In Memoriam. Легендарный пианист Маккой Тайнер (1938-2020)

0
McCoy Tyner
McCoy Tyner
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25

6 марта в США скончался на 82 году жизни легендарный джазовый пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner). Его уход из жизни подтвердили в социальных сетях члены семьи музыканта.

Альфред Маккой Тайнер родился в Филадельфии 11 декабря 1938 г. Брать уроки игры на фортепиано он начал, как это бывает в жизни практически каждого ребенка, по настоянию родителей. А через несколько лет стало понятно, что с музыкой Маккой свяжет свою дальнейшую жизнь. Обучался он вначале в West Philadelphia Music School, а позднее перешел в Granoff School of Music., основанную выходцем из России скрипачом Исидором Грановым ещё в 1920-е гг.

Первым инструментом в его жизни стало соседское фортепиано. Естественно, что время, проводимое за инструментом, было ограничено. Но когда родители пианиста смогли приобрести собственный инструмент, Маккой получил возможность музицировать и совершенствовать свой дар сутки напролет. В доме часто стали появляться друзья и соседи музыканта, некоторые из которых в последствии стали известными джазменами. Среди них были трубач Ли Морган, саксофонист Арчи Шепп, пианист Бобби Тиммонс и басист Реджи Уоркман. В возрасте восемнадцати лет музыкант обратился в мусульманскую веру, получив имя Сулаймон Сауд; однако, в отличие от других известных афроамериканцев-мусульман в спорте, музыке и искусстве (Мохаммед Али, Ахмад Джамал, Юсеф Латиф, Амири Барака), Маккой не стал официально менять имя, да и увлечение его исламом постепенно сошло на нет. Джаз был для него важнее, чем религия.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Кстати, интересно, что его младший брат Джарвис пошёл по совершенно другому пути: 78-летний Джарвис Тайнер до недавнего времени был заместителем председателя Коммунистической партии США.

Ещё в 1956, работая в небольшом клубе Red Rooster, Маккой Тайнер познакомился с саксофонистом Джоном Колтрейном. В то время Колтрейн тесно сотрудничал с великим трубачом Майлзом Дэйвисом. Саксофонист, чья популярность была на подъёме и продолжала расти, не имел собственной группы. Поэтому на выступлениях с ним часто работали приглашённые музыканты. Среди них был и Маккой. Музыкальное взаимопонимание между двумя музыкантами было столь велико, что через некоторое время Колтрейн, решив создать собственный коллектив, сразу же пригласил к себе Тайнера.

McCoy Tyner, John Coltrane, 1964
McCoy Tyner, John Coltrane, 1964

На тот момент Маккой работал у саксофониста Бенни Голсона и трубача Арта Фармера в легендарном Jazztet (с которым произошёл его дебют в грамзаписи): это был 1959 год. В 1960-м, когда Колтрейн окончательно расстался с Майлзом, чтобы основать свою команду, Маккой ушёл из Jazztet. Музыканты работали вместе до 1965 года, записав вместе значительный корпус альбомов, вошедших в золотой фонд мирового джаза. Игра Тайнера звучит на самых значительных работах Колтрейна: «My Favorite Things», «Coltrane Plays The Blues», «Africa/Brass», «Transcendence», «Ballads», «John Coltrane and Johnny Hartman», «Dear Old Stockholm», «To The Beat of a Different Drum», «Crescent» и многих других, но главное — на важнейшем альбоме великого саксофониста, «A Love Supreme» (1964).
СЛУШАЕМ: John Coltrane «Resolution» с альбома «A Love Supreme» (1964)

httpv://www.youtube.com/watch?v=O6pSffe4k60

В то же время Маккой записал несколько сольных альбомов на лейбле Impulse!, включая «Inception», «Night of Ballads and Blues» и «Live at Newport».
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner «Inception»

httpv://www.youtube.com/watch?v=sYvICoEVpCk

После того, как Маккой в 1965-м принимает решение расстаться с Колтрейном, который всё дальше уходил в радикальный авангард, в карьере пианиста наступает некоторое затишье. Он продолжает превосходно играть на фортепиано, коллективу, который он создал, пророчат большое будущее, но публика остается равнодушной к его творчеству. Безденежье заставило Маккоя даже податься в соул-ансамбль Айка и Тины Тёрнер играть на электронных клавишных. Так продолжалось пять лет, вплоть до 1970-го, когда в сотрудничестве с лейблом Milestone выходит альбом «Sahara», получивший две премии Grammy и ставший, по мнению журнала DownBeat, альбомом года. С этого момента всё возвратилось в прежнее русло. Маккой снова много гастролирует, записывается со многими музыкантами, а в середине 80-х основывает квинтет, в котором работали саксофонист Гэри Бартц и скрипач Джон Блэйк. В конце 80-х музыкант большую часть времени выступал со своим трио, где, помимо него, играли басист Эйвери Шарп и Аарон Скотт на ударных. И по сей день записи этого трио пользуются необычайной популярностью.
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner «Sahara»

httpv://www.youtube.com/watch?v=W5yOk9A7K6s

В 1995-м году Маккой снова начал сотрудничать с лейблом Impulse!. В результате свет увидел альбом «Infinity», записанный вместе с легендарным саксофонистом Майклом Бреккером. Итог — премия Grammy! Здесь необходимо заметить, что в тот период некоторые из предыдущих работ с участием Маккоя тоже получали Grammy, но там музыкант выступал на вторых ролях. За долгую жизнь в джазе пианист получил пять премий Grammy.

Через три года Маккой Тайнер снова меняет звукозаписывающую компанию и записывает на лейбле Telarc два альбома, один из которых посвящен латиноамериканской музыке, а второй — представляет бас-гитариста Стэнли Кларка. В 2004 г. вышел его третий альбом на Telarc, «Illuminations», где Маккой создал впечатляющие гармонические ландшафты вместе с саксофонистом Гэри Бартцем и трубачом Теренсом Бланшардом.
СЛУШАЕМ: McCoy Tyner — «Come Rain or Come Shine» с альбома «Illuminations», 2004

httpv://www.youtube.com/watch?v=jg774FWUZ0Q

Мало найдется в джазе пианистов, которые оказали такое влияние на следующие поколения музыкантов и при этом настолько убедительно оставались бы в строю. Из тех, чей пик карьеры пришелся на начало 1960-х, с Маккоем Тайнером по влиятельности мог сравниться разве что Билл Эванс, но он давно ушёл из жизни. Да, случилось так, что пик карьеры Маккоя пришелся на юность, когда он работал в «классическом» квартете Джона Колтрейна. Музыка, которую молодой пианист (к Колтрейну он пришел 22-летним) играл у Трейна — его голосоведение, аккордика, ритмические обороты — вошло в «разговорный язык» всех следующих поколений джазовых пианистов. Но и на седьмом десятке лет мастер своей игрой не просто подтверждал высокий творческий и технический уровень, но демонстрировал несомненную открытость и желание что-то искать — а главное, возможность найти. Он гастролировал до 70-летнего возраста, а когда ему было 64 — получил высшее отличие для джазового музыканта в Америке, почётное звание «Мастер джаза», которое присваивает Национальный Фонд искусств США (2002).

Маккой Тайнер в Москве (фото © Павел Корбут)
Маккой Тайнер в Москве (фото © Павел Корбут)

В 2004 г. Маккой Тайнер выступал в Москве, дав несколько концертов в ведущем джаз-клубе тех лет — Le Club. В репортаже с его концертов зам. главного редактора «Джаз.Ру» Анна Филипьева писала:

…Понятно, что так просто уйти от московской публики, не исполнив что-нибудь на бис, трио Маккоя Тайнера вряд ли удалось бы, хотя бы в последний вечер (говорят, в первый вечер артист, утомленный перелетом, на бис все-таки не вышел). Публика настойчиво рукоплескала, но, наверное, ничего бы не получилось, если бы у дверей гримерки не объединили усилия вокалистка Ирина Томаева и поющая саксофонистка Анна Королева. Их согласованные пронзительные зовы, напоминающие заклинание дождя в индейских племенах, похоже, окончательно убедили Тайнера в необходимости исполнить еще две композиции — одну соло и одну в трио. Только после этого москвичи отпустили последнего из живых (и самого молодого) участника легендарного квартета Джона Колтрейна, которому, впрочем, еще с полчаса пришлось поработать за сценой, выполняя приятную музыкантскую обязанность по подписыванию дисков.

Маккой Тайнер (фото: Владимир Коробицын, 2010)
Маккой Тайнер (фото: Владимир Коробицын, 2010)

В 2010 артист выступил в России ещё раз, на фестивале «Триумф джаза». В этот период здоровье его уже пошатнулось, и игра пианиста звучала более скупо и экономно: он берёг силы.

ВИДЕО: Маккой Тайнер на джаз-фестивале в Ницце, Франция, 2000 (Чарнет Моффетт — бас-гитара; Ал Фостер — ударные)

httpv://www.youtube.com/watch?v=MeUfQva5wHM

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя