14-й детско-юношеский конкурс «Маэстро Джаз» состоялся, несмотря на карантин: помог онлайн-формат!

0
14-й детско-юношеский конкурс «Маэстро Джаз»
На экране компьютера одного из членов жюри конкурса играет Андрей Вараксин (ЦМО «Камертон», Магнитогорск)

Апрель — джазовый месяц, международный Jazz Appreciation Month. С 2012 года своего рода «вишенкой на торте» становится последний его день — 30 апреля, когда джазовое сообщество празднует Международный День джаза ЮНЕСКО. Однако весной этого года всё изменилось: из-за пандемии планета буквально замерла и затихла. Но не вся! Как известно, многие структуры и проекты перешли в онлайн-формат. Так же поступил и джазовый мир. И маленькой частичкой джазового онлайн-мира стал XIV Всероссийский детский и юношеский конкурс «Маэстро Джаз», который в этом году тоже был проведён в сети.

Краткая справка:

Конкурс «Маэстро Джаз» впервые был организован в 1999 году и вплоть до 2005 проходил раз в два года. Жюри возглавлял настоящий энтузиаст своего дела, талантливый музыкант и прекрасный человек — пианист и бэндлидер Георгий Маркоров. Его имя теперь присвоено конкурсу: он ушёл из жизни в 2007. К сожалению, по разным причинам на протяжении нескольких лет конкурс не проводился, однако возобновился в 2011 году и с тех пор проводится ежегодно.

Что отличает нынешний «Маэстро Джаз»? Чем он необычен, уникален, какие плюсы и минусы хотелось бы отметить? С этими вопросами я обратилась к членам жюри конкурса, которые одновременно трудились в разных городах России и даже за рубежом.

Марина Буканина
Марина Буканина

Первой мне ответила душа конкурса (и уфимского фестиваля «Путешествие в Джазленд», который, увы, не был пока проведён в силу форс-мажорных обстоятельств), его бессменный организатор и руководитель, преподаватель эстрадного отдела Уфимского училища искусств Елена Фёдорова:

— Честно признаться, в этом году пришлось немало поволноваться за судьбу конкурса — он вполне мог и не состояться в связи с известными событиями. Но — волнения позади, всё получилось, хотя и не совсем так, как задумывалось — мы вынуждены были перейти в режим онлайн-прослушиваний. Новый для нас онлайн-формат продемонстрировал и свои плюсы, и свои минусы. Минусы — это необходимость прослушивания в записях, которые лишены энергетики живого общения, а плюсы — это возможность расширения географии за счёт включения участников из более отдалённых городов: в этом году к нам присоединились, кроме Самары и Челябинска, ещё и Саратов, Пенза, Магнитогорск. Поэтому все мы, члены жюри, сошлись во мнении, что частично имеет смысл оставить подобный формат для тех, кто не может приехать по объективным причинам. Если же говорить об участниках, не могу не упомянуть ребят из города Магнитогорска — это и солисты, и прекрасные ансамбли разных возрастных категорий, и, что особенно ценно — все исполнения записаны в очень хорошем качестве! Особо хочется отметить педагога класса ударных инструментов из этого города Елену Рустамовну Горбачёву, подготовившую целую плеяду лауреатов. У вокалистов подобным педагогом, приславшим целую когорту участников-лауреатов, выступила преподаватель из Саратова Анжелика Борисовна Савина.

Автор не указал, какой именно это ансамбль из Магнитогорска (среди победителей три ансамбля из этого города). Простите нас, ребята, мы не знаем, кто именно на фото, но вы все молодцы!
Ансамбль из Магнитогорска

А теперь несколько слов о наболевшем — о репертуаре у инструменталистов. Нам приходится по много раз слушать одни и те же пьесы Шмитца или Мордасова. Понятно, что в ДМШ джазовые пьесы не являются обязательными, и преподаватели дают их на свой страх и риск, а риск значительно уменьшается, если используются пьесы уже много раз апробированные, хотя и «замылившиеся» от частых повторений. Хотелось бы большего репертуарного многообразия и новизны!

