Филли Джо Джонс: надёжный фундамент. К 95-летию со дня рождения великого джазового барабанщика

0
реклама
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Иммерсивное джазовое шоу на крыше - В гостях у Гэтсби
Константин Волков KW

Текст основан на биографическом очерке, который был опубликован тем же автором в бумажном №4/5 журнала «Джаз.Ру» за 2008 г. (№13/14)

15 июля 2018 со дня рождения выдающегося барабанщика Джо Джонса по прозвищу «Филли» (Philly Joe Jones, 1923-1985) исполнилось 95 лет — но он навсегда остался 62-летним, уйдя из жизни 33 года назад.

Philly Joe Jones
Philly Joe Jones

«Филли» — это общепринятое сокращение от названия города Филадельфия, крупнейшего мегаполиса штата Пенсильвания. Филли Джо был родом именно оттуда, как и множество других джазовых музыкантов— Билли Холидей, Джон Колтрейн, Рашид Али, Арчи Шепп, Маккой Тайнер… Собственно, его и прозвали-то «Филли», чтобы отличать от другого великого барабанщика по имени Джо Джонс, который с 1933 года до конца 40-х играл в одной из величайших свинговых ритм-секций в истории — в оркестре Каунта Бэйси вместе с самим Бэйси за роялем, контрабасистом Уолтером Пейджем и ритм-гитаристом Фредди Грином. В конце 40-х, когда «тот» Джо Джонс (он был на 12 лет старше) ушёл от Бэйси и играл с собственными ансамблями, а молодой Джо Джонс из Филадельфии уже нашумел в Нью-Йорке, работая в штатном ансамбле популярного клуба Café Society, возникла нужда в различении их имён: именно тогда младший стал именоваться Филли Джо, а старший — Папа Джо.

Филли Джо много играл со всеми тогдашними звёздами бибопа (Чарли Паркер, Фэтс Наварро, Диззи Гиллеспи), но в 1949-м без колебаний бросил Нью-Йорк и на два с лишним года уехал в Вашингтон работать с саксофонистом более старшего поколения — Беном Уэбстером. Именно в Вашингтоне барабанщик познакомился с музыкантом, который сыграл важнейшую роль в его жизни — пианистом Тэддом Дамероном. Вернувшись в Нью-Йорк, Филли Джо Джонс вновь стал штатным барабанщиком клуба — на этот раз Downbeat, где он играл с Ли Конитцем, Зутом Симсом и Майлзом Дэйвисом. В 1953 г. Джо Джонс стал членом ансамбля Тэдда Дамерона, и именно с ним сделал свои первые записи, оказавшие на него огромное влияние в музыкальном плане: позднее он говорил, что именно работа с Дамероном научила его играть для солиста в той же степени, что и для ансамбля в целом. Но работа с трубачом Майлзом Дэйвисом оказалась важнее: именно благодаря ей Филли Джо вошёл в историю джаза.
СЛУШАЕМ: Tadd Dameron & John Coltrane «Super Jet» (1956)
Дамерон — ф-но, Джон Колтрейн — саксофон, Джон Симмонс — к-бас, Филли Джо Джонс — ударные (с альбома «Mating Call», Prestige)

Ещё с 1952 г. Майлз начал регулярно гастролировать с Джо Джонсом вдвоём, нанимая остальных музыкантов в каждом следующем городе. Барабанщик ехал первым, подбирал музыкантов и проходил с ними репертуар, после чего приезжал Майлз, и наспех собранный ансамбль выходил на публику.

В «Автобиографии» Майлза Дэйвиса, основанной на серии интервью, которые Майлз дал журналисту Куинси Траупе, от лица Дэйвиса говорится об этом периоде:

Эта фигня начинала мне действовать на нервы. Большая часть музыкантов не знала не только аранжировок, но и тем.

И только в 1955-м количество наконец перешло в качество: приехав впереди Майлза в Балтимор, Филли Джо нашёл для выступления в этом городе техасского пианиста по имени Ред Гарланд и 20-летнего контрабасиста, которого звали Пол Чэмберс. Кроме того, был приглашён опытный, но малоизвестный тогда саксофонист из Филадельфии — Джон Колтрейн. Для первого совместного выступления была предложена сделанная Дэйвисом аранжировка пьесы Диззи Гиллеспи и Джона Льюиса «Two Bass Hit». Когда пьеса завершилась, Майлз глянул на Филли Джо и сказал: «Думаю, вот оно». Джонс впоследствии вспоминал:

Мы на первом же выступлении переглянулись и поняли: вот оно. Пять человек, объединённых музыкальной телепатией: каждый точно знает, что и как будет звучать дальше.

