Джазовые значки, выпуск №12: из коллекции Владимира Фейертага

0
джазовые значки

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 12. 1980-е: Горький, Владимир, Рыбинск, Кривой Рог

значок

Значок джазового фестиваля в Горьком (ныне Нижний Новгород) 1983 года. Слово «фестиваль» в рекламе отсутствовало, мероприятие называлось «Концерты инструментальной и джазовой музыки». Организатор — Молодёжный музыкальный клуб (ММК). Два концерта — 19 и 20 декабря. Участники: Эстрадный оркестр Горьковского государственного цирка (руководитель Рудольф Вшивков), группа «Время», про которую в буклете было написано, что «…сейчас «Время» на пути к джазу»; группа Игоря Васильева, учебный оркестр музыкального училища и студенческий квинтет, джаз-группа «Сплав» саксофониста Юрия Крылова из Владимира и джаз-ансамбль пианиста Александра Шишкина. Всё это происходило в Доме культуры им. Серго Орджоникидзе.

Не могу не напомнить, что в горьковских СМИ регулярно появлялись профессиональные статьи о джазе талантливой журналистки Риммы Звягиной. Несомненно, успех декабрьских вечеров джаза связан с появлением в газетах ее статей — 25 января «В настроении» («Ленинская смена»), 12 марта «Джаз крупным планом» («Рабочая жизнь»), 24 апреля «Джаз собирает друзей» («Ленинская смена»). Римма публиковалась ежемесячно, но у меня сохранилось только три её статьи.

значок

Во Владимире состоялось несколько джазовых фестивалей в 90-е годы. Инициаторами были выпускник музыкально-педагогического института им. Гнесиных Николай Грунский, который был художественным руководителем владимирской филармонии, и крепкий местный саксофонист Юрий Крылов. Группа Крылова «Фрески» выступала на «Осенних ритмах-86» с болгарской вокалисткой Ритой Григоровой. Ансамбль был вполне профессиональным, чего не скажу о вокалистке. В самом Владимире я побывал с «Аллегро» (год не вспомню), но никаких местных музыкантов мы не встретили. Да и энтузиазма и аншлага в местной филармонии не было.

От редакции: Николай Грунский (1946-2007) родился в Архангельске в семье композитора Н.Г. Грунского. Николай Григорьевич, отец Николая Николаевича, был директором областной филармонии, а затем — музыкальной школы во Владимире, где семья жила с 1964 г. Николай Николаевич окончил Ярославское музыкальное училище (1964), ГМПИ им. Гнесиных (1973) и Нижегородскую консерваторию (1990). Вслед за отцом Грунский-младший в 1978-87 гг. был художественным руководителем Владимирской филармонии, а в 1987 г. инициировал открытие во Владимирском музыкальном училище эстрадно-джазового отдела.

значок

Рыбинск, Ярославская область: значок эстрадного и джазового оркестра «Радуга». Коллектив принадлежал мощно засекреченному предприятию, но играли в нём нанятые местные музыканты, а инициатором и руководителем стал звукорежиссёр и аранжировщик Аркадий Шацкий (1936-2002). Дата рождения оркестра — 1963 год. В 1973 бэнд стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, а в 1986 — лауреатом премии Ярославского комсомола. Да, по документам это была комсомольско-молодёжная самодеятельность, на самом же деле — вполне профессиональный коллектив, получавший на заводе не самую плохую зарплату. Предприятие гордилось своим оркестром, посылало его на Кубу и Острова Зеленого Мыса. В 1981 году бэнд выступил с джазовой программой на фестивале в Ярославле, затем был представлен на фестивалях в Москве и Ленинграде. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила виниловый альбом «Радуги». Оркестр заложил в своём городе традиции джазовой культуры, которые продолжили тромбонист Игорь Головин, саксофонист Юрий Парфёнов и продюсер Олег Тропынин.

Оркестр «Радуга»
Оркестр «Радуга»

От редакции. «Джаз.Ру» писал в 2013 г.:

Процветание оркестра объяснялось крепким материальным фундаментом: он базировался в ДК «Радуга» при Рыбинском приборостроительном заводе, а Шацкий был начальником организованной на базе завода «лаборатории создания и внедрения функциональной музыки Министерства радиопромышленности», которая уже в середине 1970-х, задолго до «перестройки» и шоу-бизнеса, работала на самоокупаемости. В 1985 оркестр с успехом выступал в Москве на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, и это стало началом его конца — местному начальству оказался не слишком удобен чрезмерно известный коллектив с чрезмерно активным руководителем, и в 1986 г. Шацкого по обвинению в спекуляции синтезаторами отправили в тюрьму (правда, он почти сразу же вышел по амнистии), а оркестр разогнали. Разогнали, да не до конца: костяк состава через несколько лет стал основой Рыбинского муниципального оркестра, успешно работающего до сих пор.

значок

«Горизонты джаза» — фестиваль в Кривом Роге (Украина). Организатор — Александр Гебель, педагог музыкальной школы № 10, в которой он создал уникальный детский оркестр. Мне кажется, что всего состоялось 10 фестивалей (1987-1998, не удалось провести в 1992 и 1997 году), я на всех побывал, мы дружили, я был менеджером детского биг-бэнда. Но почему-то у меня в коллекции только один значок. Не смогу вспомнить, кто выступал на фестивале 1991 года. Сам Гебель представлял три коллектива — детский бэнд, вокальный ансамбль «Джаз-хорал» и диксиленд, составленный из педагогов музыкальной школы. В какой-то момент в 90-е годы «Горизонты джаза» оказались, по-моему, единственным регулярным фестивалем на территории Украины, поэтому было представлено много украинских групп. Появлялись и европейские ансамбли (поляки, немцы, финны). Подробности можно найти в «Украинской энциклопедии джаза» Владимира Симоненко, в которой перечислены все фестивали и все участники. Но мне достался бракованный экземпляр энциклопедии, в которой пропущены страницы именно о Кривом Роге.

значок

Значок детского биг-бэнда Александра Гебеля. Александр представил оркестр в 1982 году на фестивале в Днепропетровске, после чего его начали приглашать в другие города. Бэнд играл довольно остроумные аранжировки Гебеля, подстроенные под возможности исполнителей, добился отличного ансамблевого звучания и поражал чувством свинга. В оркестре постоянно менялись исполнители, но Гебелю удавалось удерживать высокий уровень на протяжении 10-12 лет. Детский бэнд успешно выступал на фестивалях в Ленинграде, Донецке, Москве, Казани, гастролировал в Финляндии, Германии, Австрии, Дании, Швеции, Болгарии. Управление культуры Кривого Рога поддерживало оркестр и помогло Александру Гебелю организовать международный фестиваль «Горизонты джаза» (1987-1996).

От редакции. Александр Гебель давно эмигрировал из Украины и в последние два десятилетия занимается всё тем же — преподаёт джаз детям — в Германии. А один из выпускников его криворожского оркестра, альт-саксофонист Андрей Мачнев, уже два десятка лет возглавляет аналогичный — и не менее уникальный по звучанию и качеству игры — детский джаз-оркестр в Детской джазовой школе им. Кима Назаретова в Ростове-на-Дону.

НАПОМИНАНИЕ В.Б.ФЕЙЕРТАГА: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТрубач с инженерным дипломом. К 75-летию со дня рождения Александра Банных (1945-2009)
Следующая статьяКонтрабасист Владимир Волков. Неожиданный юбилей: интервью до, но после
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 27 декабря 2021 Владимиру Борисовичу исполнилось девяносто лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.