Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
![]() |
В московском вещательном регионе становится всё меньше и меньше джаза в радиоэфире. Закрытие авторских джазовых программ на государственных радиоканалах в течение последних трёх лет — только одна сторона этого процесса. Тем отраднее факт продолжения существования в Москве специализированной радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM, которая работает с осени 2002 г. Летом 2014 г. станция вошла в состав «Мультимедиа Холдинга», в который входят также «Наше радио», «Best FM» и «Rock FM». До этого прежние версии «Радио Джаз» специализировались на «гладком джазе» (smooth jazz) и тому подобной комфортно-фоновой «новой музыке для взрослых» — именно так, New Adult Contemporary, назывался появившийся на рубеже 1980/90-х в Калифорнии американский радиоформат, в соответствие с которым (на совершенно иной слушательской базе) пытались привести номинально джазовую радиостанцию её прежние владельцы. Но после перехода станции к «Мультимедиа Холдингу» эфир Радио Jazz 89.1 FM начал быстро меняться, и радиостанция предприняла значительные усилия, чтобы стать более заметным игроком на музыкальном рынке — причём именно в джазовом его сегменте. Тут и вручение ежегодной премии «Все цвета джаза», среди лауреатов которой за три года — и саксофонист, бэндлидер и продюсер Игорь Бутман, и пианист, композитор и бэндлидер Анатолий Кролл, и лидер российской джазовой педагогики саксофонист Александр Осейчук, и продюсер фестивалей «Усадьба Джаз» Мария Сёмушкина, и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Тут и активная информационная поддержка множества джазовых проектов московского региона — фестивалей, концертов, выпуска альбомов… В сентябре 2016 тогдашний программный директор Радио Jazz 89.1 FM Анна Рогачёва заявила о стремлении радиостанции активнее участвовать в джазовой жизни Москвы в ходе панельной дискуссии «Продвижение российских джазовых артистов и самоорганизация джазового сектора музыкального рынка», которая прошла в рамках работы впервые организованного объединённого стенда «Российская джазовая сцена» на выставке NAMM MusikMesse Russia (см. репортаж «Джаз.Ру»).
Вообще говоря, мы много писали об изменениях в эфирной политике «Радио Джаз»: достаточно вспомнить публикации «Джаз.Ру» 2002, 2003, 2014, 2016 годов. Так что мы не можем не осветить и ещё одно изменение: с марта 2017 у Радио Jazz 89.1 FM новый программный директор — Пётр Дмитриев, который раньше работал на этой же станции музыкальным редактором. И вот редактор «Джаз.Ру» встретился с новым PD станции, чтобы побеседовать с ним о том, что и как меняется в эфире единственной джазовой станции московского вещательного региона.
![Пётр Дмитриев](https://www.jazz.ru/mag/592/radiojazz-dmitriev.jpg)
Давайте начнём с главного. Смена программного директора на станции обычно ведёт к изменениям в эфире. Что ваше назначение означает для станции, что будет меняться и что меняется уже сейчас?
— Радио JAZZ 89.1 FM часто включают, чтобы послушать фоном приятную музыку. Нам было важно выйти на новый уровень. Ведь джаз — слишком высокий жанр, чтобы слушать его только фоном. Это было довольно рискованно. Вдруг люди хотят именно фоновое радио, и чтобы оно таким и оставалось? Тем не менее, на воскресный вечер мы поставили в эфирную сетку первую тематическую программу — «Концерт-холл». Это был уже не просто стандартный плейлист, а целый концерт. Потом понемногу решили давать небольшие комментарии между песнями. Так у радиостанции появился голос.
Затем у нас появились две авторские программы. Одна из них называется «Год музыки», её ведет Нарек Арутюнянц. Он выбирает какой-то определенный год и рассказывает об интересных и запоминающихся событиях этого года в джазовой и околоджазовой музыке, а также в мировой истории.
Вторая программа — «Ритмы». Ведущего зовут Анатолий Айс. У него огромная коллекция джазовой и довольно редкой музыки. В программе звучит много неосоул и фанка разных периодов, а иногда даже почти хип-хоп на джазовый манер.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью нового программного директора Радио Jazz 89.1 FM Петра Дмитриева
![Кирилл Мошков и Пётр Дмитриев в редакции «Радио Jazz 89.1 FM»](https://www.jazz.ru/mag/592/radiojazz-beseda.jpg)
На протяжении прежней истории существования Радио Jazz 89.1 FM (а мы, как информационный орган джазового сообщества, за ней достаточно внимательно следим) мы видели, что понимание того, что означает слово «джаз», у прежних владельцев радиостанции и у собственно джазового сообщества было разным. Мы понимаем, что радиостанция нацелена на более широкую публику, чем только джазовое сообщество — но, тем не менее, трагическое взаимонепонимание существовало: люди, которые слушают собственно джаз, как правило, не слушали «Радио Джаз». Но в последние годы произошли заметные изменения. Могу сказать, что даже я теперь слушаю Радио Jazz 89.1 FM. Не каждый день, но слушаю. И слышу, что изменения происходят прежде всего стилистические — то есть то, что собственно называется словом «джаз», стало звучать чаще. Как сейчас на радиостанции понимают слово «джаз»? Что такое для вас сейчас ваш музыкальный формат?
