Интервью «Джаз.Ру» — рядом с джазом. Вокалистка Маша Кац: «Не боюсь злоупотребить шоу»

0
реклама
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE
ЖЕНЯ СТРИГАЛЕВ, ФЕДЕРИКО ДАННЕМАНН THE CHANGE

23 января певица, продюсер, автор песен и педагог по вокалу Маша Кац отметила юбилей в столичном клубе «Форте». Гостями и участниками вечера стали лучшие музыканты джазовой сцены и известные вокалисты. Редакция «Джаз.Ру» поздравляет Марию с днем рождения и публикует интервью, в котором наш внештатный автор Анна Чистоделова расспрашивает вокалистку о детстве, непростом творческом пути, о специфике конкурсных побед и, конечно же, о книге «Ваш голос. Секреты вокального мастерства»,  вышедшей осенью из-под пера Маши Кац.

Маша Кац (фото © Маргарита Шол, 2017)
Маша Кац (фото © Маргарита Шол, 2017)

 

Анна Чистоделова
фото: архив «Джаз.Ру»
AC
реклама на джаз.ру
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019
ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ 2019

Маша, поздравляю с юбилеем! Красивая дата, красота на сцене — видимо, поэтому и концерт 1 февраля «только для женщин»?

— Нет, не поэтому (смеётся). Дело в том, что в иудейской традиции мужчина не должен слышать женский голос, пробуждающий желание. А площадка концерта 1 февраля — Московский еврейский общинный центр в Марьиной Роще — обязывает традиции соблюдать. И я решила, что это хорошо: пусть на один вечер зал станет территорией, где мы, девушки, сможем пообщаться друг с другом без оглядки на лиц противоположного пола. Возможно, артистам придётся непросто — всё же это не клуб разжечь, но я не раз выступала перед женщинами, и, думаю, всем понравится.

Репертуар тоже будет национальным?

— Формат встречи — музыкальная гостиная — и программа составлены так, чтобы показать преемственность в музыке. Не разностилевость, а именно преемственность! Для меня это эксперимент в чистом виде: ведь я обычно делаю совсем другое. Мы покажем всё: и современную эстрадную музыку, и джаз, и нежно любимый мною классический русский романс: Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов. Жаль, что романсовое творчество почти не популярно сейчас.

Может, потому, что в классическом варианте для современного уха это тяжеловато?

— Вот мы и сыграем их в духе современных баллад, уйдя от тотальной оперной вокальной лексики и дав волю природе времени. Этакий палимпсест, когда несколько временных пластов культуры сочетаются в одном произведении и создают новое видение искусства. Устаревшее становится свежим, но хранит историю.

Смелый замысел!

— Понимаю, что воплотить его не так просто, как кажется, и эксперимент может с треском провалиться. Но если нет, тогда все лавры нам: мне и моему соратнику, который поверил в мою идею. Я искала пианиста, который бы прекрасно разбирался в музыке и виртуозно работал с нотами. И он нашелся — это Александр Прокопович, который согласился сразу, как только озвучила ему идею. Тогда и придумали начать с амфитеатра в МЕОЦ. Надеюсь, у нас всё получится.

Конечно, получится — вам даже книга удалась, фундаментальный труд. Сложно было начать и завершить?

— Заканчивала я действительно долго (смеётся). А вот начало — оно размыто: материалом для этого практического пособия послужили записи из дневника, который я веду долгие годы. Сначала он был рукописным, а потом, году в 1997-м, с появлением в доме компьютера и интернета, я стала собирать всё в отдельные файлы и архивировать записи.

Маша Кац (фото © Дмитрий Тюхтин)
Маша Кац (фото © Дмитрий Тюхтин)

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Маши Кац 

Значит, «Дневник одной артистки» — это не просто теги в соцсетях?

— Конечно, нет; я все курьёзные цеховые истории стараюсь записывать — они и о ныне живущих, и о тех, кого уже нет с нами. Люди ведь составляют основную часть моего бытия. Затем, когда начала преподавать, пришёл черёд профессиональных находок, которые опробовала на себе, а потом — на учениках. Передо мной разверзлась бездна вопросов, ответы на которые мы искали с ними вместе. Как же это оказалось эффективно для обеих сторон! Тогда я и разделила безымянный доселе файл — житейские истории попали в «Дневник артистки», а профессиональные заметки шли под грифом «Ваш голос». И уже там были подразделы «Диапазон», «Сценическая речь» и другие.

