Grammy 2018: полный анализ списка джазовых лауреатов премии Академии звукозаписи «Грэмми»

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

Поздней ночью по московскому времени 28 января в Нью-Йорке Национальная академия звукозаписи США — общественная организация, объединяющая тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии — в 60-й раз вручила премии Академии, известные как «Грэмми» («граммофончики»), по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. В этом году премию получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 октября 2016 по 30 сентября 2017 — в 84 категориях.

GRAMMY AWARDS 2018

Только пять категорий из 84 входят в «жанровое поле» под обозначением «Джаз»; исторически связана с джазом также ещё одна категория, ныне именуемая «Современная инструментальная музыка» — до начала 2010-х гг. она называлась «Современный джаз», но несколько лет назад Академия звукозаписи переименованием этой категории признала окончательный разрыв «современной инструментальной музыки для взрослых», включая так называемый «гладкий джаз» (smooth jazz), от её генетической связи с поздним коммерческим фьюжн, фанки-фьюжн, contemporary jazz и другими побочными отростками джазового стилистического древа. Многие имена джазовых музыкантов можно обнаружить, в том числе и среди лауреатов текущего года, в категориях «саундтрек»,

Итак, приступим к объявлению джазовых лауреатов.

В категории «Лучший джазовый вокальный альбом» победил двойной диск (или тройной виниловый альбом) певицы Сесиль Маклорин Сальван (Cécile McLorin Salvant) «Dreams And Daggers», который вышел на лейбле Mack Avenue Records. Сесиль уже была лауреатом «Грэмми» в той же категории в 2016 г. (за альбом «For One to Love»), и, в общем, можно понять, почему неофициальный «министр джаза США» Уинтон Марсалис сказал про неё по окончании её турне с Джаз-оркестром Линкольн-центра, что «подобные певицы рождаются раз в поколение или даже два поколения». 28-летняя вокалистка родом из Майами, дочь гаитянского врача и француженки — преподавательницы французского языка, которая пела с детства, но к джазу обратилась только в 18 лет, когда обучалась вокалу в консерватории им. Дариюса Мийо во Франции, стремительно поднимается в джазовой «табели о рангах» с того самого момента, как в 2010 г. победила в престижнейшем американском джазовом конкурсе им. Телониуса Монка. В её голосе есть и яркая индивидуальность, и глубокое знание всей джазовой вокальной традиции последних ста лет.
ВИДЕО: Cécile McLorin Salvant — «Tell Me What They’re Saying Can’t Be True», с альбома «Dreams And Daggers»
httpv://www.youtube.com/watch?v=47HmSrf-CgI

В категории «Лучший джазовый инструментальный альбом» многие болели за альбом пианиста и композитора Фреда Хёрша, который бесконечно номинируется на «Грэмми» и столь же бесконечно не получает её, но премию Grammy получил альбом «Rebirth», который выпустил его коллега — 60-летний пианист из Лос-Анджелеса Билли Чайлдс (Billy Childs). Это не первое его вхождение в мир «Грэмми»: ещё в 2000 г. премию Академии звукозаписи в категории «Лучший джазовый вокальный альбом» получила запись певицы Дайанн Ривз «The Calling: Celebrating Sarah Vaughan», для которого Чайлдз выполнил все аранжировки и дирижировал оркестром при записи. А в 2006 г. его пьеса «Into the Light» для джаз-группы и камерного ансамбля получила «Грэмми» как «Лучшая инструментальная композиция». В 2011 успех в той же категории повторила пьеса Чайлдза «The Path Among the Trees», а в 2015 пьеса с его альбома «Map to the Treasure: Reimagining Laura Nyro» получила брозовый граммофончик как «Лучшая аранжировка вокала в инструментальном сопровождении». Интересно, что новую награду Чайлдс получил за свой дебютный альбом для лейбла… Mack Avenue Records — того же самого, что выпустил альбом Сесиль Маклорин Сальван.
ВИДЕО: официальный тизер альбома Билли Чайлдса «Rebirth»
httpv://www.youtube.com/watch?v=EkV2AUskoi0

ДАЛЕЕ: лучший биг-бэнд, лучшее соло, лучший латин-джаз… и джазмены в других категориях 

Категория «Лучший альбом крупного состава»: здесь премией отмечен альбом «Bringin’ It», который записал оркестр п/у контрабасиста Крисчена Макбрайда (Christian McBride Big Band), и снова… на лейбле Mack Avenue Records! Эй, что за волшебник отвечает в этой компании за продвижение альбомов среди голосующих членов Академии звукозаписи?!

Первый альбом Макбрайда как руководителя собственного биг-бэнда в 2011 г. тоже получал «Грэмми», как и четыре другие его работы в записях с малыми составами; при очень высоком качестве нового альбома можно предположить, что, тем не менее, в его победе сыграл роль и фактор известности лидера — не только лидера пяти коллективов (включая биг-бэнд), но и, с 2016 г., нового художественного руководителя старейшего джаз-фестиваля США — Ньюпортского.
Альбом (точнее, большие фрагменты всех его треков) можно бесплатно послушать на сайте лейбла.
ВИДЕО: официальный трейлер альбома Christian McBride Big Band «Bringin’ It»
httpv://www.youtube.com/watch?v=35TDkxAvg9M

Категория «Лучший альбом латин-джаза» когда-то была придумана Академией специально для того, чтобы отмечать работы чувствовавших свою отдельность от джазового процесса артистов, чьё творчество развивается, по официальному определению Академии, в русле «соединения джаза с латиноамериканской, иберо-американской, бразильской музыкой и/или аргентинским танго». В 2012 г., как мы тогда же сообщали, премия была подвергнута реформе: непомерно разросшееся количество категорий было довольно радикально сокращено, джазовых номинаций вместо прежних шести стало четыре, но уже на следующий год, после бурного и продолжительного скандала с битьём посуды и публичным валянием по полу, устроенного в масс-медиа представителями латиноамериканского меньшинства, в список категорий «Грэмми» вернулась часть «латинских» номинаций — в частности, в джазовом разделе была восстановлена и эта категория. Интересно, что в текущем году лауреат «Грэмми» за лучший «латин-джазовый альбом» — Pablo Ziegler Trio, трио живущего в Нью-Йорке 73-летнего аргентинского пианиста Пабло Зиглера, многолетнего соратника и участника ансамбля покойного ныне первопроходца «танго нуэво» — современной, заметно «оджазированной» версии традиционного агрентинского музыкального стиля — Астора Пьяццолы. Собственно, музыка Пьяццолы представлена и на новом альбоме, «Джазовое танго» («Jazz Tango»). В виде исключения этот альбом вышел не на «Мак Авеню», а на Zoho Records.
ВИДЕО: официальный промо-ролик альбома «Jazz Tango»
httpv://www.youtube.com/watch?v=bsi0pAb8ahQ

Одна из традиционно важнейших джазовых категорий премии Академии звукозаписи — «Лучшее джазовое импровизационное соло». К большому удивлению автора этих строк, соображения политической корректности на этот раз отошли на второй план, и победил британский гитарист Джон Маклафлин (John McLaughlin) и его соло в пьесе «Miles Beyond» с альбома «Live @ Ronnie Scott’s», записанного составом John McLaughlin & the 4th Dimension и выпущенного в форматах цифрового альбома, компакт-диска и винила на американском «фьюжн-прог» лейбле Abstract Logix. Возможно, сыграло роль сделанное Маклафлином в прошлом году объявление о том, что в связи с возрастом (ему только что исполнилось 76 — см. нашу публикацию от 5 января 2018 «Гитарист Джон Маклафлин: девять инкарнаций Махавишну») он прекращает интенсивные гастроли, в частности — его тур по США 2017 г. стал, судя по всему, последним). Впрочем, судя по термоядерному соло лауреата, он вполне ещё способен заткнуть за гитарный ремень не один десяток более молодых коллег!
СЛУШАЕМ: John McLaughlin and the 4th Dimension «Miles Beyond» с альбома «Live at Ronnie Scotts London 2017».
Джон Маклафлин — электрогитара, Этьен Мбаппе — бас-гитара, Гэри Хасбанд — клавишные, Ранджит Барот — барабаны.
httpv://www.youtube.com/watch?v=Q2GAAK3PFII

В традиционно связанной с джазовым «полем» категории «Лучший альбом современной инструментальной музыки» (опять напомню, что это бывший «Лучший альбом «современного» джаза») победил альбом группы Jeff Lorber Fusion — «Prototype». Клавишник и продюсер Джефф Лорбер, один из столпов «современного» джаза — мягкой инструментальной музыки с обильными импровизационными соло — ранее шесть раз был номинирован на «Грэмми», но победил впервые.
ВИДЕО: Jeff Lorber Fusion «Hyperdrive» (из альбома «Prototype», Shanachie, 2017)
httpv://www.youtube.com/watch?v=CWtEpIT5QY0

В категории «Лучший вокальный альбом традиционной эстрады» победил посвящённый поп-джазовому мегамастодонту — певцу Тони Беннетту — концертный сборник «Tony Bennett Celebrates 90», который спродюсировал сын старины Тони — продюсер, звукорежиссёр, звукоинженер Дэй Беннетт (Dae Bennett), ранее уже продюсировавший ряд альбомов с участием отца, два из которых (с Леди Гага и с пианистом Биллом Шарлапом) в разные годы получали «Грэмми».

В категориях «Лучший альбом World Music», «Лучшая аранжировка инструментальной или хоровой музыки» и «Лучшая аранжировка вокально-инструментальной музыки» фигурировавшие среди номинантов джазовые музыканты и авторы пролетели мимо премии, уступив волкам и зубрам популярных жанров. А вот Grammy за «Лучшую инструментальную композицию» получила пьеса «Three Revolutions», которую написал латин-джазовый пианист Артуро О’Фаррилл (Arturo O’Farrill) и он же сам её и исполнил вместе с ветераном афрокубинского джаза — пианистом Чучо Вальдесом (Chucho Valdés).
ВИДЕО: Arturo O’Farrill & Chucho Valdes «Three Revolutions» (Live at Symphony Space), фрагмент
httpv://www.youtube.com/watch?v=HmB_0AyV5yE

Наконец, общий джазовый колорит имеет саундтрек к фильму «La La Land», который взял «Грэмми» в обеих кинематографических номинациях — как «Лучший сборный саундтрек» и «Лучший оригинальный саундтрек»: оригинальную музыку для фильма написал его сценарист Джастин Гурвиц (Justin Hurwitz). А среди «инженерных» категорий (звукорежиссура, звукозапись и т. п.) можно обнаружить альбом сопрано-саксофонистки Джейн Айры Блум «Early Americans», который получил премию как «Лучший альбом в технологии Surround Sound» — правда, не за джаз, а именно за запись и сведение (легендарный джазовый звукоинженер Джим Андерсон). Альбом был выпущен аудиофильным лейблом Sono Luminous в редком формате Blu-ray Audio.



реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Джон Дэвис снова в туре по России: «Уверен, что джаз сейчас ничуть не хуже, чем был!»
Следующая статьяIn Memoriam. Гитарист Юрий Щёткин (1963-2018)
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.