In Memoriam. Саксофонист Вячеслав Преображенский (1951-2017)

9
Константин Волков KW

21 октября в Ворбю (округ Стокгольм, Швеция) скончался после продолжительной болезни российский джазовый саксофонист Вячеслав Преображенский, который жил в скандинавском королевстве последние два десятилетия. Ему было 66 лет. Сам он шутил, что, кроме русских, никто не в состоянии произнести имя Viacheslav Preobrazhenski (так оно было записано в его документах), и поэтому коллеги в Швеции звали его VP или просто Slava.

Вячеслав Преображенский (фото © Александр Забрин)
Вячеслав Преображенский (фото © Александр Забрин)

Преображенский любил вспоминать, что его профессиональная карьера началась в 14-летнем возрасте. Он родился 30 сентября 1951 и в 1968 г. уже «играющим» саксофонистом приехал из Кургана в Москву — поступать в музыкальное училище им. Гнесиных. По рассказам его друга, молодой музыкант опоздал на подачу документов и явился сразу на экзамен по специальности; строгую комиссию развеселил подсказанный друзьями трюк — на экзамен он пришёл… в лаптях, пояснив, что от родного дома добирался очень долго и поэтому не подал документы вовремя. К экзамену, согласно этой апокрифической истории, его допустили; при этом у Преображенского почему-то не было с собой инструмента; но он выпросил его у первого попавшегося абитуриента — и его игра так понравилась комиссии, что его приняли, хотя остальные экзамены он сдал не блестяще.

В годы учёбы в Гнесинском училище Преображенский был призван на военную службу, так что окончил курс только в 1974 г. В 70-е он работал во множестве московских джазовых и эстрадных коллективов, а в начале 1980-х выступал в ансамбле Юрия Маркина, исполнявшем непростую авторскую музыку этого выдающегося советского джазового композитора.
ВИДЕО: ансамбль Юрия Маркина, 1982
Юрий Маркин — клавишные, Вячеслав Преображенский — тенор-саксофон, Рафик Галиулин — барабаны, Александр Брыксин — перкуссия, Александр Ростоцкий — бас-гитара, Владимир Воробьев — тромбон
httpv://www.youtube.com/watch?v=uw6vpM-sdV4

LP COVERВ первой половине 80-х Вячеслав Преображенский был приглашён в Государственный камерный оркестр джазовой музыки п/у Олега Лундстрема. В 1985 на ВФГ «Мелодия» был записан альбом «В стиле свинг» (вышел в 1986), на котором Преображенский играл в составе оркестра Лундстрема два развёрнутых соло — в пьесах «В стиле ретро» Виталия Долгова и «Почему» Сергея Терентьева. В 1992 альбом был переиздан в США на компакт-диске под названием «In Swing Time» небольшим аудиофильным лейблом Mobile Fidelity Sound Lab. Это настолько редкий релиз, что цены на компакт-диск с каталожным номером MFCD 881 могут достигать на вторичном рынке 500-600 долларов США. В своей рецензии на альбом известный американский критик Скотт Янов писал: «аранжировки щедро наполнены звучаниями медных инструментов и тщательно поддерживают солистов, из которых тенорист Вячеслав Преображенский наиболее талантлив».

Обложка американского издания альбома (1992)
Обложка американского издания альбома (1992)

Преображенский проработал у Лундстрема пять лет, гастролировал с оркестром в странах Азии, Африки и Европы. Параллельно он играл во многих московских малых джазовых составах, выступал на джазовых фестивалях по всему СССР.

Следующий этап его творческой жизни был связан с работой в оркестре «Современник» п/у Анатолия Кролла. В конце 80-х «железный занавес» уже не отделял СССР от западного мира так плотно, как это было ещё в начале десятилетия; в Москву приезжало множество западных музыкантов, и Преображенский много играл с заезжими джазменами. Завязалось много международных связей, и в 1990 г. московский саксофонист впервые выехал по этим связям на Запад — в Швецию, где участвовал в одном из стокгольмских отелей в концерте под громким названием East Meets West Jazz Summit («Джазовый саммит — встреча Востока и Запада»). Среди участников, помимо ряда известных шведских музыкантов, был знаменитый американской басист Ред Митчелл, который жил в Стокгольме с 1968 г. На следующий год, в 1991, Преображенский пригласил его и жившего в Дании американского пианиста Хораса Парлана (см. биографический очерк о нём в «Полном Джазе 2.0») в Москву, где зарубежные джазмены участвовали в легендарном первом «московском джазовом пароходе» — поездке по Москве-реке на теплоходе «Советская конституция» с джазовыми музыкантами на борту— и дали вместе с Преображенским концерт в Доме Композиторов.

Обложка диска компании Sintez Records ‎с каталожным номером SRCD 00002. Слева направо: Парлан, Митчелл, Преображенский
Обложка диска компании Sintez Records ‎с каталожным номером SRCD 00002. Слева направо: Парлан, Митчелл, Преображенский

Тогда же была сделана студийная запись, в которой Парлан, Митчелл и Преображенский исполняли джазовые стандарты и одну авторскую пьесу Хораса Парлана, а в первых двух треках с ними играл Русский камерный оркестр под управлением дирижёра Душана Михайловича (впоследствии оставившего музыкальное поприще; ныне он иерей православной церкви, настоятель русско-сербской православной общины в Буэнос-Айресе). Эта запись вышла на одном из первых постсоветских компакт-дисков, выпущенном фирмой грамзаписи Sintez Records в 1992 г., и оказалась всего вторым компакт-диском в дискографии этого впоследствии весьма успешного коммерческого лейбла, во главе которого стоит бас-гитарист рок-группы «Машина времени» Александр Кутиков — до этого «Синтез» выпускал только виниловые пластинки. Диск был ориентирован на западную аудиторию, так как в тогдашней России круг потребителей компакт-дисков был ещё слишком узок, главными форматами потребления музыки ещё были винил и компакт-кассеты. Поэтому на обложке, на которой Парлан, Митчелл и Преображенский были сфотографированы на фоне баррикад перед московским Белым Домом в ходе августовского путча 1991 г., было только английское название — «We All Hope».

Однако это была не первая запись Преображенского как лидера или со-лидера. В 1990 и 1991 гг. на ВФГ «Мелодия» вышли два виниловых альбома под его именем.

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка о Вячеславе Преображенском, МУЗЫКА… 

Два альбома Вячеслава Преображенского
Два альбома Вячеслава Преображенского

Первый был записан в 1989 г. ансамблем под названием «Джаз-квинтет Вячеслава Преображенского и Вячеслава Назарова». Вторым лидером был тромбонист и вокалист Вячеслав Назаров, участник ансамбля Николая Левиновского «Аллегро», вскоре уехавший в США и погибший там в автокатастрофе в 1996 г. В записи альбома также участвовали тогдашний пианист оркестра Лундстрема — Михаил Окунь, контрабасист «Аллегро» Виктор Двоскин и молодой ленинградский барабанщик Олег Бутман, вскоре тоже оказавшийся в США вслед за старшим братом, саксофонистом Игорем Бутманом. Альбом был выдержан в стилистике современного джазового мэйнстрима и включал три авторские пьесы тромбониста Назарова, одну — Двоскина и два стандарта.
СЛУШАЕМ: Джаз-квинтет Вячеслава Преображенского и Вячеслава Назарова — «Психологическая совместимость» (Виктор Двоскин)
httpv://www.youtube.com/watch?v=gFuORUe_hg8

Второй, записанный в 1990 г., вышел как сольная работа Вячеслава Преображенского и назывался «Ещё вчера…» Это была одна из первых на отечественной джазовой сцене попыток играть что-то вроде зарождавшегося в те годы «смут-джаза» — несложной, доступной самому массовому слушателю инструментальной поп-музыки, стилистически связанной с джазом. На этом альбоме Преображенский играл не только на теноре, но и на сопранино-саксофоне, а ключевым стилистическим элементом оказалось решение записать не живые барабаны, а синтезированную партию электронных ударных, что решительно склонило общий саунд альбома в сторону поп-музыки.

Единственным полностью джазовым солистом на альбоме (если не считать вокалистки Ирины Отиевой, записавшей вокальную партию в одном треке) был сам Преображенский, который выбрал из авторских сочинений Вячеслава Назарова, Юрия Маркина, сибирского вибрафониста Игоря Уварова и других авторов весь музыкальный материал для пластинки. Часть соло в стилистике фьюжн исполнил гитарист Ринат Шаймухаметов. Аранжировщиком материала выступил Владимир Фёдоров, работавший тогда в оркестре «Современник» у Анатолия Кролла. Он же запрограммировал все партии электронных ударных, записал часть клавишных партий и все партии бас-гитары.

