К 120-летию Гершвина Большой Джазовый Оркестр исполнит оригинал «Рапсодии в блюзовых тонах»

2
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

26 сентября 2018 исполнится 120 лет со дня рождения Джорджа Гершвина — крупнейшего американского композитора ХХ столетия (1898-1937), родившегося в Бруклине в семье эмигрантов из Российской Империи. А 2 октября в память о композиторе, чьи работы образовали связующие звенья между европейской академической музыкой и джазом — первым подлинно американским музыкальным искусством, московский Большой Джазовый Оркестр под руководством трубача Петра Востокова исполнит на сцене Малого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского важнейшее произведение Гершвина — «Рапсодию в блюзовых тонах», название которой («Rhapsody in Blue») в нашей стране долгое время переводили «по словарю», не учитывая отсылки к стилистике блюза, афроамериканской музыки — «Рапсодия в голубых тонах» или «Голубая рапсодия».

George Gershwin
George Gershwin

Написанная в начале 1924 года, «Рапсодия», как произведение «идеологически чуждого» американского композитора, не звучала на московских сценах. В Ленинграде в 1931 г. её несколько раз исполнил оркестр Мюзик-холла, но в столице СССР она не звучала до августа 1945, когда СССР и США — победоносные союзники по Второй мировой войне — находились в конце уникального периода открытости к культурам друг друга, которому вскоре суждено было смениться «холодной войной». В год великой Победы на сцене Большого зала Московской государственной консерватории «Рапсодия» прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижировал Николай Голованов, а за роялем был блестящий пианист с консерваторским образованием, лучше всех в стране на тот момент знавший и джазовую стилистику — первопроходец советского джаза Александр Цфасман. В 1960 г. Александр Наумович сделал студийую запись «Рапсодии» с Государственным симфоническим оркестром СССР, дирижировал Геннадий Рождественский.

Но штука в том, что это была не оригинальная версия «Рапсодии в блюзовых тонах»!

Симфоническую оркестровку, которую играл Цфасман и в которой в нашей стране только и исполняли «Rhapsody in Blue» в последующие годы, выполнил в 1942 г. Ферд Грофе (Ferde Grofé, 1892-1972, настоящее имя Фердинанд Рудольф фон Грофе) — тот же самый аранжировщик, который готовил и оригинальную аранжировку к премьере 1924 г. Но эти оркестровки отличаются друг от друга, как небо от земли!

Во-первых, в аранжировке 1924 года не были выписаны сольные фортепианные фрагменты: у дирижёра было просто написано «wait for nod» (жди кивка). Дело в том, что Гершвин писал «Рапсодию» в страшной спешке и не выписал каденции для рояля к премьере просто потому, что на премьере играл партию фортепиано сам, так что в значительной степени сымпровизировал свои продолжительные эпизоды (на премьере Рапсодия звучала больше 16 минут) и в нужный момент действительно кивал дирижёру, после чего вступал оркестр. Фортепианная партия была окончательно записана Гершвином только после премьеры, поэтому мы в точности не знаем, как именно звучало первое значительное произведение современной американской симфонической музыки при премьерном исполнении!

Во-вторых, оригинальная версия «Рапсодии в блюзовых тонах» не была написана для симфонического оркестра! Её заказчиком и первым исполнителем был Пол Уайтман, самый популярный бэндлидер США в начале 1920-х годов. Его оркестр не был, строго говоря, полностью джазовым: это был эстрадный оркестр. Уайтман начал нанимать настоящих джазовых солистов только тогда, когда появились белые импровизаторы, сравнимые по технике игры с афроамериканскими первопроходцами — то есть уже на рубеже 1920/30-х гг. Ведь его оркестр был полностью белым, а совместные выступления белых и чёрных музыкантов в то время для расистской Америки были ещё невозможным, неслыханным нарушением общественных условностей. И тем не менее, Уайтмана называли «королём джаза», и оркестр его назывался джазовым. То, что он играл, впоследствии получило в истории джаза наименование «sweet jazz», сладкий джаз — в противовес «горячему джазу» афроамериканских музыкантов (hot jazz). Именно для этого оркестра — с саксофонами, трубами, тромбонами, ритм-секцией и группой струнных инструментов — и была написана первая, оригинальная версия «Rhapsody in Blue», премьера которой (с Гершвином за роялем) состоялась в нью-йоркском зале «Эолиан-Холл» 12 февраля 1924 г. В первом ряду сидели Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Леопольд Стоковский — то есть весь цвет американской классической музыки того времени. Успех был невероятный, овации продолжались гораздо дольше, чем звучала сама Рапсодия!

Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова
Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова

К 90-летию премьеры, в 2014 году, Большой Джазовый Оркестр — коллектив, созданный в 2010 г. трубачом Петром Востоковым и вокалисткой Дарьей Антоновой специально для исполнения исторически достоверных аранжировок богатейшего джазового оркестрового наследия в исторически точных стилях — подготовил московскую премьеру оригинальной версии «Рапсодии в блюзовых тонах». За роялем тогда был выдающийся российский академический и джазовый пианист — заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства Российской Академии музыки им. Гнесиных Валерий Гроховский.

Валерий Гроховский
Валерий Гроховский

А 2 октября 2018, к 120-летию со дня рождения автора «Рапсодии», Валерий Александрович снова выйдет на сцену с оркестром под руководством Петра Востокова, который будет играть в расширенном составе (со струнными!) в точности по оригинальной аранжировке 1924 года — и, в точном соответствии с обстоятельствами премьеры, будет оставлять пианисту обширные пространства для импровизации, так что прозвучат не только записанные Гершвином каденции, но и собственные импровизационные каденции Гроховского.

Во втором отделении концерта оркестр представит музыку Джорджа Гершвина из его «народной оперы» — «Порги и Бесс» (1935) — в версии, которую в 1959 г. подготовили к записи на альбом фирмы «Коламбия» аранжировщик Гил Эванс и трубач Майлз Дэйвис.

Концерт ведёт главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
ДАЛЕЕ: контакты, билеты 

ПОСТЕР

2 октября, 19:00, Малый зал Московской государственной консерватории им. Чайковского (ул. Большая Никитская, д. 13/6, м. Библиотека им. Ленина / Арбатская / Охотный Ряд). Билеты онлайн (800 ₽ — 1400 ₽)

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. В моей домашней фонотеке не менее дюжины исполнений Рапсодии (последняя — Ури Кейна). Своим студентам я показываю видеозапись опен-эйр концерта Берлинского симфонического оркестра (дир. Сейджи Озава) с трио Маркуса Робертса. Очень надеюсь, что анонсируемый концерт будет записан и пополнит мою коллекцию.

    • Вот как Рапсодия прозвучала в Малом зале Консерватории. Зал сложный, гулкий, предназначен для малых составов. Писали «через воздух», сверху — все верха там идут на балкон, в партере верха слышно только в районе 13-14 ряда, т.е. уже под балконом.
      httpv://www.youtube.com/watch?v=bt9ZHHKUsqk

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя