Джазовые значки, выпуск №8: продолжаем изучать коллекцию В.Б. Фейертага

0
джазовые значки

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 8. Баку, начало 1980-х

по-видимому, значок Бакинского фестиваля 1983 г.
по-видимому, значок Бакинского фестиваля 1983 г.

Азербайджанский пианист Вагиф Мустафазаде умер 16 декабря 1979 года, а в следующие годы в Тбилиси (где он много работал) и в Баку проводились вечера памяти этого замечательного музыканта. Но самым значительным событием стал Всесоюзный фестиваль джазовой музыки «Баку-83», который официально был посвящен Вагифу. Запомнилось выступление 16-летней дочери Вагифа — Азизы Мустафазаде, которая исполнила собственный «Вокализ» с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева, а гостями фестиваля были квартет «Квадро» клавишника Вячеслава Горского, московский трубач Арзу Гусейнов, пианисты — москвичи Михаил Окунь и Игорь Назарук, эстонец Тыну Найссоо, тбилисский контрабасист Тамаз Курашвили. Конечно, выступали и азербайджанские музыканты — пианист Рафик Бабаев, джаз-квинтет «Клуб» саксофониста Арифа Джангирова, группа «Синург» и другие. В первый день на заднике висел большой портрет Вагифа Мустафазаде, а на второй день пришли люди из обкома и потребовали портрет убрать. Запомнились слова: «Это же не государственный деятель!»

Мне кажется, что значок был создан именно для этого фестиваля.

значок Бакинского джаз-фестиваля 1987 года
значок Бакинского джаз-фестиваля 1987 года

Эти значки мне вручили в Баку в 1987 году. Я оказался одним из ведущих фестиваля, наряду с Юлием Гусманом и Алексеем Баташёвым. У меня не сохранился буклет, и вряд ли я вспомню всех, кто выступал на фестивале. Да, я представлял московский ансамбль «Каданс». Запомнил потому, что руководитель ансамбля Герман Лукьянов всегда наставлял меня, когда и какие слова произносить. Пели Татевик Оганесян и Лариса Долина. Играл дуэт двух пианистов — Вагифа Садыхова и Игоря Назарука. Конечно, выступала Азиза Мустафазаде. Моими соседом в самолете был Давид Голощёкин. Концерты проходили в Центральном парке на открытом воздухе. Сцена располагалась в нижней части парка, скамейки для зрителей были установлены на наклонной плоскости. Как в театре — у сцены партер, затем бельэтаж и ярусы. А на самом верху холма стояла новенькая современная многоэтажка, в которой, как выяснилось на первом концерте, поселилась вся бакинская партийная элита, и организаторы строго следили за тем, чтобы концерты заканчивались ровно в 10 вечера. Как всегда, график был неточным, и последнему выступающему ансамблю строго наказывалось играть не более 15 минут. А иначе фестиваль закроют!
ВИДЕО: фрагмент документального фильма о Бакинском джаз-фестивале 1987 г., производство студии Азербайджанфильм

httpv://www.youtube.com/watch?v=T46jPx2w6YI

Дополнение от свидетеля:

Место проведения фестиваля называлось «Зелёный театр». Я жил в доме напротив театра и по вечерам летом мог слушать и смотреть с балкона все выступления. Тогда часто приезжали польские, чешские, югославские коллективы. А потом между нашим домом и театром построили дом для «партийных бонз», и этот дом закрыл нам почти весь великолепный вид на Бакинскую бухту и сильно понизил громкость звука, доносившегося из театра. Но слушать всё равно было можно. И ещё: один из упомянутых ансамблей назывался «СиМург», и я лично знал руководителя ансамбля. Они играли мощный джаз-рок в духе Chicago или Blood, Sweat & Tears с восточным акцентом…

Армен Манукян

Напомню, что в 1986 году Всесоюзный фестиваль проводился в Тбилиси. Проводился помпезно, с благоволения министерства культуры СССР. В столицу Грузии тогда приехали музыканты почти из всех городов страны. Я опять оказался одним из трёх ведущих. Двое других — это Баташёв и тбилисец Евгений Мачавариани. И когда в следующем году я оказался в Баку, то понял, что азербайджанцы хотели бы переплюнуть тбилисский джазовый марафон. Об этом не говорилось вслух, но сервис (отель, питание, свежие фрукты на серебряных подносах) в Баку был классом повыше. Меня отвёз в аэропорт один из организаторов фестиваля, крепко пожал мне руку и спросил: «А вам не кажется, что у нас было лучше, чем в Тбилиси?»

значок джаз-фестиваля в Баку, 1987
значок джаз-фестиваля в Баку, 1987

Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяГлавные альбомы-2. Пианист Алексей Подымкин продолжает рассказ о самых важных для себя записях джаза
Следующая статьяНовый альбом. Саксофонист Леонид Сендерский и струнные — Lenny Sendersky & Moon Strings «Blues Mizrahi»
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.