СЛУШАЕМ: квинтет Майлза Дэйвиса «Two Bass Hit», 1955

ДАЛЕЕ: продолжение творческой биографии Филли Джо Джонса, много музыки! 

В студии, конец 1950-х: вверху Пол Чэмберс и Филли Джо Джонс, внизу Майлз Дэйвис и Ред Гарланд
В студии, конец 1950-х: вверху Пол Чэмберс и Филли Джо Джонс, внизу Майлз Дэйвис и Ред Гарланд

Этот состав квинтета Майлза Дэйвиса в истории джаза получил наименование «первый великий квинтет Майлза» (второй великий квинтет — это его ансамбль 60-х гг. с саксофонистом Уэйном Шортером и пианистом Хёрби Хэнкоком). Просуществовав в неизменном составе до 1958 г., этот ансамбль завоевал совершенно исключительное место в истории джаза — как в силу своей огромной популярности, так и в силу хрестоматийности сделанных им записей. Причём записи этого периода, сделанные одним и тем же составом, представляют Майлза в двух взаимосвязанных, но разных ипостасях. Как последний классик боповой эры он предстаёт на сделанных всего за две сессии (в мае и в октябре 1956) записях для лейбла Prestige, выпущенных затем в виде четырёх отдельных альбомов — «Cookin’», «Relaxin’», «Workin’» и «Steamin’».
СЛУШАЕМ: Miles Davis «Steamin’»

А буквально несколькими месяцами позднее начинается период, в котором Майлз нащупывает новаторские ходы, что приведут его к модальному джазу в конце десятилетия. Этот период дал истории джаза великие работы, вышедшие на Columbia благодаря продюсеру Джорджу Авакяну — прежде всего «Miles Ahead» (1957) и «Milestones» (1958).

СЛУШАЕМ: заглавная тема альбома «Miles Ahead» (1957)
Обратим внимание на выдающуюся игру Филли Джо Джонса щётками.

Об этом альбоме, записанном ансамблем Майлза при участии оркестра Гила Эванса, Джордж Авакян впоследствии говорил:

Эта запись показала всему миру, что Майлз Дэйвис — гораздо больше, чем просто бибоповый музыкант, который играл бы соло с небольшой группой — и всё. Это серьёзнейший проект, запись, которая была призвана расширить аудиторию Майлза — и сделала это. Практически сразу он из чисто американского джазового солиста превратился в международную звезду с аудиторией, далеко выходящей за рамки узкого круга любителей джаза.

В ансамбле этого выдающегося новатора и Филли Джо Джонс представал новатором, чья манера игры полностью созрела именно в период работы у Майлза. Смешно сказать, но многим консервативно настроенным джазовым критикам тех времён игра Филли Джо казалась чрезмерно громкой и бесчувственной, в то время как именно Джонс, и именно в это время, разработал поразительно моторную манеру, в которой барабанщик тонко и отзывчиво откликался на динамические и мелодические акценты солиста. Игра Джонса сочетала полиритимическую точность Макса Роуча и мощный ритм-н-блюзовый грув Арта Блэйки, а его манера играть основной ритмический рисунок на приоткрывающемся и закрывающемся хай-хэте, педальной тарелке (и вообще его работа с тарелками) была для того времени уникальной. Не меньшее влияние на следующие поколения барабанщиков оказала его оригинальная техника игры щётками.

Особенно упругую и мощную игру Филли Джо Джонс показывал в тандеме с контрабасистом Полом Чэмберсом. С ним в 1955-58 гг. он играл в «первом великом квинтете» у Майлза, с ним же он постоянно записывался с самыми разными солистами, ценившими высочайшее качество игры этой пары — в описываемый период Джонс и Чэмберс записались на десятках альбомов для лейблов Blue Note, Prestige и Riverside, а также выступали в составе ансамблей саксофонистов Сонни Роллинза и Арта Пеппера. Игра именно этой ритм-секции звучит на одном из самых популярных альбомов Джона Колтрейна — его первой и единственной пластинке для Blue Note, популярнейшем альбоме «Blue Train» (1957).
СЛУШАЕМ: Джон Колтрейн «Blue Train»
Колтрейн — тенор-саксофон, Ли Морган — труба, Кёртис Фуллер — тромбон, Кенни Дрю — ф-но, Пол Чэмберс — к-бас, Филли Джо Джонс — ударные

Даже после ухода Джонса из ансамбля Майлза Дэйвиса его влияние на Майлза сохранялось: Майлз сам признавался, что просил у всех своих новых барабанщиков «играть эти штучки Филли». Сам же Джо говорил о работе у Майлза так:

Это было самое великое, самое счастливое время моей жизни. Оно взрастило меня и открыло мой слух. Когда ты играешь с такими гигантами, приходится учиться! Работа у Майлза — это была музыка, музыка, музыка… и учёба, учёба, учёба!

Джонс же в 1958-м дебютировал как лидер, выпустив на Riverside альбом «Blues For Dracula» при участии Томми Флэнегана, Джонни Гриффина, Нэта Эддерли и других выдающихся солистов. Кроме того, он возглавлял собственные концертные ансамбли, базировавшиеся в основном в его родной Филадельфии. И если в опросах журнала Down Beat он в 1957 г. фигурировал ещё только как «восходящая звезда», то в 1961 г. он уже был вторым в основном списке барабанщиков, уступая только Максу Роучу, а в 1962 г. был признан «барабанщиком года».
СЛУШАЕМ: Philly Joe Jones «Blues for Dracula»
В заглавном треке альбома 1958 г. Филли Джо не только играет на барабанах, но и читает пространный сатирический монолог, имитируя актёра Белу Лугоши, прославившегося исполнением роли графа Дракулы.

Как ни странно, но закат карьеры Филли Джо начался именно в этот год, казалось бы, максимального признания. В фокусе внимания критиков оказалось уже следующее поколение новаторов — прежде всего Элвин Джонс из квартета Джона Колтрейна. Филли Джо работал всё меньше и меньше и в 1967 г., когда прежняя джазовая сцена стремительно разрушалась, уступая массовую аудиторию поп- и рок-музыке, вообще уехал из США. Правда, он никого ни в чём не винил и в интервью 1969 г. даже высказывал своё восхищение барабанщиками нового поколения, прежде всего Тони Уильямсом.

Два года Джонс преподавал игру на барабанах в Лондоне, оказав значительное влияние на молодое поколение британских джазменов, но местный профсоюз музыкантов не разрешал ему выступать, так что Филли Джо перебрался в Париж. Только в 1972-м он вернулся на родину, поселился в Филадельфии и стал играть там… джаз-рок с собственной группой Le Grand Prix, впрочем — не добившейся особенных успехов.

Главная его сольная работа того периода, «Philly Mignon» (Galaxy, 1977) — это никакой не джаз-рок, а старый добрый бибоп, первоклассно сыгранный с очень сильными партнёрами (саксофонист Декстер Гордон, басист Рон Картер, корнетист Нэт Эддерли и др.)
СЛУШАЕМ: Philly Joe Jones «Neptunis» (с альбома «Philly Mignon»)

Во второй половине 70-х Филли Джо некоторое работал в ансамбле пианиста Билла Эванса (вместе они записали замечательный альбом «Quintessence» — Fantasy, 1976).
ВИДЕО: Филли Джо Джонс в составе трио Билла Эванса (с контрабасистом Марком Джонсоном) на фестивале Umbria Jazz, 1978

Он также некоторое время гастролировал с бывшим коллегой по «великому квинтету» — пианистом Редом Гарландом — и записал с ним и контрабасистом Роном Картером для Galaxy отличную пластинку «Crossings».
СЛУШАЕМ: Ред Гарланд, Рон Картер, Филли Джо Джонс — тема Майлза Дэйвиса «Solar», запись 1977

Пожалуй, главным проектом последних лет жизни Филли Джо стал ансамбль Dameronia, где он, вместе с пианистом Уолтером Дэйвисом-мл., саксофонистом Фрэнком Уэссом и другими сильными солистами, играл оригинальные аранжировки музыки Тэдда Дамерона, который оказал на него такое большое влияние в начале 50-х. Филли Джо Джонс записал с проектом Dameronia два небезынтересных альбома для лейбла UptownTo Tadd With Love», 1982, и «Look Stop And Listen», 1983).
СЛУШАЕМ: пьеса «Killer Joe» с альбома 1983 г. «Look Stop And Listen» проекта Dameronia

Помимо выступлений с «Дамеронией», Джо Джонс в 1984 г. участвовал в джазово-поэтическом проекте саксофониста Арчи Шеппа, построенном вокруг декламации знаменитого «чёрного радикала» — поэта и афроамериканского активиста Амири Барака.

30 августа 1985 года жизнь выдающегося барабанщика оборвал сердечный приступ.

ВИДЕО: соло Филли Джо Джонса (в составе ансамбля Телониуса Монка, Париж, 1969)




ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.