— Во-первых, мы никогда не откажемся от тех имён, которые для всех ассоциируются с джазом. А Фрэнк Синатра и Элла Фицтджеральд для большинства — джаз.
При том, что Фрэнк Синатра почти никогда не пел джаз…
— Да. Но для большинства он — джаз. Хотя больше это поп-музыка эпохи «до рок-н-ролла».
Он эстрадный певец, для этого есть хороший английский термин: jazz-informed. Он сформирован джазом, потому что в поп-музыку пришёл из джазового оркестра…
— Мы прекрасно это понимаем; тем не менее, эти артисты ассоциируются у нашей публики с джазом, и нам трудно представить себе станцию без них. Например, Чет Бейкер, если брать его вокальные вещи…
Безусловно, Бейкер один из лучших импровизаторов своего времени и в своей стилистике. Но как обстоит дело с инструментальной музыкой, которая, в принципе, в мире ассоциируется с понятием «джаз» в большей степени, чем вокальная? Здесь будут ли ещё какие-то изменения? Условно говоря, Кэннонболл Эддерли, Майлз Дэйвис, Джон Колтрейн… те имена, которые составляют «золотой фонд» джаза — это будет как-то шире представлено?
— Сейчас мы продолжаем работать, в том числе, и с именами, которые вы назвали. Буквально недавно добавили ещё немного Майлза, немного Колтрейна. Но нам трудно подобрать произведения перечисленных артистов, которые будут хорошо восприняты широкой аудиторией. Если мы начнем ставить что-то более-менее сложное, то основная часть слушателей может не понять эту музыку. При этом осознаём, что джазовым сообществом эта музыка, наоборот, будет воспринята положительно. Поэтому для такого круга слушателей у нас есть программы, в которых больше настоящего и сложного джаза. Например, программа «Год музыки» с Нареком Арутюнянцем, в которой этих музыкантов можно услышать больше, чем в основном эфире.
Меня даже больше интересует стилистический момент. В эфире прежних версий «Радио Джаз» было очень много сиропного электронного звучания синтезаторов, тогда как понятие джазового формата — например, на родине джаза, в США — прежде всего ассоциируется с акустическим звучанием. Как формулируется сейчас форматная стилистика станции?
— У нас было много треков, которые входили в категорию «джазовые (или псевдоджазовые) кавера», теперь их намного меньше. Первый этап того, чтобы синтетика ушла, был таким. А если сравнивать нас с джазовыми станциями Америки, то могу сказать, что там, скорее всего, аудитория больше готова к джазу потому что, наверное, они как-то впитали его звучание с детства. У основной части нашего населения нет такой подготовки. На американских станциях в 6:00, 7:00 утра может звучать девятиминутный трек, и это нормально. Нам кажется, что мы себе этого не можем позволить в России, по крайней мере пока.
Вот это слово «кажется»… оно подкрепляется какими-то исследованиями, измерениями?
— Это подкрепляется в целом всем форматом радиовещания, который сложился: стандартные три минуты. Мир ускоряется, есть радиостанции, на которых треки становятся ещё короче. Никакими измерениями это не подтверждено, и радио меряется, в общем, с трудом, поэтому мы работаем на интуиции и не позволяем себе тех же самых 9-минутных треков. И слишком сложных тоже. К нам раньше приходили, как к фоновой радиостанции, а что-то сложное нельзя слушать как фон.
Лет 15 назад действительно было такое мнение, что «Радио Джаз» — это музыка, под которую комфортно работать в офисе. Потом такого рода слушатель начал уставать, потому что тогдашний объём повторяющегося плейлиста был невелик — примерно 72 часа, а слушать одно и то же постоянно довольно трудно. А каков сейчас объём фонотеки, и сколько примерно музыки сейчас звучит в эфире?
— Сейчас у нас фонотека где-то около двух тысяч треков, и она обновляется постоянно. Мы ежедневно отслушиваем новую музыку. Где-то треков пять мы убираем из ротации за неделю, пять добавляем. У слушателя не должно быть ощущения, что он постоянно слушает одно и то же. С другой стороны, не соглашусь с вами по поводу того, что регулярное повторение одного и того же трека — это очень плохо для фонового прослушивания: наоборот, что-то знакомое человек воспринимает лучше. Многие, например, любят слушать во время работы до боли знакомые альбомы, и им комфортно от этого, они не устают слушать одно и то же.
Вопрос по сайту радиостанции: там есть некие музыкальные каналы, которые не идут в основной эфир — что это и будет ли развиваться?
— Да, конечно, будет развиваться. Мы будем ещё более тщательно следить за обновлением и добавлением музыки в наши интернет-каналы, потому что их слушают, пишут про них комментарии…
Ну и об основном эфире. Вы назвали три авторские программы часового формата. А какие ещё планируются перемены в этом направлении? Если об этом не рано говорить…
— У нас очень много идей, и все они, конечно, связаны с музыкальным форматом, потому что наши слушатели идут к нам прежде всего за музыкой и за информацией о музыке.
Официальный сайт «Радио JAZZ 89.1 FM»
Слушать прямой эфир Радио JAZZ 89.1 FM прямо на «Джаз.Ру»: