In Memoriam. Гитарист Чак Лоэб (1955-2017)

0
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

Вечером 31 июля (в Москве было уже раннее утро 1 августа) в США ушёл из жизни известный гитарист направления «современный джаз» (contemporary jazz) — Чак Лоэб (Chuck Loeb). Ему был 61 год. Несколько последних лет музыкант боролся с онкологическим заболеванием.

Чак Лоэб родился в небольшом посёлке Найэк, в северных пригородах Нью-Йорка, 7 декабря 1955. В 11 лет он начал играть на гитаре, в 13 — уже выступал с самодеятельным ансамблем на танцах в Найэке, а в 16 решил, что будет играть джаз. В поисках учителя он добрался аж до Филадельфии, и там известный преподаватель Деннис Сандоле порекомендовал ему поступить в ученики к великому джазовому гитаристу Джиму Холлу. В старших классах школы Чак два года ездил заниматься к Холлу в Нью-Йорк, а после школы поступил в бостонский колледж Бёркли, где проучился два года, до 1976 г., после чего оставил колледж и переехал в Нью-Йорк. Среди тех, с кем он работал на нью-йоркской джазовой сцене в 1970-е — барабанщик Чико Хэмилтон, саксофонист Джо Фаррелл, флейтист Хьюберт Лоуз… Но настоящий прорыв в мир большого джаза случился в 1979 г., когда 24-летнего Лоэба взял в свой ансамбль маститый саксофонист Стэн Гетц. Чак проработал у Гетца два года, интенсивно писал музыку для его коллектива и объездил с ним весь мир. Даже свою жену, испанскую вокалистку Кармен Куэста, от которой у музыканта родилось двое дочерей, Лоэб встретил Мадриде во время гастролей с Гетцем.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
ДМИТРИЙ НОСКОВ FRANK SINATRA TRIBUTE
Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012, с барабанщиком Харви Мэйсоном (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012, с барабанщиком Харви Мэйсоном (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)

С 1981 по 1985 гг. Лоэб работал в Нью-Йорке как студийный гитарист, записываясь на альбомах других музыкантов, в музыке для рекламы, кино и телевидения. В эти годы он освоил нелёгкое ремесло продюсера, которое впоследствии стало кормить его ничуть не хуже, чем игра на гитаре.

В 1985 г. Чак Лоэб вошёл в состав фьюжн-группы Steps Ahead, творчество которой в значительной степени сформировало каноны звучания современного «гладкого» джаза 90-х (smooth jazz), при этом оставаясь креативным и ярким. Это и неудивительно: в те годы в Steps Ahead играли саксофонист Майкл Бреккер, вибрафонист Майк Маниери и участники только что распавшейся супергруппы, стоявшей у истоков всего направления фьюжн — Weather Report: басист Виктор Бэйли и барабанщик Питер Эрскин.

Сольную карьеру гитарист начал только в 1988 г., однако его ранние альбомы на небольших лейблах не пользовались особой известностью. Первый настоящий сольный успех Лоэба пришёл в 1996 г., когда он перешёл на лейбл Shanachie и выпустил альбом «The Music Inside», заглавная тема которого шесть недель возглавляла хит-парады «современного джаза» (smooth jazz). Всего Лоэб выпустил на этом лейбле семь сольных альбомов — до того, как в конце 2006 г. подписал контракт с одним из сильнейших лейблов «современного» джаза, Heads Up. Его первый альбом на этом лейбле, «Presence», вышел в 2007 г. С 2013 г. Лоэб вернулся на Shanachie, для которого записал ещё пять альбомов, последним из которых стал «Unspoken» (2016).

В 2010 г. Лоэб вошёл в состав ещё одной известнейшей группы смут-джаза — квартета Fourplay, в котором сменил Ларри Карлтона (а тот, в свою очередь, в 1997-м заменил участника самого первого состава, первопроходца смут-джазовой гитары Ли Ритенаура). Он продолжал записываться с группой вплоть до последнего на нынешний момент альбома «Форплэй» — «Silver» (Heads Up, 2015).

Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012 (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012 (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)

Чак Лоэб несколько раз приезжал в Россию. В 2003 г. «Джаз.Ру» писал о его выступлении в КЗ им. Чайковского с российской смут-джазовой группой «Транс-Атлантик» (см. Светлана Аввакумова «Чак Лоэб в Москве: эмоции и краски», 29.10.2003), а в 2008 Чак записывался в Москве с лидером «Транс-Атлантика» пианистом Сергеем Чипенко, выступил с собранной Сергеем супергруппой «гладкого джаза» в одном из тогдашних московских рок-клубов (см. «Полный Джаз 1.0» от 07.02.2008) и дал интервью нашему изданию, которая вышла в бумажной версии «Джаз.Ру» №2/2008 (№11).

Чак Лоэб (справа) на сцене одного из московских клубов (в центре саксофонист Эрик Мариенталь). Фото © Владимир Коробицын
Чак Лоэб (справа) на сцене одного из московских клубов (в центре саксофонист Эрик Мариенталь). Фото © Владимир Коробицын

Это был очередной выпуск нашей рубрики «Что слушаем», в которой известные музыканты рассказывали нашим читателям об альбомах, которые оказали на них влияние и которые они продолжают слушать.

В память о замечательном гитаристе делаем его рекомендации, которые до сих пор читала только аудитория бумажной версии, достоянием наших сетевых читателей.
ДАЛЕЕ: интервью Чака Лоэба журналу «Джаз.Ру» 

2008. ЧТО СЛУШАЕМ: ГИТАРИСТ ЧАК ЛОЭБ

Чак Лоэб в одной из московских студий, 2008 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб в одной из московских студий, 2008 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

THE BEATLES — «Abbey Road». EMI/Apple, 1969

COVERПервый альбом, который мне хотелось бы рекомендовать, должен быть из самого начала моей жизни — что-то, что я слушал в юности. Конечно, это должен быть альбом The Beatles, ведь я большой поклонник «Битлз». А вот какой именно? Выбрать трудно, но, скорее всего, «Abbey Road». Там много разных стилей музыки, совершенно разных песен. Для меня очень важно, насколько хороши песни: я считаю, что качество песен — основа качества популярной музыки, в том числе и джаза. А на этом альбоме песни очень разнообразные, отлично сконструированные, каждая из них играет определённую роль в контексте альбома, даже если странновато звучит сама по себе. И, помимо всего прочего — этот альбом отлично спродюсирован. Там столько разных тембров, такое великолепное сведение и так замечательно использована сама студия — как инструмент создания музыки! Ну и, конечно, работа музыкантов отличная, они там здорово сыграли. Всё в сумме даёт прекрасный альбом.

WES MONTGOMERY & WYNTON KELLY TRIO — «Smokin’ At The Half Note». Verve, 1965 (CD reissue 1989)

COVERЭто был один из первых альбомов, убедивших меня в том, что мне надо стать джазовым гитаристом, а не, скажем, рок-гитаристом. Это концертный альбом, большая часть которого записана в нью-йоркском клубе Half Note квартетом гитариста Уэса Монтгомери (часть треков, правда, записана в студии). Сам Монтгомери, плюс Пол Чэмберс на контрабасе, Джимми Кобб на барабанах и Уинтон Келли на фортепиано — очень маленький состав, но как замечательно они работают с музыкальным пространством, насколько разнообразна музыка на альбоме, какой отличный свинг, как они потрясающе импровизируют! Там отличный грув и очень клёвые темы, и за счёт этого — кстати, именно поэтому я рекомендую этот альбом всем без исключения читателям вашего журнала — альбом одинаково хорошо воспринимается и музыкантами, и теми слушателями, которые сами не играют. Отличный пример того, как можно иметь замечательную технику игры, быть выдающимся импровизатором и при этом оставаться совершенно понятным любому слушателю. Это очень важный аспект для джазового альбома.

WEATHER REPORT — «Heavy Weather». Columbia, 1977

COVERЯ двигаюсь вперёд по хронологии своей жизни и вспоминаю альбом, который оказал очень сильное воздействие на меня: «Плохая погода» группы Weather Report. В этой работе есть элементы, которые я вспоминал и в связи с альбомом «Битлз», и в связи с записью Уэса Монтгомери: пять первоклассных джазовых музыкантов, импровизирующих на очень высоком уровне, при этом высокое качество продюсирования напоминает о поп-музыке, а мелодии хорошо запоминаются, при том что каждая пьеса полна нешаблонных музыкальных идей и энергии. Какие там замечательные пьесы — «Birdland», «Teen Town»… Три совершенно разных авторских стиля — клавишник Джо Завинул, саксофонист Уэйн Шортер и басист Джако Пасториус; и все три, перемешиваясь, дают большое стилистическое разнообразие.

PAT METHENY GROUP — «Letter From Home». Geffen, 1989

COVER«Письмо из дома» Пата Мэтини оказало на меня большое воздействие. Сам Пат — первоклассный гитарист, композитор и продюсер, а его группа в то время явно склонялась к world music. А самое главное, помимо всех этих рациональных моментов, его альбом очень трогает меня эмоционально (на самом деле, все его альбомы). В этом альбоме он достиг идеального сочетания глубоко эмоционального музицирования и очень тщательной продюсерской отделки записи.

BRAD MEHLDAU — «Songs: The Art of the Trio, Vol. 3». Warner Bros, 1998

 COVERГоворя о том, что я слушаю сейчас, я не могу не упомянуть пианиста Брэда Мэлдау. За многие, многие годы это первый музыкант, который просто поверг меня в изумление. Опять же, в нём сочетаются всё те же качества, которые я так высоко ценю: великолепная техника игры, глубокое знание гармонии, способность к смелой, рискованной импровизации — и в то же время можно поставить этот альбом молодому человеку, пожилому человеку, любому слушателю, который при этом сам не музыкант — например, я часто ставлю этот альбом своим дочерям — и слушать этот альбом просто для удовольствия, ничего не анализируя, просто воспринимая музыку как поток. В то же время любому музыканту, который будет слушать этот альбом, есть чему поучиться!

ВИДЕО: Чак Лоэб «Good To Go» — на фестивале «Джава Джаз» в Индонезии, 2009




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.