Специально для «Джаз.Ру» Владимир Фёдоров рассказал об этой работе с Преображенским:

— Он сразил меня тем, что пришёл на запись совершенно готовый и в студии ничего не искал — я имею в виду, эмоционально. Это сейчас можно было бы все аранжировки подготовить дома и дома же подготовиться к записи. В 1990-м таких технологий ещё не было. Дома я мог бы по тем временам предъявить Славе только электронные барабаны, а вся аранжировка рождалась уже в студии. Это была интересная работа — наверное, первая в нашей стране попытка сделать общедоступную музыку джазового характера. Носителем джазового элемента на этой пластинке, конечно, выступал Преображенский: если убрать живой саксофон, то не будет никаких признаков джаза. Он интересно играл в этой записи на теноре, но мне даже более интересна была его игра на сопрано. Это ещё и интересная звукорежиссёрская работа: звукорежиссёр Юрий Гриц применил при записи саксофонов ритмизованную задержку и сложную реверберацию, что позволило создать новое звуковое пространство…

Однако 1991 г. оказался не лучшим моментом для выпуска этой работы. Всего через год советские государственные сети распространения продукции фирмы «Мелодия» прекратили существовать, эпоха винила стремительно покатилась к закату, и пятитысячный тираж альбома оказался почти не распродан.
СЛУШАЕМ: фрагмент альбома Вячеслава Преображенского «Ещё вчера…» (Мелодия, 1991) — «Колыбельная моря» (Юрий Маркин)
httpv://www.youtube.com/watch?v=2pFndHNShZU

Впрочем, в это время Преображенский уже был занят совместными проектами с жившими в Швеции и Дании американскими музыкантами, а буквально полтора-два года спустя и сам перебрался в Швецию — после того, как в 1992 выступил на крупном фестивале в Финляндии, Pori Jazz: там в рамках моды на всё русское был организован Ultra Music Meeting, в котором играли на одной сцене российские и европейские музыканты. В частности, в ансамбле Преображенского на втором саксофоне играл финский музыкант Юкка Перко, а на рояле, контрабасе и ударных — молодые москвичи, Яков Окунь, Игорь Иванушкин и Эдуард Зизак.

1993 был, наверное, самым сложным годом для московской и — шире — постсоветской российской джазовой сцены. С 1992 по середину 1990-х сотни музыкантов выживали только благодаря тому, что в свете «перестройки» и конца советского режима во многих странах всё ещё существовала кратковременная мода на всё русское, и многим квалифицированным джазменам из России удавалось найти работу в клубах, отелях, на круизных судах и других «прикладных сценах» соседних стран. Многие десятки артистов в этот период навсегда, или как минимум на долгие годы, покинули Россию в поисках новых творческих возможностей — и элементарного выживания. Среди них был и Вячеслав Преображенский.

В 1993 г. он сделал в Стокгольме свою первую запись в Швеции — альбом «Russian Blue», который вышел на местном лейбле Gemini Records годом позже. В записи участвовал Хорас Парлан, а также шведские музыканты — саксофонист Нильс Сандстрём, басист Стуре Нордин и барабанщик Ронни Гариднер. Однако большой музыкальной карьеры в Швеции у российского музыканта не получилось. Он выпустил ещё два альбома со шведскими сайдменами, в 2000 («Day By Day») и 2003 г. («Nightfall»), оба — на своём собственном крошечном лейбле Dolphin Music. Преображенский также преподавал джазовую импровизацию и ансамбль в школе искусств Kulturama в стокгольмском пригороде Хаммарбю — разумеется, на шведском языке: он владел английским, шведским и финским. Время от времени музыкант приезжал в Россию для единичных выступлений. Последний раз, судя по всему, это произошло в октябре 2011, когда он был приглашён участвовать в VIII международном фестивале «Российские звёзды мирового джаза». В тот год Анатолий Кролл, в оркестре которого когда-то играл Преображенский, проводил фестиваль в московском Театре Эстрады.

