Не отменяем, играем онлайн: XV фестиваль чистого звука «Архангельск Блюз»

0
Квинтет Игоря Бутмана в онлайн-концерте фестиваля «Архангельск Блюз-2020»
Квинтет Игоря Бутмана в онлайн-концерте фестиваля «Архангельск Блюз-2020»

20, 21 и 22 мая на онлайн-платформах под девизом «фестиваль чистого звука» прошёл 15-й по счёту Arkhangelsk Blues. Он должен был проходить в те же даты в Архангельском театре драмы им. Ломоносова, но в связи с пандемией организаторы встали перед необходимостью либо отменять его, либо переносить, либо проводить в онлайн-режиме. При поддержке нового генерального спонсора, банка «Открытие», был выбран третий вариант.

Продюсер фестиваля Тим Дорофеев открывает первый концерт фестиваля в зале Архангельского театра драмы им. Ломоносова: в зале нет публики, только музыканты — а вся аудитория смотрит фестиваль в онлайн-режиме...
Продюсер фестиваля Тим Дорофеев открывает первый концерт фестиваля в зале Архангельского театра драмы им. Ломоносова: в зале нет публики, только музыканты — а вся аудитория смотрит фестиваль в онлайн-режиме…

Онлайн-аудитория увидела, конечно, не трансляцию фестиваля с его основной площадки, потому что путешествия из города в город сейчас затруднены, а из страны в страну и вовсе невозможны. Аудитория увидела собранное в три полнометражных (примерно двухчасовых) вечерних концерта потоковое видео выступлений артистов, находившихся на импровизированных сценических площадках в своих городах: только архангельские участники играли на основной сцене фестиваля, в Драмтеатре им. Ломоносова. Артистов представлял на виртуальной фестивальной сцене Кирилл Мошков, главный редактор российского издания «Джаз.Ру» и автор книги «Блюз. Введение в историю», которая с 2010 г выдержала четыре издания. Мошков много раз бывал на фестивале Arkhangelsk Blues и в 2018 г. даже снял о нём небольшой документальный фильм. В 2020 продюсер фестиваля, архангельский гитарист Тим Дорофеев, именно ему предложил вести 15-й «Архангельск Блюз» после того, как 23 ноября 2019 года в Москве ушёл из жизни постоянный ведущий первых четырнадцати фестивалей и соавтор его идеи — джазовый журналист Владимир Каушанский. Пятнадцатый юбилейный фестиваль был посвящён и его памяти.

Выступления ведущего, из-за сложностей нынешнего режима передвижения по карантинной Москве, снимали на балконе редакционного помещения «Джаз.Ру», украсив истинно блюзовую красную кирпичную стену яркими обложками книг о блюзе на разных языках, позаимствованных в редакционной библиотеке.

20 мая фестиваль открыл проект Guitar Summit, в 10-й раз с 2010 года собранный Тимом Дорофеевым, на сей раз с чисто архангельским составом. Когорту ветеранов российской блюзовой сцены представил маститый московский коллектив The Crossroadz, во главе которого уже четверть века стоит гитарист и вокалист Сергей Воронов. Ежегодно представленную на архангельском фестивале джазовую сторону блюзовой эстетики на этот раз показал самый именитый российский джазовый коллектив — квинтет народного артиста РФ Игоря Бутмана (Москва), в котором не только сам лидер блеснул богатым опытом исполнения материала с ритм-н-блюзовым оттенком, но и поющий пианист Олег Аккуратов проявился в неожиданном амплуа ритм-н-блюзового вокалиста, и виртуозный гитарист Евгений Побожий вдоволь исполнил блестящих блюзовых соло.

httpv://www.youtube.com/watch?v=rI0oTO8MdwQ

21 мая второй концерт открыли молодые архангельские энтузиасты корневых фольклорных форм американской музыки — So`Rockin Blues Band. Москву во второй вечер представляла яркая блюз-роковая гитаристка Ксения Федулова, с которой играла компетентная блюзовая ритм-секция, у которой есть собственное имя: «Джем-дуэт» — басист Анатолий Смирнов и барабанщик Алексей Цыганов. А завершил срединный концерт фестиваля «Петрович Бэнд» (Вологда), во главе которого уже четверть века стоит несгибаемый энтузиаст блюза во всех его проявлениях, харизматичный гитарист и страстный вокалист Виктор Колесов.

httpv://www.youtube.com/watch?v=3O3_lDxsv2I

Финальный, третий концерт 22 мая вновь начался включением из Архангельска, где ветеран архангельской джазовой сцены, пианист и клавишник Игорь Горьковой со своим ансамблем то играл инструментальные номера, то аккомпанировал вокалистке Екатерине Колосовой из Северодвинска. Столичную сцену фолк-музыки представлял хорошо разбирающийся в выбранной аутентичной стилистике ансамбль Denis Nazarov & Moscow Folks. Наконец, финальным сетом фестиваля стало включение из Екатеринбурга, откуда напористо и чётко отыграли бескомпромиссные блюз-рокеры — трио Blues Doctors во главе с гитаристом Владимиром Демьяновым.

httpv://www.youtube.com/watch?v=LTgzo5eCJho

С одной стороны, считать онлайн-версию фестиваля его полноценной заменой вряд ли нужно. Всё-таки в онлайн-версии остро не хватает непосредственного общения, энергетического обмена между музыкантами и слушателями — причём не хватает в обе стороны: многим музыкантам было явно непривычно не чувствовать, не слышать мгновенного отклика публики. Настолько, что они так же явно пытались имитировать привычные ритуалы живого концерта: махали невидимой публике руками, кланялись ей и благодарили, хотя не видели и не слышали реакции слушателей. В то же время аудитория и в соцсетях, где тоже транслировались онлайн-концерты фестиваля, и в видеосервисе YouTube, через платформу которого шёл основной видеопоток, в комментариях по ходу концерта, тут же отображавшихся у всех на экране, остро сожалела о невозможности совместной общей реакции, пыталась заменить её множественными смайликами с изображением аплодирующих рук и даже требовала скорейшей разработки и внедрения несуществующей «кнопки виртуальных аплодисментов».

Но как бы разобщена ни была виртуальная публика, она при этом оказалась гораздо шире, чем могла бы быть на площадке Архангельского театра драмы им. Ломоносова. Только на платформе YouTube концерты фестиваля за три дня набрали более 3200 просмотров, а в социальной сети «Вконтакте» три концерта получили в сумме более 43 000 просмотров. Даже если учитывать только основную платформу, это уже почти предельная заполняемость театра в обычные концертные дни, а уж соцсети явно расширили обычный охват публики. В этом смысле опыт онлайн-фестиваля безусловно можно признать положительным, особенно учитывая, что не все российские джазовые и блюзовые фестивали 2020 года отменены или перенесены на более поздние сроки: некоторые организаторы решились всё-таки провести по крайней мере летние фестивали именно в онлайн-режиме, и Arkhangelsk Blues наверняка окажется для них не только воодушевляющим примером, но и полезным опытом, который можно и нужно принять к сведению.

Хотя, конечно же, на будущее хочется пожелать и архангельскому фестивалю, и вообще всему мировому фестивальному движению поменьше таких экстремальных переживаний, которые приводят к необходимости срочно принимать настолько непростые решения…

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.