Идеальной была бы, конечно же, работа с джазовыми стандартами — но, к сожалению, репертуарных сборников, которые бы предлагали сопоставимые с детским уровнем пианистического развития аранжировки стандартов, практически нет, или их очень небольшое количество, да и то отдельные стандарты разбросаны по разным сборникам. Остальное же обычно либо очень просто и примитивно (вроде пресловутого «It’s easy to play Jazz»), либо превышает уровень среднего школьника (а подчас и студента!) Было бы очень полезно для всех обучающихся, если бы появились такие сборники, в которых одни и те же джазовые стандарты могли бы быть аранжированы с различной степенью сложности. Это стало бы настоящим подарком и для преподавателей, и для учеников. Надеюсь, что наше российское джазовое сообщество когда-нибудь объединится именно с целью создания подобной методической базы для всех уровней джазового образования.

ВИДЕО: Лауреат I степени Марина Буканина, МБУ ДО ДМШ №1 им. Н.Сабитова, Уфа, преподаватель Дина Артуровна Кусаева

httpv://www.youtube.com/watch?v=qyskUDc1Uvo

Заслуженная артистка РБ, преподаватель Уфимского училища искусств (колледжа) Ирина Остин:

Ирина Остин
Ирина Остин

– Признаться, я и не надеялась, что конкурс состоится. Но спасибо Елене Фёдоровой и всем, кто ей помогал, кто принял участие, кто работал — благодаря им в это непростое время конкурс состоялся!

Конечно, же в непривычном онлайн-формате случалось всякое. Сначала я бы сказала о минусах. Да, не совсем мы были готовы к такому, хотя мы все и «живём» в интернете, но были некоторые технические неполадки в общении, возникала путаница в записях участников. Второй минус — было очевидно, что некоторые присланные на конкурс записи были сделаны давно (порой с джем-сешнз каких-то, или вовсе это была студийная запись) и здесь трудно судить: а как сейчас тот или иной конкурсант поёт, как бы он «вживую» это исполнил в условиях именно конкурса? Нет возможности ощутить сценическое обаяние (или его отсутствие). Это сложно оценивать. А теперь плюсы: мне очень понравилась работа самих членов жюри, поскольку всё было очень оперативно и благодаря, опять-таки, техническим возможностям практически была незаметна разница между живым и виртуальным общением. Ещё один неоспоримый плюс — колоссально расширилась география конкурса. Было приятно вновь встретиться, хотя бы онлайн, с коллегам из жюри и так живо (будто в реале) принять участие в обсуждении. Здорово, что конкурс есть, он живёт и, как выяснилось, ничто ему не помеха!

Наталья Сальник
Наталья Сальник

Заведующая эстрадным отделением музыкальной школы-лицея, старший преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады МаГК им. М. И. Глинки Наталья Сальник:

— В системе нашего российского джазового образования очень мало профильных конкурсов. Именно профильных, и поэтому они крайне важны. Я со своими ребятами участвую в «Маэстро Джаз» второй год, на даже в сегодняшних сложных условиях конкурс прошёл достойно, и его лауреаты могут гордиться своими результатами. Всё объективно и серьёзно. Хочу сказать, что организаторы делают большое дело. Программа конкурса всегда разнообразна и позволяет познакомиться с настоящими музыкантами (к примеру, в прошлом году мы успели посетить Уфимский джаз-клуб). Отмечу, в жюри входят профессиональные, объективные люди, настоящие действующие музыканты. Я очень рада знакомству и совместной работе с ними. Желаю конкурсу успехов и процветания, а также надеюсь на дальнейшее творческое сотрудничество. 

Преподаватель эстрадно-джазового вокала, руководитель эстрадной студии Viv Art (Челябинск) Наталья Дмитришина:

— Новый формат конкурса был интересен тем, что очень много городов смогли принять участие в нём, было очень много талантливых детей. Отдельно я бы хотела отметить участников из Саратова, а среди них мне запомнилась Катя Бармина, ей всего восемь лет (она стала лауреатом I премии — А.С.). Что же касается формата проведения конкурса, то он оказался очень удобен. Я слушала вокалистов, но была возможность при желании полистать, послушать инструменталистов (в обычном оффлайн-формате это было невозможно, поскольку часть жюри слушала инструменталистов, а часть — вокалистов на разных площадках одновременно — А.С.). Если же ты хочешь посмотреть какой-то спорный момент, то можно вновь вернуться и посмотреть по ссылке выступление юных артистов. А спорных, кстати, было довольно много, потому что ребята все были достаточно сильные, был очень достойный уровень, и я считаю, что жюри очень ответственно и хорошо поработало. Мы обсуждали каждое выступление, Я всегда с огромным удовольствием участвую в жюри и от всей души желаю конкурсу процветания и расширения границ!

ВИДЕО: Лауреат I степени Екатерина Бармина, студия Junior Jam, Саратов, преподаватель Анжелика Борисовна Савина

httpv://www.youtube.com/watch?v=MgQZZauhZWs

Доцент Самарского государственного института культуры Дмитрий Болдырь:

— Джазовый конкурс в России — явление исключительное. Можно по пальцам сосчитать города, куда юные, либо профессиональные джазмены могут приехать и испытать свой сценический уровень.

Я рад иметь отношение к конкурсу: четыре года назад я впервые привёз сюда своих студентов, а нынче уже на регулярной основе участвую в жюри.

Дмитрий Болдырь
Дмитрий Болдырь

В этом году в кризисной ситуации организаторы «Маэстро Джаз» мгновенно перестроились и провели конкурс в онлайн-формате. И это действительно замечательный опыт: практически все участники, как и члены жюри, привыкли к живому общению, к сценическим образам. Однако в новом амплуа это оказалось явно выигрышнее подобных проектов, благодаря желанию многих участников как можно реальнее почувствовать себя на сцене.

Нужно отметить широкий ряд номинаций и возрастных категорий, а также расширяющуюся географию. Я уверен, когда мы вернемся к привычному для нас виду прослушиваний, новые регионы также будут радовать нас участниками.

Спасибо за чудесную организацию, опыт, сотрудничество и возможность молодым и перспективным исполнителям получить мотивацию в тяжёлом джазовом труде, и доказать себе и другим, что мы всё это делаем не зря.

Екатерина Черноусова
Екатерина Черноусова

Солистка Президентского оркестра России, композитор, участник джазовых фестивалей и лауреат конкурсов Екатерина Черноусова:

— Несколько лет назад мне выпала честь быть председателем вокальной секции и членом жюри этого конкурса. В течение 3-4 лет лицо конкурса изменилось почти неузнаваемо! Перемены очень порадовали: в самом начале на конкурсе часто исполнялись неджазовые произведения, и даже эстрада, которая могла бы претендовать на некоторое джазовое звучание, была не совсем качественной. Сегодня же мы видим, насколько вырос уровень конкурса: сейчас это настоящий джазовый конкурс, который вышел на профессиональный уровень. В этом году очень порадовал выбор произведений — это джазовые композиции, иногда довольно сложные. Во многих выступлениях звучали импровизации, даже 10-летняя девочка спела соло на тему «Караван»! Порадовало и то, что выступили на высоком уровне как профессионально обучающиеся ребята, так и любители, ученики студий, например из Самары. Мы дали первое место девушке из джазовой студии «Движение» (Самара), которая блестяще исполнила скэтом импровизацию на сложную джазовую тему.

Порадовало также и стремление выдержать стилевые особенности во многих номерах. Правда, не во всех. И тут хочется обратить внимание педагогов на то, что на конкурсах очень часто оценивается именно чистота стиля. То есть немного странно, когда свинговая тема звучит в свинговом же аккомпанементе, а солист поёт тему в манере соул, которая по ритму совершенно отличается от аккомпанемента. Да, подобная «полистилистика» возможна, но только у больших мастеров с хорошим вкусом. А чтобы его привить, сначала нужно освоить именно стилистику исполнения — штрихи, ритмику, синкопирование, которые в каждом стиле свои и очень сильно отличаются.

Есть, конечно, отдельное пожелание позаниматься английским языком, причём именно вокальным американским английским, поскольку произношение во многих номерах пока, как говорится, не очень. А ведь именно согласные в американском английском играют огромную роль в становлении чёткого джазового ритма.