Однако повседневный заработок саксофонисту на тот момент уже около десяти лет обеспечивало совсем другое занятие: в стокгольмском пригороде Ворбю у него была маленькая транспортная компания Preo Express, название которой явно происходило от усечённой формы его фамилии. Компания занималась перевозками мебели и мелких грузов…




реклама на джаз.ру

9 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Жаль, талантливый был музыкант. Светлая память.
    Спасибо автору за содержательную статью.

  2. Фестиваль в Пори 1992 года стал наверное последним «звездным» форумом для Славы. Позже его имя я не встречал на крупных фестивалях. Незадолго до фестиваля он собрал свой новый ансамбль из молодых музыкантов — Яков Окунь, Александр Першунин и Эдуард Зизак, с которыми выступил в Пори. В Пори в тот год был большой десант российских музыкантов. Поездку организовал руководитель московского джаз-клуба Олег Черняев. Весной этого года организатор фестиваля в Пори приезжал в Москву, по этому поводу был организован в джаз-клубе трехдневный смотр московского джаза. Фину все понравилось и он пригласил сразу пять или шесть коллективов на фестиваль в Пори. Сразу после фестиваля Слава сел на паром и отправился в Стокгольм. Позже на российско-финской границе Олегу Черняеву пришлось долго разбираться с финскими пограничниками, так как была одна общая групповая виза на всех и одного участника не хватало.

    Светлая память.

  3. Узнал только сегодня… очень жаль. Я земляк Славы, мы были знакомы и немного вместе играли в юности в г. Кургане. Не забуду никогда… Земля пухом.

  4. Очень печальное,неожиданное известие. Светлая память.Пусть земля будет пухом.Очень жаль.

  5. Светлый человек, абсолютно преданый джазу, один из лучших мне известных тенористов. Мы с ним играли до его отъезда в Швецию — помню однажды он меня поразил, проиграв целое отделение (40 минут) субтоном — до него я слышал это только у Пола Гонсалвеса (когда тот приезжал в Союз с оркестром Дюка Эллингтона).

  6. В Швеции Слава играл в метро и на улице. Тогда в 1993 году это было выгодно для человека из России. 65 долларов за 4 часа игры примерно получалось в день. А в России получали люди по 7-15 долларов в месяц.
    У него была проблема с получением постоянного вида на жительство. Но, видимо, получил его раз работал в Kulturama. Хотя в ней платят очень мало за ведение кружков по интересам.
    А вот перевозка мебели простой и реальный бизнес. Не все имеют грузовые машины. Перевозка в Стокгольме стоит 70 долларов за два часа. Но всё зависит от умения искать заказы.
    На музыке в Швеции прожить сложно. Мировая поп-звезда Лейла ворует по магазинам, чтобы уколоться. Проект закончился и работы у ней больше нет. Другие артисты или преподают, если есть соответствующее образование, или открывают свой магазинчик. Ну как в 90-е артисты шли торговать на вещевой рынок. Или, как Слава, купил грузовичек небольшой и возит мебель. Другие сидят на социале.
    В Швеции есть популярные джаз-клубы. Но туда приглашают мировых звезд. А имя сделать очень сложно. Иммигранту не под силу делать это самому. Нужен менеджер хороший. Но они с русскими не связываются, с ними тяжело работать. С людьми творческих профессий работать сложно. Они непредсказуемы. А бизнес такого не терпит.

  7. Служили в месте в ДОФе на КСФ играли ..пришел со своим СЕЛЬМЕРОМ с Гнесинки,не доучившись….я на ДМБ потом с Лундстремом в 1986 м к нам в Северодвинск два концерта…встреча была очень теплой на первый концерт я не смог прийти …он попросил чтобы супруга пришла….усадил на первый ряд ее и когда играли «NHE MOON»он вышел с соло встал рядом с ней и сыграл для нее……на второй пришел концерт к нему …он привел Лундстрема и познакомил ,подарив шикарный плакат с афтографами обоих…ребята подошли мои музыканты всем надарил штатовских тростей…..в Москве жил он на НООСТАНОВСКОЙ……очень жаль что так рано ужел такой прекрасный человек …друг музыкант…….скорблю….

Добавить комментарий для Александр Эйдельман Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.