Новый альбом. Саксофонист Леонид Сендерский и струнные — Lenny Sendersky & Moon Strings «Blues Mizrahi»

0
Blues Mizrahi
реклама
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020

На норвежском лейбле Losen Records перед самым началом международной пандемической изоляции состоялся релиз альбома «Blues Mizrahi», который выпустил коллектив Lenny Sendersky & Moon Strings. В Израиле, где саксофонист — лидер этого коллектива — живёт с начала 2010-х, он известен как Ленни Сендерски (Lenny Sendersky). Так его звали и в Дании, где он учился в 2000-е годы. Но для тех, кто хорошо знает историю петербургской джазовой сцены последних десятилетий, не секрет, что Ленни на самом деле — Леонид Сендерский.

Lenny Sendersky
Lenny Sendersky (photo © Tanya Magnani)

Профессиональный саксофонист, ученик легендарного петербургского джазмена-педагога Геннадия Гольштейна, Сендерский в 2003 г. поехал учиться в Данию, потому что выиграл годовую стипендию на обучение у знаменитого американского педагога Марка Бернстайна. Именно в Дании его стали звать Ленни: однокашникам и педагогам так проще было выговорить и запомнить его имя. В 2004 музыкант вернулся в Санкт-Петербург и занялся воплощением собственных музыкальных идей. Спектр его интересов был очень широк. «Джаз.Ру» неоднократно приглашал его в Москву выступать в цикле концертов «Новый звук», который мы проводили на рубеже 2000-х и 2010-х, а ещё в 2005 поддержал его номинацию на участие в стажировке в США по линии программы «Открытый мир», давшей возможность полутора сотням молодых российских джазменов пройти интенсивные двухнедельные обучающие программы в лучших джазовых школах родины джаза. В США Сендерский выступал в составе группы стажёров, в которой были музыканты из нынешних лидеров российской джазовой сцены своего поколения: пианист Евгений Лебедев, барабанщик Александр Зингер, вибрафонист Анатолий Текучёв и др.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

А в Петербурге у Леонида было множество разноплановых проектов, которые объединял он сам — со своей нешаблонной, «не как у всех» авторской музыкой и полистилистическим подходом к современной импровизации.

В 2011-м Сендерский переехал в Израиль, где занял заметное место на бурлящей джазовой сцене Святой земли. Там он регулярно выступал как с ведущими израильскими импровизаторами в диапазоне от Амоса Хоффмана и Анат Форт до Вячеслава Ганелина, так и с европейскими и американскими гастролёрами, записал альбом с Ганелиным и два — с американским гитаристом Тони Романо. Он также активно пишет музыку для театра и кино.

Ленни Сендерский много раз с тех пор приезжал в Россию с гастролями, а проект со струнным квартетом «Moon Strings» представил в 2018 на форуме-фестивале Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге. Результатом стало выступление проекта на Red Sea Jazz Festival (Эйлат, Израиль) — на форуме в родном для музыканта Петербурге его музыку со струнными услышал директор «Джаза на Красном море», который приехал на JAB среди десятков других ведущих представителей мировой джазовой инфраструктуры и неожиданно наткнулся на заинтересовавший его проект саксофониста, который, оказывается, тоже живёт в Израиле. И там же, на Jazz Across Borders, Ленни начал общение с норвежской фирмой звукозаписи Losen Records: в Петербург приезжал тогда её руководитель Одд Йельснес (Odd Gjelsnes), который в последние несколько лет выпустил на своём лейбле целый ряд записей российских (LRK Trio, Алина Ростоцкая, Трио Дмитрия Илугдина, Маша Арт) и украинских (Pokaz Trio) джазовых коллективов.

Участники записи в студии «Мосфильм»
Участники записи в студии «Мосфильм»

Нужно отметить, что проект получился российским как минимум в той же степени, как и израильским — если не в большей: запись сделана в Москве, записывал маститый Андрей Левин на одной из лучших столичных звукозаписывающих студий — Тон-студии киноконцерна «Мосфильм» — 23-24 апреля 2019 года. Основа звучания — игра самого Сендерского на альт- или сопрано-саксофоне, встроенная в плотную, но лёгкую ткань звучания «Лунных струн»: это музыканты Национального филармонического оркестра России — скрипач Артур Адамян, альтист Шамил Саидов, заслуженный артист РФ виолончелист Николай Солонович — и скрипач Камерного оркестра «Градский Холл» Андрей Рухадзе. Этот струнно-духовой конгломерат, как на неколебимой скале, упруго движется на надёжном и в то же время моторном основании джазового контрабаса, на котором играет петербургский музыкант Дмитрий Семенищев.

Аркадий Шилклопер, Леонид Сендерский (фото © Евгений Цукерман)
Аркадий Шилклопер, Леонид Сендерский (фото © Евгений Цукерман)

В нескольких треках в записи участвовали также специальные солисты: так, в заглавном «Блюзе Мизрахи» и в изящной «Sophie» звучит контрабас израильского музыканта Эхуда Эттуна, вместе с которым Сендерский начинал работу над этим проектом пару лет назад, но если в заглавном треке тембровую картину дополняет инструментальный вокал (пение без слов) в исполнении израильской певицы Оши Дабан, то в «Софи» солирует на валторне Аркадий Шилклопер, который участвовал также в записи ещё двух треков: «Блюза во дворце» и «Asia Dream», в которой Сендерский играет не на саксофонах, а на флейте.
ВИДЕО: Lenny Sendersky & Moon Strings feat. Arkady Shilkloper «Asia Dream»

Участие Аркадия Шилклопера в записи этого альбома глубоко символично, так как уже более двух десятилетий этот импровизирующий валторнист успешно работает по всему миру в жанре classical / jazz crossover, то есть соединения звучаний современной академической музыки и джаза — как оркестрового, так и камерного. Нельзя не заметить, что звук валторны бывшего артиста оркестров Большого Театра СССР и Академического симфонического оркестра Московской филармонии стал важным признаком именно «кроссовера» в общем саунде альбома: ведь Шилклопер — не только и даже не столько опытный академический исполнитель, сколько солист-импровизатор, искушённый и в современной акалемической, и в джазовой стилистике. В конце концов, он не только гастролировал и записывался с несколькими яркими ансамблями на грани европейского джаза, фолка и академического звука — прежде всего Moscow Art Trio и Pago Libre, — но и на рубеже веков четыре года участвовал в одном из важнейших европейских джазовых оркестров, австрийском Vienna Art Orchestra.
СЛУШАЕМ: Lenny Sendersky & Moon Strings feat. Arkady Shilkloper «Blues in Palace»

Но, конечно, центральное действующее лицо альбома — сам Сендерский, автор музыки 8 из 11 треков и создатель аранжировок для остальных трёх, в основу которых легли темы Пола Дезмонда (весьма необычная версия «Take Five»), Дюка Эллингтона («In A Sentimental Mood») и Джорджа Гершвина (залихватская «I Got Rhythm», завершающая альбом). Как и в других своих проектах, стилистический диапазон которых в прошлые годы мог простираться от тщательно продуманного, но осознанно дикого фри-джаза до моторного, но общедоступного фьюжн, Сендерский в этом альбоме никого впрямую не имитирует, упрямо идёт своим собственным путём и звучит не как кто-то из узнаваемых мастеров прошлого, за кем сейчас модно или актуально следовать — а только как он один, Леонид (окей, Ленни) Сендерский. При этом, конечно, в каждом конкретном такте можно выделить те или иные влияния, при желании возвести тот или иной использованный приём игры или способ звукоизвлечения к тому или иному мастеру прошлых десятилетий — но эти стилистические, технические и тембровые элементы у Ленни идут таким пёстрым калейдоскопом, так быстро перетекают друг в друга и так прочно встроены в его собственную манеру игры, динамически сдержанную, мелодически и образно осмысленную, и при том тембрально комфортную для самой широкой аудитории — что в целом дают ощущение богатой, многоплановой индивидуальности. Эта индивидуальность не подавляет, не ошеломляет слушателя, а предлагает ему увлекательный, умный и уютный мир звуковых образов, который не собран из кусочков, как пазл-головоломка, но продуман и изложен музыкальными средствами очень знающим артистом, широкий творческий кругозор которого вполне сопоставим с обширностью его исполнительского арсенала.

АЛЬБОМ В APPLE MUSIC | АЛЬБОМ НА САЙТЕ АРТИСТА | АЛЬБОМ В SPOTIFY (не работает в РФ)
слушаем альбом через сервис Яндекс Музыка:

Предыдущая статьяДжазовые значки, выпуск №8: продолжаем изучать коллекцию В.Б. Фейертага
Следующая статьяНа 3-м этапе проекта «Arena Moscow Night. Наш джаз» конкурсанты играют Дюка Эллингтона и Чика Кориа
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.