Рецензии «Джаз.Ру». Музыканты о музыке: пианист Евгений Лебедев о новом альбоме Кита Джарретта

1
Keith Jarrett (photo © Roberto Mascotti)
Евгений Лебедев
Фото: Roberto Mascotti / ECM Records
EL

Keith Jarrett «La Fenice»
ECM, 2018

Первый раз в жизни прочитал рецензию на джазовый альбом в журнале «Jazz-Квадрат», если не ошибаюсь. Так ли он назывался? Не помню, но в углу красный квадрат и слово JAZZ белыми буквами точно были. (Выходивший в Минске в 1997-2009 гг. журнал «Jazz-Квадрат». — Ред.)

Вот удивился тогда, обнаружив, что альбомам, оказывается, ставят звёздочки, о них пишут своё мнение критики. «А кому это интересно, и стоит ли вообще писать о музыке?» — закралась тогда мысль. Честно говоря, сложно поверить, что кому-то это интересно, кроме пишущего, и, может, артиста, о котором пишут, но сам читать рецензии люблю!

Сегодня решил: хватит читать. Хочу быть последней инстанцией, хочу быть вершителем судеб, хочу ставить звёздочки!

Здорово, что у Apple Music есть функция «для вас». Оказывается, надо всего лишь нажать на сердечко в приложении, и робот начнёт подсовывать музыку, которая якобы должна понравиться, исходя из статистики прослушиваний. Ну вот он мне и подсунул очередной релиз европейского лейбла ECM — очередной альбом пианиста Кита Джарретта (Keith Jarrett), концерт, состоявшийся аж в 2006 году, но выпущенный в 2018.

Keith Jarrett (photo © Roberto Mascotti / ECM Records)
Keith Jarrett (photo © Roberto Mascotti / ECM Records)

Ладно, дай, думаю, загружу очередной сольник Джарретта. Хотя всё уже давно известно, все привыкли, что это гений современности: да, играет спонтанные сольные концерты, да — импровизатор отменный… да, да, да. Вот и я не ждал ничего нового от этого альбома. Написал эти строчки и ужаснулся: ведь когда творил Рахманинов, его тоже многие критики упрекали в том, что он не создаёт ничего нового. Может, это отчасти и правда, ведь Сергей Васильевич как бы не заметил новых тенденций музыки ХХ века, — но какой глубины он достиг, оставаясь старомодным, проявилось особенно явно в наши дни!

В случае с Джарреттом всё не совсем так, а точнее, совсем не так. Он-то обогнал своё время ещё лет 40 назад, но мы уже так привыкли, что и не ждём ничего нового. Как мне кажется — это и есть основной конфликт потребителя. С одной стороны, мы ищем стабильности, безопасности, комфорта, но при этом постоянно хотим чего-то нового и не часто задумываемся, что эти понятия редко встречаются!

COVER ARTWORK

Про альбом. Этот релиз — очередной сольный концерт Джарретта, очередные спонтанные импровизации, немного стандартов: всё как обычно у него, ничего нового для потребителя, но какова глубина исполнения?! На мой взгляд, она просто зашкаливает! И не важно, слушаете ли вы альбом в mp3, FLAC, на виниле или ещё в каком-либо формате. Сказать, что я испытал потрясение после прослушивания, не сказать ничего!
ВИДЕО: тизер альбома «La Fenice»
httpv://www.youtube.com/watch?v=LWFib1JgGRA

Вообще джазовые музыканты давно разделены (поправьте меня, если это не так) на последователей традиции и авангардистов. Конечно, есть и другие лагеря, но я пока не о них. Не могу сказать, что поддерживаю какой-либо лагерь особенно рьяно, но люблю одинаково и хорошую традицию, и хороший авангард. Так вот, если мы говорим об одном из лучших примеров авангарда — это именно данный альбом! А если мы говорим про традицию, то это тоже он! Ну а если мы говорим про авангард в традиционном стиле — это тоже он! Согласен, весьма странно, но это так. Кит Джарретт уже давно за пределами стилистических рамок и каких-либо понятий. Рад, что мы живём в одно время с таким мастером!

Единственное что: пользуясь положением критика, я хочу посоветовать начать прослушивание концерта с третьего трека, а потом, ближе к концу, вернуться к первым двум. Но это сугубо личное мнение.

А, забыл про звёздочки. Возьму пример с Чайковского, который всем студентам ставил 5, а некоторым, включая Рахманинова, вдруг ставил пять с плюсом!
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ КИТА ДЖАРРЕТТА «LA FENICE»

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. С интересом прослушал. Верно подсказано: слушать надо с 4 трека. Я дилетант, правда с большим стажем; из школы слушателей Володи Резицкого. Может я ошибаюсь, но помнится был даже винил большой, где Кейт Джарет с Чиком Кореа играли. Так я любил эту пластинку, да затерял в многочисленных разъездах/переездах. Этот венецианский концерт Джаррета действительно показывает всю его Кейта (или Кита) мощь. А левая рука как второй рояль рядом. И сколько стилей! 6 трек мне так напомнил Картинки с Выставки Мусоргского, сам не знаю почему, но ассоциация живая. А 7 трек — это уже Рахманинов и Шопен. Спасибо автору за статью, спасибо Журналу Джаз! С.Довлатов сказал: Джаз — состояние души. Здесь и в журнале она, душа, прекрасна!

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.