Поэтому, подводя итоги, я могу, во-первых, от души поздравить конкурс «Маэстро Джаз» с выросшим уровнем, с тем, что он стал настоящим джазовым конкурсом. А во-вторых, пожелать его организаторам сил и возможностей для дальнейшего его проведения. Ну, и ещё — поблагодарить всех участников и преподавателей за их труд и терпение, и за прививку (именно так!) хорошего музыкального вкуса ученикам.

Отдельно хочется поблагодарить Елену Фёдорову, Ирину Остин, Наталью Дмитришину, Марата Саитова, Руслана Воротникова и коллег, членов жюри, за высокий профессионализм, понимание и удовольствие от совместной работы!

Диас Каримов
Диас Каримов

Доцент Музыкальной академии города Франкфурт-на-Майне Диас Каримов:

— Я возглавляю жюри этого конкурса уже не впервые, и в очередной раз могу констатировать, что участники с периферии, из районов Башкирии, показали более высокий исполнительский уровень, чем многие уфимские. Причём это уже определённая тенденция, т.е. я наблюдаю это уже не первый год. Один из плюсов онлайн-формата — всегда можно переслушать заново. Но я не знаю наверняка — плюс это или минус, ведь на конкурсе в оффлайне мы всегда полагаемся на первое (и единственное) впечатление — кто как выступил, так и прозвучало, и здесь есть масса психологических факторов (как добрались до Уфы, успели ли порепетировать и прочее). С другой стороны, в случае записи они выдают свой лучший дубль, т.е. в процессе подготовки участники конкурса могут переписать не понравившуюся версию заново. Поэтому результаты могут быть абсолютно разные, и это вопрос довольно спорный. На сегодняшний день техника позволяет нам, членам жюри, проводить обсуждения совместно, т.е. нет такого, что каждый выставил свои баллы — и всё. И в этом отношении нет никакой разницы. Из минусов — отсутствие специфического джазового репертуара, скорее всего вызванное недостатком литературы, отсутствие своей подачи, креатива… Довольно мало я услышал в исполнениях сочетания музыкальности, настроения, импровизации, драйва и эстетики. На мой взгляд, можно обозначать в условиях конкурса какие-то джазовые стандарты, какой-то список произведений, которые были бы конкурсными, и тогда даже учредить отдельную номинацию на лучшее исполнение, если одно и то же произведение исполнено более чем тремя разными участниками. Могу также предложить исполнение собственных соло на тему какого-то джазового стандарта; как отдельную номинацию возможно предложить создание собственной аранжировки; можно взять какую-то башкирскую тему — «Семь девушек», «Апипа», — и сделать собственную джазовую аранжировку именно на это произведение. Кстати, особенно это было бы интересно именно для старших курсов училищ и вузов, а тем более для тех, кто не знаком с башкирской музыкой. Ведь что такое джаз по сути? Это слияние разных культур, это своеобразный их сплав. Что же касается организации конкурса, то в таком формате он был проведён впервые, поэтому не обошлось без каких-то мелких неточностей — неверные ссылки, кто-то что-то не успел дописать и отправить, а отсюда дополнительно присланные записи (уже после дедлайна), и тому подобное. Я думаю, что это вполне объяснимо. Но в целом у конкурса, как мне видится, большое будущее и я хочу пожелать успеха абсолютно всем — организаторам, участникам и их преподавателям!

Все обсуждения проходили в формате видео-конференции, а в рамках конкурса прошёл — онлайн, конечно — традиционный мастер-класс председателя жюри.

Со своей стороны, будучи уже в четвёртый раз членом жюри «Маэстро Джаз», я от всей души желаю конкурсу дальнейшей творческой жизни, ведь как показал этот первый опыт — всё возможно в нашем почти цифровом мире. Удачи всем нам!

С результатами конкурса можно ознакомиться на сайте Уфимского училища искусств

ВИДЕО: обладатель Гран При — Артур Гилимханов (фортепиано), МАУ ДО Дюртюлинская ДМШ, Дюртюлинский район РБ, преподаватель Эльза Фаниловна Янгирова

httpv://www.youtube.com/watch?v=7psfPncdmvc

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.