In Memoriam. Пианист Жак Лусье (1934-2019)

1
Jacques Loussier (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2002)
Jacques Loussier (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2002)

5 марта 2019 появились первые сообщения об уходе из жизни одного из самых известных французских музыкантов жанра jazz/classical crossover, то есть пересечения джаза и академической музыки. 6 марта некоторые европейские издания опровергли эту информацию, но 7 марта практически все источники подтвердили: во Франции в возрасте 84 лет умер пианист Жак Лусье.

Жак Лусье (Jacques Loussier) родился 26 октября 1934 г. в старинном городе Анже (прежде в России его именовали Анжер) В десятилетнем возрасте Жак начал обучаться игре на фортепиано. В 1951 г. он поступил в Национальную консерваторию в Париже, где обучался у профессора Ива Ната. Он считался лучшим учеником этого последователя Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Окончив консерваторию, Лусье много гастролировал как академический пианист, а также работал аккомпаниатором у известных шансонье — Катерин Соваж и Шарля Азнавура.

В 1959 г. 25-летний Лусье сделал решающий шаг в своей карьере — создал своё Play Bach Trio, которое призвано было объединить его любовь к музыке Иоганна Себастьяна Баха и к джазу. Репертуар трио (Лусье, басист Пьер Мишло и барабанщик Кристиан Гаррос) составили произведения Баха, которые Лусье использовал как темы для джазовых импровизаций. В те годы эта идея витала в воздухе — так, несколько позже «баховский» альбом записал лидер Modern Jazz Quartet, американский пианист Джон Льюис.

Слушаем: Жак Лусье — «Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре мажор, BWV 565», 1959

Трио быстро оказалось в фокусе общественного интереса, и четыре записанных между 1959 и 1963 гг. для парижского лейбла Decca альбомов разошлись довольно значительным для джазовых записей тиражом. Всего тиражи альбомов Лусье в 1960-1975 гг. составили шесть миллионов копий, а за всю жизнь он продал около девяти миллионов пластинок.

Жак Лусье, 1964
Жак Лусье, 1964

Жак Лусье эксплуатировал «баховскую» идею довольно долго: первый состав трио прекратил существование только в 1978 г., и музыкант удалился в свой дом в Провансе, где стал писать музыку и изучать наследие композиторов разных эпох. Он создал отличную звукозаписывающую студию в Миравале (близ Ниццы), где в последующие годы записывались Pink Floyd, Yes, Стинг и Элтон Джон. Сам же он в течение 80-х занимался экспериментами с музыкой фьюжн и синтезаторами.

Новое Play Bach Trio было собрано им в 1985-м, в год трехсотлетия И.С. Баха. Новый состав оказался стилистически более разнообразным, нежели первый, и играл музыку не только Баха, но и других композиторов. Сам же Лусье в 1986 дебютировал как «большой» академический композитор, представив свою мессу «Lumières» для симфонического оркестра, вокалистов и рок-барабанщика. В последующие годы он написал концерт для трубы и скрипки, сюиту для струнных и балет, посвящённый 200-летию Французской революции.

Jack Loussier, Benoît Dunoyer de Segonzac, André Arpino (Концертный зал им. Чайковского, Москва, октябрь 2002; фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Jack Loussier, Benoît Dunoyer de Segonzac, André Arpino (Концертный зал им. Чайковского, Москва, октябрь 2002; фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

С 1996 Лусье много записывался в формате трио для американского аудиофильного лейбла Telarc; помимо классической баховской программы, он записал альбомы, где импровизирует на темы Антонио Вивальди, Эрика Сати, Мориса Равеля. В 2001 на альбоме «Baroque Favorites» темами его импровизаций стала музыка Генделя, Скарлатти и других композиторов барочной эры. В 2002 настал черёд альбома, полностью посвящённого джазовым версиям мелодий Георга Фридриха Генделя. Нетрудно понять, почему: как и его ровесник Бах, в инструментальном творчестве Гендель — крупнейший полифонист, что должно импонировать пианисту. Впрочем, специалисты считали, что тогдашнему составу трио Лусье — контрабасисту Бенуа Дюнуайе де Зегонзаку и барабанщику Андре Арпино — не удалось создать столь же органичную ткань, как для музыки Баха: свинговые эпизоды не вырастали логически из изложения классического текста, а казались искусственно склеенными с ним.

В мировом масштабе Лусье в эти годы был известен скорее не музыкальными достижениями, а судебным иском, который он подал против мегапопулярного рэпера Эминема. Адвокаты пианиста утверждали, что ритмическая основа одного из треков Эминема на альбоме 2000 г. была украдена им и его продюсером Доктором Дре из авторской пьесы Лусье 1979 года «Pulsion», и требовали от Эминема десять миллионов долларов и прекращения продаж альбома «The Marshall Mathers LP». Продажи, впрочем, прекращены не были, а чего и сколько получил французский пианист — осталось тайной, так как конфликт был урегулирован в досудебном порядке.

СЛУШАЕМ: Jacques Loussier «Pulsion»

httpv://www.youtube.com/watch?v=heuGW9aCZuA

С 2001 Жак Лусье регулярно выступал со своим трио в России. Он приезжал в 2002, 2003 2004 гг., что дало корреспонденту «Джаз.Ру» Евгении Бирюковой повод написать в 2004 г.:

Московские концерты трио французского пианиста Жака Лусье Play Bach в последние годы постепенно превращаются в добрую традицию. Этому нельзя не порадоваться, ибо, пусть и трудно назвать таким уж стопроцентным джазом то, что являет маэстро московской публике — как правило, околоакадемической, — высокая исполнительская культура и качественные характеристики аранжировок этого состава не вызывают сомнений. А ведь чем больше добротного музыкального материала касается слуха широкой общественности, тем менее призрачной делается идея культурного просветительства.

Пожалуй, сразу следует расставить все точки над «i»: назвать состав Play Bach джазовым в традиционном смысле этого слова нельзя. Манере самого маэстро не присущи ни свинг, ни даже какой бы то ни было драйв. Часто обращаешь внимание, что Жак Лусье играет своим легким, порхающим звуком поверх более или менее джазового аккомпанемента, как бы поперёк в ритмическом плане. Это создает интересный фактурный и композиционный эффект, но, тем не менее, это неджазовый язык…

Jacques Loussier (КЗ им. Чайковского, фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2003)
Jacques Loussier (КЗ им. Чайковского, фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2003)

Жак Лусье активно выступал до 2009 г., когда проект Play Bach Trio отметил 50-летие. В июле 2011-го прямо на сцене во время выступления на Рурском фортепианном фестивале в Германии у 76-летнего пианиста случился инсульт, и больше он не концертировал. Последние годы он провёл вне публичного поля.

ВИДЕО: Жак Лусье исполняет оджазированную версию Пасторали до минор И.С. Баха, 2004

httpv://www.youtube.com/watch?v=E9DRPHq2_Sc

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Денис Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.