Как наполняли их?

— Очень просто: если в процессе работы с учеником какой-то подход приносил хорошие результаты, писала методологию. Годы моей жизни оставили след в конспектах, которые и стали основой книги. Тогда я, естественно, о ней не думала.

А что послужило толчком?

— Пару лет назад я показала несколько глав Андрею Макаревичу, и он, выпустивший уже несколько книг, спросил: «Почему не издаёшься?» Можно сказать, дал волшебного пинка. И поддерживал, пока я работала над книгой.

Андрей Вадимович — автор забавных рисунков к ней?

— Да, и я считаю, у него получилось гениально! А ведь мы целый год пытались понять, как иллюстрировать этот многоуровневый психоакустический процесс, которым вокал по сути своей является. Пока однажды я, приехав к нему, не начала рассказывать, что такое пение на опоре. «Представь, что у тебя внизу живота кирпич!» — в отчаянии бросила я, и тут всё встало на свои места! Он нарисовал кирпич в животе и другие эскизы всего за два дня, да так наглядно, что даже ребенок сможет применить эту технику. Все разбросанные по тексту рисунки мы опубликовали отдельно в конце книги для того, чтобы было можно их вырезать и повесить на стену. Вот так благодаря талантливому художнику я передала читателю мой опыт концертирующей певицы и педагога со стажем. Спасибо ученикам — без них мне бы не стать писателем (улыбается).

А что привело концертирующую певицу в педагогику?

— Я долгое время была самой известной в России бэк-вокалисткой и записала более 250 дисков для наших исполнителей и коллективов. И однажды поняла, что так не может дальше продолжаться. Да, мой голос и навыки приносят неплохой доход для семьи, но я использую их не по назначению! Бросила бэк-вокал вообще и на полгода села на хлеб и воду. Потом понемногу начала слушать классику и пробовать петь. А затем, чтобы прокормиться, взяла первого ученика, потом второго. И поняла, что это тоже моё!

Насколько должен быть одарённым, молодым, опытным ваш идеальный ученик?

— Счастливы те вокалисты или инструменталисты, которым с самого начала не надо трудиться: на исходных данных большая фора. Но так не у всех: большинство голосов нужно раскрыть, и это нормально! Найти, раскопать тот уникальный тембр голоса, который создаёт акустическую идентификацию. Сегодня мы, как правило, визуализируем вокалиста, а нужно, чтобы его узнавали по голосу. У меня эта узнаваемость всегда была, но ведь и я многое не умела, несмотря на то, что всю жизнь училась и практиковала. А когда ты знаешь, как объяснить это себе, то поможешь и другим. В моей книге есть глава под названием «Разговор с самой собой». Мои ученики — взрослые люди с чёткими творческими целями. С детьми я не занимаюсь — им нужен наставник, который поведет их за ручку в прекрасный мир музыки и будет открывать его грани, а это точно не я. Исключением стала моя дочь Серафима, но и её я спустя какое-то время передала в надежные руки достойного и уважаемого мною педагога.

Сегодня 17-летняя Сима Кац уже известна в джазовых кругах и мощным вокалом, и композициями собственного сочинения. А вот наставником считает именно маму!

— Поставить ручки, привить усидчивость, купить абонемент в филармонию, чтобы вместе постигать высокое искусство — любой родитель-музыкант на это способен. Да, в её детстве был период, когда я устроилась на работу в «Домисольку», где она училась, чтобы присматривать за дочкой. Сима окончила Хоровую музыкальную школу в Палашевском переулке. Всегда хотела быть композитором, собиралась поступать в Институт им. Шнитке на дирижёрско-хоровое, но не была уверена, что сдаст фортепиано. Она ведь занимается с трёх лет, и, видимо, классику играть устала, душа требует нового. И вот уже второй год дочь учится на вокальном отделении джазового колледжа имени Гнесиных.

Сима Кац (фото © Евгения Жук)
Сима Кац (фото © Евгения Жук)

Вертикаль.

— Да, но это не совсем то, что я бы хотела для неё. Однако понимала, что вмешаться — значит навредить. Слава богу, с педагогом повезло: вокалу Симу обучает Николай Мудрый, у них сразу возник контакт, и она летит к нему в училище. Дочка — мой космический подарок. Она и похожа на меня, и совершенно другая. Прекрасно для вокалистки играет на фортепиано, увлекается гармонией, интересуется звукорежиссурой и пишет музыку на небольшой домашней студии. Ночью встану попить водички — а она сидит творит, пока город спит. Я её первый цензор и советчик: дочь доверяет мне, не стесняясь подчас спросить, как взять ту или иную ноту. «Биохимиком или зубным техником я не стану», — говорит мне Сима, когда вновь заходит разговор о профориентации. Родителям я, помню, говорила то же самое.

Расскажите о них.

— Я родилась в Москве, в интеллигентной еврейской семье, где был культ меня — позднего ребенка: мама родила меня в 38. Папа, инвалид первой группы, полностью потерял зрение, когда мне было 14 лет, и весил 200 килограммов. Он был самым чутким отцом в мире и очень любил музыку, привив эту любовь и мне. Благодаря ему я навсегда влюблена в джаз-рок, прогрессивный рок, в доме была прекрасная фонотека, звучала классическая и джазовая музыка. Мама разделяла наше увлечение и шутила: «Помирать буду — поставьте хорошую музыку, дерну ногой!». Мама много работала и воспитывала меня. Папа старался, как мог, но слепому человеку на инвалидности в любое время тяжело прокормить семью. Он брал на дом работу из Общества слепых. Денег вечно не хватало, но бесценные основы человеческого сосуществования родители в меня заложили — что такое хорошо и что такое плохо, как избегать соблазнов и игнорировать дурновкусие, я узнала рано и пронесла через всю жизнь. И, как и я теперь для Симы, мама и папа были моими первыми поклонниками, ярыми помощниками и самыми преданными моему делу людьми. В пять лет я, очарованная миром звуков, заявила, что буду певицей, и родители делали всё, чтобы я имела возможность заниматься. Они месяцами отказывали себе в мясе, но я ходила в музыкальную школу и брала уроки вокала. Родителей уже нет на свете, а я все помню; каждый день их благодарю, люблю и очень скучаю.

Я впервые услышала голос Маши Кац на диске группы «Квартал».

— Песня «Первый блюз», да? В 1992 году я прошла сумасшедший конкурс в группу: Таня Литвиненко ушла в декрет, ныне покойный Арик (Артур Пилявин, основатель группы «Квартал». — Ред.) устроил кастинг. Цвет моих волос сыграл окончательную роль: он внимательно смотрел на меня, а потом изрёк: «Передайте своим, мы нашли её». После «Квартала» я пела в «Лиге блюза» и в гастрольном туре по Прибалтике узнала, что песня, которую я как сессионная певица записала для альбома Льва Землинского, прошла в национальный отборочный тур. Лёва подал заявку на конкурс «Евровидение» без моего ведома — и не прогадал.

Это был дебют России на «Евровидении», о котором россияне толком и не знали. Легко прошли отбор на родине?

— Я бы не сказала: моими конкурентами были певицы Алиса Мон, Алёна Апина, Вика Цыганова и коллективы «Квартал», «Мегаполис» и «Ногу свело» — последние мне уступили всего один народный голос, так что кастинг и здесь был что надо. Мне нравилась, кстати, их песня «Сибирская любовь», но победил мой «Вечный странник».

Маша Кац в образе Юдифи, 1994
Маша Кац в образе Юдифи, 1994

Кто был автором песни, образа, постановщиком номера?

— Слова на русском языке мои, музыка и английский текст — Землинского. Образ Юдифь (Маша Кац участвовала в дебютном для России «Евровидении» 1994 г. под именем Youddith. — Ред.), выбрали не случайно: здесь и национальная тема, и новый всплеск интереса к работам великого Густава Климта в Европе. Мы решили сделать ожившую картину на одноименное полотно, отсюда и псевдоним. Европейская публика это поняла и оценила. И режиссуру Валентина Гнеушева, и платье от Павла Каплевича, которое гармонировало с цветом моих волос, а выступление принесло нам 9 место. Радости моей не было предела: никогда страна-дебютант не поднималась выше 18-го! Но на родине этот результат расценили как поражение и на несколько лет отлучили меня от большой сцены. Шёл 1994 год.

А спустя еще пару десятков лет — вновь конкурс: шоу «Голос». Разочарование или восторг?

— О, это очень интересная школа даже для такого лиса, как я. Когда ты, состоявшаяся уже, сидишь и льстишь себе снобистскими надеждами, самое время проверить: ты часом в уксус не превратилась? Да, есть опыт, но там тебе оппонируют молодые, на энергии своей юности забивающие кого хочешь. Победитель один, сильных участников много, и каждый сам выбирает, что он получил — увлекательный эксперимент или фиаско. Для меня — первое, конечно.

Многие зубры отечественной сцены таким образом напомнили о себе, например Андрей Давидян, с которым вы в последние годы дружили.

— К нему после шоу пришла популярность, которой он был достоин, и я рада, что в его жизни случилась эта востребованность, пусть и в последние годы. Он ушёл на пике славы, и нам всем его очень не хватает. Встречаясь в клубе «Форте», мы поначалу не общались, только здоровались. Он был человеком настроения, чаще хмурый и неразговорчивый. Но вот однажды перед концертом заметил, что я начала кашлять, спросил: «Заболела?» Поняла, что это самый добрый человек на свете. Раскрывать секрет целебного коктейля от Давидяна не буду, скажу лишь, что волшебное зелье неоднократно мне помогало не расклеиться в периоды эпидемий. А Андрей в ингредиентах знал толк: однажды мы все решили на Новый год сделать клубу сюрприз, и я приготовила ведро солянки, а он взялся за долму. Что-то там у него не заладилось, потребовалась помощь — и вот уже у нас обоих руки по локоть сморщенные, долма не готова, рассказываем анекдоты и ржём в голос. С ним было очень тепло.

Уходит старая гвардия, которая помнит винил и магнитофонные катушки.

— Мы тоже помним! Я успела поработать на древних, проверенных временем аппаратах. Не было никаких компьютеров, руками склеивали пленку, которая, в свою очередь, была дорогая, и нужно было её экономить. Требовалась качественная запись трека полностью, а не кусками и фразами, как это повсеместно практикуется сейчас. Мастерство каждого участника процесса было необходимым условием, и я застала эту эпоху, работая в тон-студии на «Мосфильме» и на радио «Маяк». Огромного диаметра катушки, аналоговые пульты на 16 или 32 канала. Повезло моему поколению — мы стали свидетелями стремительного развития музыкальных технологий, смены эпох.

Тем ценнее ваши дневники, светская часть которых тоже просится в тираж.

— Я живу подробностями: помню даты, цифры, какая в памятный день была погода, во что были одеты люди. Иногда по полгода ничего не пишу, но выручает Сима, героиня ещё одной моей серии коротких историй — «Дочь жжёт». Последняя её цитата: «Столько народу на улице, а людей не видно». Возможно, все эти зарисовки я действительно когда-нибудь соберу в одну художественную книгу. Но пока не готова об этом думать.

Пока — живые блюз и джаз?

— Любопытно, что все считают меня джазовой певицей. Я же себя к таковым не отношу! И не потому, что не знаю джазовых стандартов в требуемом количестве; знаю и пою ещё как! Просто я темпераментный человек, и мне, рвавшей с «Лигой блюза» стадионы, мало места на амплитуду! (смеётся). Рок, ритм-энд-блюз — вот, пожалуй, моё сегодня. Кто знает, что будет завтра? Конечно, я наслаждаюсь творчеством истинно джазовых музыкантов и вокалистов. Хожу на их концерты и ощущаю, что вот он — высший пилотаж. Понимаю и позицию джазменов, что публику нужно воспитывать — не только для самой публики, но и для себя. Сама же предпочитаю думать о людях и не боюсь злоупотребить шоу. Знаю прекрасных музыкантов, которые способны круто играть, при этом отгораживаясь от зрителя стеклянной стеной. А вот мне «фидбэк» очень важен: я на волне одобрения готова подарить гораздо больше в ответ.

Вячеслав Горский, Маша Кац
Вячеслав Горский, Маша Кац

В «Форте» вам с «Квадро» фидбэк обеспечен.

Да, мы с коллективом Вячеслава Горского работаем давно и весело, каждый месяц собирая в любимом клубе аншлаг. Следующий наш концерт состоится 10 февраля — там же, в клубе «Форте». Приходите, будет жарко!
ВИДЕО: Маша Кац и Вячеслав Горский «Time’s Gone»

Маша Кац. «Ваш голос. Секреты вокального мастерства» - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой Маша Кац. «Ваш голос. Секреты вокального мастерства» – купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.