In Memoriam. Бас-гитарист Виктор Бэйли (1960-2016)

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
Константин Волков KW

inmemoriam11 ноября в США умер бас-гитарист Виктор Бэйли. Смерть наступила от последствий усугублявшегося наследственного заболевания опорно-двигательного аппарата.

Больше всего, конечно, Бэйли известен по периоду 1982-86, когда он играл в прославленной фьюжн-супергруппе Weather Report. Но не меньшего внимания заслуживает и его участие в Zawinul Syndicate, и сольные его работы.

Виктор Бэйли в Новокузнецке, 2002 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Виктор Бэйли в Новокузнецке, 2002 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Родом из Филадельфии (27.03.1960), Виктор Бэйли — племянник барабанщика Дональда «Дака» Бэйли — начинал тоже как барабанщик, но, услышав легендарного изобретателя техники игры на бас-гитаре «слэп» Лэрри Грэма, переключился на электробас. Музыкальное образование он получил в бостонском музыкальном колледже Бёркли, после чего поселился в Нью-Йорке. Буквально на первой же своей студийной работе он познакомился с барабанщиком Омаром Хакимом, с которым тут же образовал устойчивый тандем — так, вместе, они работали у африканской певицы Мириам Макеба, вместе они вошли и в один из последних составов Weather Report — одной из главных фьюжн-формаций 70-80-х, где предшественником Бэйли был сам Джако Пасториус.

Weather Report: пресс-фото к альбому «Sportin' Life», 1985  Joe Zawinul, Mino Cinélu, Wayne Shorter, Omar Hakim, Victor Bailey. Photo  © Sam Emerson
Weather Report: пресс-фото к альбому «Sportin’ Life», 1985 Joe Zawinul, Mino Cinélu, Wayne Shorter, Omar Hakim, Victor Bailey. Photo © Sam Emerson

В течение своей долгой карьеры Виктор Бэйли в основном славился как отличный сессионный басист с изысканной техникой. Не достигая, возможно, творческих вершин таких гигантов электрического баса, как Пасториус, он числился среди самых лучших, самых востребованных сессионных электрических басистов мира — о чем свидетельствуют его бесчисленные записи с такими разными музыкантами, как Weather Report, Steps Ahead, Садао Ватанабэ, Энди Саммерс, Майкл Бреккер, Кевин Юбэнкс, а также выступления с Мадонной, Стингом, Леди Гага и т. д.
ВИДЕО: Виктор Бэйли в составе Steps Ahead играет «Birdland» соло, 1990

Сольную карьеру Виктор Бэйли начал сравнительно поздно: его первая авторская запись появилась только в 1989 г., после чего последовал десятилетний перерыв, в основном заполненный работой в группе Zawinul Syndicate бывшего со-лидера «Уэзер Рипорт», джаз-рокового клавишника Джо Завинула (в составе этого коллектива Бэйли, кстати, выступал и в Москве в 1997 г.) и параллельно — в гастрольной группе поп-певицы Мадонны. Мало того, Бэйли оказался единственным музыкантом, который участвовал во всех четырёх фьюжн-проектах Завинула: Weather Report, Weather Update, The Zawinul Syndicate и спецпроекте с кёльнским биг-бэндом — WDR Big Band with Joe Zawinul.

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Виктора Бэйли, фото, ВИДЕО 

Только в 1999 г. Виктор выпустил второй сольный альбом, «Low Blow», выполненный в стилистике contemporary. Эта запись знаменовала начало весьма активного периода в сольной работе Бэйли — он много гастролировал с ансамблем, состоящим из более молодых музыкантов, а в 2001 г. выпустил еще один сольный альбом «That’s Right!», который специалисты считают лучшим в его дискографии. В этой работе Бэйли удалось избавиться от определенного творческого упрощенчества, свойственного почти всему направлению contemporary, и создать, по определению критика Алекса Хендерсона, «удачный образец современного фанк-фьюжн, одновременно мясистого и умного» (мы бы уточнили: мясистого по содержанию и умного по форме).

Материал этого альбома Бэйли в 2002 г. представил в России на выступлениях в Москве и Новокузнецке. Фотографии в этом тексте были сделаны как раз летом 2002 на фестивале «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке, где Бэйли играл с собственной группой, в которой тогда выступали клавишник Джим Бирд из Machavishnu Orchestra, саксофонист Бенни Мопин (ансамбль Майлза Дэйвиса периода «Bitches Brew»), гитарист Дейв Гилмор и польский барабанщик Кшиштоф Завадски. Описывая его игру в этом составе, «Джаз.Ру» тогда писал:

2002. фестиваль «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке: Виктор Бэйли, Кшиштоф Завадски, Бенни Мопин (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
2002. фестиваль «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке: Виктор Бэйли, Кшиштоф Завадски, Бенни Мопин (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Было всё: резкие взмахи грифом, чтобы струны могуче грянули о порожки, произведя оглушительный взрыв; долгая и кропотливая, но изящная и точно артикулированная работа тэппингом на грифе; упругая пульсация басового грува, который только кажется таким простым и заводным, а — попробуй повтори или хотя бы приблизься… Почти не было, правда, слэпа: Бэйли — не из этой школы, почти всё, чего он хочет добиться от инструмента, он добивается кончиками пальцев. Хотя время от времени правая рука его и становится в характерную «африканскую» позицию сверху струн, когда отогнутый большой палец начинает перебирать струны вместе с остальными, к слэпу (когда большой палец начинает со звоном высекать резонансные удары из струн) он почти никогда не переходит…

Зимой того же года бас-гитарист снова оказался в России, на сей раз в Москве и Петербурге — в составе проекта барабанщика Билли Кобэма «Spectrum 30 лет спустя».

Всего в сольной дискографии Виктора восемь альбомов, последним из которых стал «Slippin’ ‘n’ Trippin’» (2010).

Летом 2004 Виктор Бэйли приезжал в Санкт-Петербург в составе Jazzmania Майка Мэниери, в 2006-м выступил на фестивале «Триумф джаза» в составе трио с гитаристом Ларри Кориеллом и барабанщиком Ленни Уайтом, а в июне 2009 участвовал в Москве в презентации альбома трубача Вадима Эйленкрига «Тень твоей улыбки», в котором большая часть аранжировок принадлежала перу пианиста и композитора Николая Левиновского. «Джаз.Ру» тогда писал: «Накануне концерта с Виктором Бэйли произошла неприятность — в аэропорту он повредил руку, но, несмотря на это, мужественно отыграл концерт, почти отказавшись только от исполнения соло. Было заметно, что героизм даётся ему нелегко — но заметно только визуально: на качестве игры это никак не отразилось».

Травмы и падения были следствием редкого наследственного заболевания, от которого страдал и отец музыканта — «болезни CMT», которая постепенно прогрессировала. Если семь лет назад Виктор вынужден был ходить с тростью, то в 2015-м он перестал ходить вообще и завершил как исполнительскую карьеру, так и преподавание в колледже Бёркли в Бостоне. Болезнь усиливалась, и в возрасте 56 лет музыканта не стало…

ВИДЕО: Виктор Бэйли — свободная импровизация на четырёхструнной бас-гитаре, мастер-класс в колледже Бёркли, Бостон, июнь 2008

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.