
1985-1989 гг. — артист Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии.
В 1976-1978 параллельно с занятиями в ГМПИ им. Гнесиных учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации (ныне — Московский колледж импровизационной музыки).
1984-1986 гг. — первый серьёзный джазовый опыт в дуэте с контрабасистом Михаилом Каретниковым. (Дуэт выпустил на «Мелодии» альбом «Движение» (1986) и в числе первых советских джазовых ансамблей по специальному приглашению выступил в 1988, уже после прекращения регулярной совместной работы, на джаз-фестивале Лайонела Хэмптона в США. — Ред.)
1985-1989 гг. — играл в ансамбле «Три О» вместе с Сергеем Летовым (саксофоны, флейты) и Аркадием Кириченко (туба, вокал).
С 1988 регулярно выступал в дуэте с пианистом Михаилом Альпериным. Альбом дуэта «Wave Of Sorrow», выпущенный в 1989 г. фирмой ECM, становится первым ЕСМ-овским альбомом в российской джазовой дискографии.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Позднее участвовал в записи ещё трёх альбомов Миши Альперина для ЕСМ: «North Story» (1997), «First Impression» (1999) и «Her First Dance» (2008).
В 1990 г. дуэт Альперин-Шилклопер приглашает к сотрудничеству энтузиаста русского аутентичного фольклора Сергея Старостина (вокал, кларнет, этнические инструменты). Ансамбль получает название Moscow Art Trio. Трио регулярно гастролировало и в 1990-е было едва ли не самым известным этно-джазовым коллективом из России. Альбомы Moscow Art Trio выходили на российской фирме Boheme Music и на немецкой Jaro.

Moscow Art Trio на фестивале «Усадьба Jazz» (2006), фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»
Moscow Art Trio на фестивале «Усадьба Jazz» (2006), фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»

С 1992 г. начал выступать с сольными программами, одна из которых, «Hornology», была записана и выпущена в 1996 г. фирмой RDM, а в 1998 г. переиздана Boheme Music.

Аркадий Шилклопер и Аркадий Кириченко в Нью-Йорке, 1999 (фото © Павел Антонов)
Аркадий Шилклопер и Аркадий Кириченко в Нью-Йорке, 1999 (фото © Павел Антонов)

В 1995-2009 Аркадий Шилклопер участвовал в концертах международного состава Pago Libre: Чо Тайсинг (Tscho Theissing) — скрипка, Австрия; Джон Вольф Бреннан (John Wolf Brennan) — фортепиано, Швейцария; Георг Брайншмид (Georg Breinschmid) — контрабас, Австрия; Аркадий Шилклопер — валторна, флюгельгорн, альпийский рог, Россия.
В 1998-2002 гг. Аркадий Шилклопер сотрудничал с ведущим европейским биг-бэндом — Vienna Art Orchestra (Вена, Австрия).

Аркадий Шилклопер в составе Vienna Art Orchestra, Москва, 2002
Аркадий Шилклопер в составе Vienna Art Orchestra, Москва, 2002

В 2000 г. Аркадий организовал трио Mauve c бразильским гитаристом Алегре Корреа (Alegre Correa) и австрийским контрабасистом Георгом Брайншмидом (Georg Breinschmid). Альбом «Mauve», выпущенный австрийской фирмой Quinton, в 2002 г. получил престижную европейскую джазовую премию им. Ханса Коллера в категории «Лучший СD года».
Начиная с 1998 г. все чаще использует в концертах редкий для импровизационной музыки инструмент — альпийский рог, и является одним из немногих джазовых исполнителей на этом инструменте.

Аркадий Шилклопер с альпийским рогом на фестивале «Сибирская ассамблея», Новокузнецк, 1999 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Аркадий Шилклопер с альпийским рогом на фестивале «Сибирская ассамблея», Новокузнецк, 1999 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ВИДЕО: Аркадий Шилклопер играет на двух альпийских рогах пьесу «Sertão» Ришара Гальяно вместе с «Академик-бэндом» п/у Анатолия Кролла, зал Российской Академии музыки им. Гнесиных, Москва, 06.05.2011
Соло на тенор-саксофоне: Азат Баязитов
httpv://www.youtube.com/watch?v=Kok9Ta9rwXI

Самый свежий сольный релиз Шилклопера — альбом 2015 г. «Owner of a Lonely Horn — симфоническое посвящение группе Yes» (ArtBeat Music) — находится, как и ряд других его работ, вне джазового поля, но добавляет интересную краску к портрету артиста: ведь он, по его словам, всю сознательную жизнь был поклонником прославленного арт-рокового коллектива.

Кроме того, Шилклопер много работает с симфоническими и камерными оркестрами, в том числе исполняя собственную музыку.
ВИДЕО: «Tribute» — Аркадий Шилклопер и Архангельский камерный оркестр
Фестиваль Владимира Резицкого, Архангельск, октябрь 2013
httpv://www.youtube.com/watch?v=1F1DbXptFBs

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:
Транскрипт чата с Аркадием Шилклопером на портале «Джаз.Ру» в октябре 1999 г.
Транскрипт чата с Аркадием Шилклопером на портале «Джаз.Ру» в октябре 2001 г.
ВИДЕО: Аркадий Шилклопер играет свою авторскую пьесу «Фига (не фуга, не джига)» вместе с «Академик-бэндом» п/у Анатолия Кролла, зал Российской Академии музыки им. Гнесиных, Москва, 06.05.2011
Соло: Аркадий Шилклопер (к
орно да каччиа), Антон Гимазетдинов (тромбон), Азат Баязитов (сопрано-саксофон)
httpv://www.youtube.com/watch?v=us7xJxOUsOQ


Геннадий Сахаров (Екатеринбург) GS

Это интервью выходило только на бумаге в №2 бумажного «Джаз.Ру» за 2009 г., и к юбилею артиста «Джаз.Ру» с удовольствием делает его достоянием читателей сетевой версии издания. Текст нам тогда предоставил екатеринбургский радиоведущий и пропагандист «нового джаза» Геннадий Сахаров.

От автора:
— Все мои так называемые интервью — на самом деле диалоги, беседы, поскольку происходят они в радиоэфире (радиостанция «Студия Город/Радио Екатеринбург», программа «Джазовая энциклопедия»). Отсюда — больший, чем в обычных интервью, объём авторских реплик, дискуссий и комментариев. Так дело обстоит и в беседе с Аркадием Шилклопером, состоявшейся в ноябре 2008 г.

Аркадий Шилклопер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2006)
Аркадий Шилклопер (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2006)

Начнём с твоих неортодоксальных инструментов: валторны, альпгорна, диджериду…

— …альпериду…

Альпериду — это что, комбинация диджериду с альпийским рогом?

— Да. Я бы назвал этот рог кастрированным (смеётся).

Итак, твои инструменты в чем-то экзотические, кастрированные, а из традиционных более-менее часто используется в джазе лишь флюгельгорн.

— Ну, там тоже не все так просто…

На Джаз-фестивале Лайонела Хэмптона, США, 2001, с Расселом Малоуном и Крисченом Макбрайдом (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
На Джаз-фестивале Лайонела Хэмптона, США, 2001, с Расселом Малоуном и Крисченом Макбрайдом (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Валторну я воспринимаю как мелодический инструмент, который наиболее адекватно звучит в симфоническом оркестре, но инструмент малоподвижный и мало приспособленный к джазовому звукоизвлечению, к тем самым речеподобным «неправильным» звукам, которые характерны для джазовой идиомы. А возможны ещё какие-нибудь другие интересные звуки или интонации?

— Засурдиненная валторна уже звучит, как некий тромбон, поэтому нет разницы, играть ли джазовую фразировку на помповом тромбоне или на валторне.

Нет ли у тебя комплекса, что валторна все-таки не джазовый инструмент, и поэтому надо с ней что-то сделать, чтобы она проявила свои джазовые качества?

— [Алексей] Баташёв однажды меня процитировал: «…играть на валторне — равносильно самоубийству». На самом деле, когда я начинал эту историю, то понимал, что валторна — не джазовый инструмент. У меня были комплексы, но мне хотелось делать на нём что-то нестандартное, нетрадиционное, потому что я к тому времени уже увлекался роком, играл на гитаре и переносил гитарные пассажи на валторну. Это было такое бахвальство перед коллегами, чистой воды понты. Собственно, с этого всё и началось. Но однажды в Питере я познакомился с коллекционером пластинок и увидел у него в коллекции первого джазового валторниста, пионера этого инструмента Джулиса Уоткинса (Julius Watkins), который играл и с Гилом Эвансом, и с Орнеттом Коулманом. И с этого момента я понял, что джаз можно играть на валторне, и что на ней можно добиться того, чего нельзя ни на тромбоне, ни на трубе, ни на флюгельгорне.

Аркадий Шилклопер, 1998 (фото © Павел Антонов, для Boheme Music)
Аркадий Шилклопер, 1998 (фото © Павел Антонов, для Boheme Music)

С помощью артикуляции или ещё каких-то приёмов?

— И с помощью артикуляции, подачи звука, и с помощью репертуара. Вот тогда я стал играть музыку с Мишей Альпериным и с «Три О».

Это тембровая музыка.

— Да, акварельная, тембровая. Мы пытались найти какие-то сонорные звучания, и там валторна была на месте. Моя проблема была лишь в том, что мне было мало просто сонорных, тембральных, акварельных находок, я уже хотел мыслить композиционно-структурно, добавить туда некий стержень.

Аркадий Шилклопер, Нью-Йорк, 1999 (фото © Павел Антонов)
Аркадий Шилклопер, Нью-Йорк, 1999 (фото © Павел Антонов)

Ну, это уже ближе к фри-джазу и новой музыке.

— Совершенно верно. Я хотел пойти дальше, но развития не было, партнёры не поддержали меня, они из другого мира, им было немного сложно учить тексты, мыслить структурами и формой. Я не хотел их покидать, но понял, что тяну их в ту сторону, где они не смогут развиваться. Поэтому я оставил их с надеждой, что без меня они будут идти в своём направлении, развиваясь по своим законам.

Интересно, что у этой музыки тоже есть своя духовная составляющая, потому что, по сути, [тубист Аркадий] Кириченко — человек стёба (он ещё пел и валял дурака), Шилклопер был серьёзным, а [саксофонист Сергей] Летов мог и то, и другое. Для меня «Три О» — это разновидность джазового романтизма той же эпохи и в той же степени, как Миша Менгельберг, Хан Беннинк и Виллем Брейкер.

— Роли были очень правильно распределены, но у нас всё было гораздо мягче, чем у голландцев, поскольку мы были тремя духовыми инструментами… У нас в России такую музыку никто не играл, разве что у [Германа] Лукьянова были какие-то попытки…

А мог бы ты сформулировать, каковы достоинства и недостатки джазовой валторны, и как тебе удаётся маневрировать между ними?

— Все музыкальные критики знают, что по звучанию валторна — это инструмент, наиболее близкий к голосу.

Хотя сильной атаки и специфически вокализованной фразировки на ней вроде бы не достигнуть.

— Имеется в виду тембр. Поэтому академические валторнисты играют очень много переложений, различных вокализов и арий. Т.е. вокальной музыки в переложении для валторны гораздо больше, чем, скажем, для виолончели или какого-то другого инструмента. Самое больное место для валторнистов — играть именно «по-джазовому». Мало кто может это делать, для этого нужна слуховая практика. У меня никогда не было такой проблемы, я сразу заиграл свинг, потому что это слышал. Надо слышать ушами, и всё. А людям, которые никогда не играли джаз, невозможно объяснить, как надо артикулировать.

Аркадий Шилклопер, 2010
Аркадий Шилклопер, 2010

Но свинг в современном джазе и свинг в классическом джазе — это нечто разное. Я бы сказал, что современный свинг — это, прежде всего, инициатива исполнителя в рамках джазовой идиомы, насколько широко мы её понимаем.

— Но природа свинга все-таки одна.

Подобно свингу в современном джазе, твоя фамилия представляется мне столь же необычной. Ты, случайно, не интересовался, что она означает и откуда происходит?

— Уже будучи юношей сознательного возраста, я попытался выяснить, откуда она взялась. Папа и бабушка не могли мне ничего вразумительного сказать. Поэтому я стал искать её в других странах, когда выезжал на гастроли с оркестром Большого театра, вплоть до того, что брал справочники в телефонных будках. И к моему большому сожалению, прозанимавшись этим длительное время, ничего подобного даже близко не смог найти. А будучи в Израиле, я решил, что уж тут-то я найду… и поехал в Иерусалим в Институт имён, который собирает все еврейские имена со всех регионов (Африка, Восток, Север), сделал заявку — и ничего не нашёл. К счастью, появился ресурс, на сайте которого обнаружилась моя фамилия — это действительно старинная фамилия. Шиль на идиш означает «синагога», а человек, носивший название «шилклопер», был в синагоге очень уважаемой личностью, решавшей различные хозяйственные задачи.

А ты, вопреки своей фамилии, стал музыкантом, хотя, наверное, выполняешь эти обязанности и будучи музыкантом? Вот, например, Дюк Эллингтон был администратором. Он как-то пошутил, что на самом деле был не композитором — это дело десятое, а прежде всего администратором оркестра.

— Наверное, и я частично выполняю ту же функцию (смеётся). А ещё «шилклопер» в синагоге чистил и мыл…

А у тебя — чистка ушей, и это очень благородное миссионерское занятие. В нашем потребительском обществе над миссионерами принято посмеиваться, а на самом-то деле они ох как нужны!

— Я считаю, что это скоро будет одной из самых уважаемых профессий; не знаю, как это будет называться по-русски — наверное, «чистильщик ушей», но фамилия будет очень уважаемая.

Ранний вариант квартета Аркадия Шилклопера в ЦДХ (со Львом Слепнером на маримбе и Игорем Иванушкиным на контрабасе)
Ранний вариант квартета Аркадия Шилклопера в ЦДХ (со Львом Слепнером на маримбе и Игорем Иванушкиным на контрабасе)

Можно ли считать, что ты — единственный человек в мире, который сегодня носит эту фамилию, или есть однофамильцы, и кто они?

— Есть несколько человек, о которых я знаю. Когда я ещё работал в Большом театре, у моей мамы раздался звонок, и звонивший представился как Леонид Шилклопер. Сейчас он уже умер, а тогда мы встретились с ним, он преподавал политэкономию в МГУ, а его сын Семён, известный человек в Москве, занимается различными очистительными… (смеётся)… кстати говоря, да, да… Ещё одного человека я нашёл в Бордо — он директор какой-то фабрики, а, в Иерусалиме ко мне подошла одна русскоязычная женщина и сказала, что в девичестве в Днепропетровске она была Шилклопер.

Каждый человек, у которого есть эстетический и культурный опыт, наделяет то или иное произведение, событие, информацию своим смыслом в зависимости от этого опыта. Так вот, когда мы с тобой познакомились, у меня почему-то твоя фамилия ассоциировалась со словом геликоптер (вертолёт).

— Её чаще произносят как «Щелкопер», а в Киеве как-то произнесли «Шлягерклопер», «Шикопер» — в Голландии, а в Норвегии — «Шихопер», т.е. лыжник-прыгун.

А почему ты уехал из России? (В описываемый период Шилклопер жил в Германии. — Ред.) Ведь сейчас, как я понимаю, самый лучший джазовый рынок на евро-азиатском континенте — это Москва, ну, в какой-то части — Россия, а на Западе, как говорят творческие музыканты, ничего или мало что происходит.

— Все очень прозаично: я уехал по личным мотивам, хотя люблю Россию, люблю выступать в Москве. Не могу пожаловаться, что у меня нет работы в Германии, в Европе; Moscow Art Trio играет на всех континентах (например, в январе 2009 г. нас пригласили в Сидней). Я играю с международным ансамблем Pago Libre, кроме того, меня часто приглашают норвежские музыканты, вскоре предстоят три джазовых фестиваля…

Трио Аркадия Шилклопера (+Артём Федотов и Игорь Иванушкин), 2010
Трио Аркадия Шилклопера (+Артём Федотов и Игорь Иванушкин), 2010

Какого рода музыку ты играешь в Европе?

— Разную, но не мэйнстрим. Это джазовая композиторская музыка, иногда очень красивая, сонорная, гармонизированная богатыми акварельными красками.

Когда я думал о валторне, мне казалось, что она больше всего подходит для пейзажной лирики, как и альпгорн: преимущественно легато и протяжные мелодические линии. Кстати, сколько лет ты играешь на альпийском роге?

— Десять!

Это начиналось, как с валторной (экзотика, понты, эпатаж публики, которая смотрит на эту длиннющую штуку) — или раздался органичный зов твоей музыкальности, так сказать, внутренний голос?

— Вибрации, вибрации дерева — это совершенно новое ощущение в чисто физическом плане. Когда я заиграл на альпийском роге с деревянным мундштуком, с дышащим… Ведь какая бы валторна ни была — она всё равно металлическая, всё равно медная, и какой бы флюгельгорн ни был — он все равно железный. Одухотворить железку очень сложно. Дерево — это кларнет, скрипки , все самые красивые, самые благородные. Деревянный инструмент вибрирует по-другому, у него эта вибрация есть, а металл не вибрирует.

Аркадий Шилклопер дует в рог, 2011
Аркадий Шилклопер дует в рог, 2011

Но почему тогда не кларнет?

— На кларнете я играл; совсем деревянных кларнетов очень мало, и потом приёмы другие, я же всё-таки духовик. А там природа другая, они язычковые. Деревянных мундштучных инструментов, кроме альпийского рога, вообще не существует больше. Ну, есть ещё бюхель, но это тоже вид рога.

А как насчет артикуляции, атаки? Наверное, очень сложно?

— Представь себе, что взяли натуральную валторну и развернули — получились те же самые три метра шестьдесят сантиметров, что и альпийский рог. Так что, собственно, с артикуляцией никакой проблемы нет, есть только проблема контроля звука.

Ну и дыхания, наверное?

— Дыхание ещё легче, оно идет напрямую. Я дунул — и оно пошло, а в валторну — оно закручивается.

Я думал, если играть продолжительную мелодическую линию, то нужно циркулярное дыхание, как в диджериду.

— Нет, не обязательно. Единственная сложность и особенность, кроме того, что он деревянный и вытянут в длину, — я не могу контролировать звук на выходе. Контролировать очень трудно.

И что? Ты прицепляешь какую-нибудь железку, наушники?

— Это было бы, конечно, идеально, но я не прицепляю. Во многих случаях я просто примерно догадываюсь по своим ощущениям на губах, что должно звучать и где находятся эти ноты. Они же получаются на альпийском роге только за счет сокращения мышц. Никаких клапанов, никаких кулис — ничего. Все зависит только от амбушюра.

Кто ещё играет на рогах из твоих коллег?

Ну, есть много музыкантов, играющих академическую музыку, а джаз — никто. Есть даже концертино для альпийского рога и оркестра Леопольда Моцарта.

Напоследок расскажи, как обстоят дела у Vienna Art Orchestra и их лидера Матиаса Рюэгга (Matias Rüegg)?

— Оркестр был на грани распада в прошлом году, сейчас они нашли спонсора. Я играл там четыре года, сейчас уже не играю, мне это неинтересно, т.к. роль валторны в этом оркестре изменилась.

А качество музыки Венского оркестра не стало хуже?

— Нет, они профессионалы, они зверюги. Композиции пишет сам Матиас, пишет много, раз в полгода меняет репертуар.

А куда развивается современная европейская джазовая сцена (Жоэль Леандр, Типпеты, Петер Брётцманн, Лорен Ньютон, Джей Клэйтон…) и каковы её перспективы?

— Они вообще все камикадзе. Все смертники. Не помню, говорил ли я тебе такую фразу: «Настоящий художник — это камикадзе, оседлавший торпеду, направленную на корабль окостеневших понятий»?

Да, эту цитату я помню по нашему прошлому интервью.

— Я себя камикадзе не считаю, я не настолько сильный человек, чтобы оседлать торпеду.

Ты умудряешься держаться в области творческой музыки и одновременно в области достаточно «лояльной» музыки, лояльной к публике.

Поскольку я по знаку — Весы, мне такое балансирование нравится.

Аркадий Шилклопер, 2008

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №722: серия «Coltraniana», выпуск 4 из 10
Следующая статьяНа полях Sib Jazz Fest в Новосибирске: международный фотопроект фотографа Сергея Корзенникова
Геннадий Сахаров
Энциклопедия Владимира Фейертага «Джаз в России»: Журналист, джазовый критик, ведущий концертов, фестивалей и радиопрограмм, один из организаторов джазовой жизни в Свердловске-Екатеринбурге. Родился 25.10.1936 в Ленинграде. В 1954-58 учился в Ленинградском политехническом институте, но вернулся в Свердловск и в 1961 получил диплом химика-технолога, окончив Уральский политехнический. 36 лет работал в Уральском научно-исследовательском химическом институте, параллельно занимаясь джазовым просветительством – читал лекции, организовывал концерты и симпозиумы - в частности, первым перевел на русский язык и поставил оперу Карлы Блэй «Escalator Over The Hill». С 1995 – автор и ведущий джазовых программ на радиостанциях Екатеринбурга. Главные программы: «Джазовая энциклопедия» (с 1997, еженедельно), «Эхо старого джаза» (2004-07, еженедельно), «Диалог с Дюком Эллингтоном» (с 2007, еженедельно), «Диалог» (беседы и интересными людьми из мира искусств). Опубликовал сотни статей о джазе и новой импровизационной музыке, член редколлегии минского журнала «Jazz Квадрат», выпустил книгу «Импровизации в сумерках. Диалоги с Дюком Эллингтоном» (2004). Совместно с дирекцией Театра эстрады организовал фестиваль «Джаз-транзит», реализовал (вместе с Екатеринбургским центром современного искусства) несколько проектов, посвященных джазовому авангарду и новой импровизационной музыке. В нескольких музыкальных школах вел курс «Джазовые стили», а в Гуманитарном университете - курс «Джаз в современной музыкальной культуре». Благодаря деятельности Геннадия Сахарова Екатеринбург стал одним из крупных центров нового джаза. На «Джаз.Ру» публиковался с начала 2000-х гг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя