Конец года! 2020: семь альбомов русского джаза от редактора «Джаз.Ру»

1
Кирилл Мошков (фото: Britney Young)
Кирилл Мошков (фото: Britney Young)

Я должен сознаться: оказавшись в результате пандемии не в состоянии ездить на международные джазовые фестивали и форумы, я немного утерял точность представлений о том, что происходило в 2020 году на мировом рынке джазовой звукозаписи. Зато могу точно сказать, какие именно релизы хочу отметить как важные на нашем собственном, российском джазовом рынке — с прицелом на то, что местный рынок всё-таки остаётся частью мирового. Пусть в этом году их будет допустим, семь.

На некоторые из этих альбомов я уже писал более подробные рецензии; в этих случаях я привожу здесь краткую выжимку и ссылку на полный текст.

Ещё раз подчеркну: это не «список лучших записей». Это альбомы, которые лично я хочу выделить как важные, как отражающие какие-то, простите за выражение, тенденции — которые, как мне хотелось бы верить, продолжатся и в Новом году, с каковым я вас, дорогие читатели, с удовольствием поздравляю.

Alexey Kruglov & Krugly Band «Yardbird Suite» (Fancymusic)

Конечно, в большом широком мире репутация саксофониста Алексея Круглова держится прежде всего на его работах в области авангарда, в том числе и весьма радикального. Но вот пришёл год 100-летия со дня рождения Чарли Паркера, и Круглов неожиданно для многих в бесконечном потоке своих новых записей, в котором не просто можно, а обязательно нужно запутаться, выпустил крепкий альбом собственных прочтений паркеровских тем.

Спойлер: получился всё-таки не совсем бибоп. Но мэйнстрим-джазовая репутация Круглова, которого в этой инкарнации его безразмерного «Круглого бенда» поддержали пианист Артём Третьяков, басист Роман Плотников и барабанщик Павел Тимофеев, изрядно поправилась — настолько, что он тут же начал получать приглашения на вполне традиционные джазовые фестивали, и именно с этой программой. Не могу не признать, что, по моим ощущениям, такой экстравагантный поворот в дискографии нашего самого плодовитого импровизатора был необходим — и удался.

Apple Music | Spotify | Bandcamp | сайт лейбла | полная подборка ссылок на альбом в цифровых сервисах

Lenny Sendersky & Moon Strings «Blues Mizrahi» (Losen Records)

В Израиле, где саксофонист — лидер этого коллектива — живёт с начала 2010-х, он известен как Ленни Сендерски (Lenny Sendersky). Но для тех, кто хорошо знает историю российской джазовой сцены рубежа 20 и 21 столетий, не секрет: раньше его звали Леонид Сендерский, и на джазовой сцене он дебютировал в Санкт-Петербурге. Там же родился и этот проект со струнным квартетом Moon Strings: на шоукейсе питерского форума Jazz Across Borders-2018 Сендерского со струнниками услышал директор фестиваля «Джаз на Красном море» (Эйлат, Израиль) и с удивлением узнал, что саксофонист тоже израильтянин. Там же Ленни попал в поле зрения норвежской фирмы звукозаписи Losen Records, и вот записанный в 2019 в Москве альбом вышел — прямо в разгар пандемии.

Основа звучания — игра самого Сендерского на альт- или сопрано-саксофоне, встроенная в плотную, но лёгкую ткань звучания «Лунных струн» (скрипачи Андрей Рухадзе и Артур Адамян, альтист Шамил Саидов и виолончелист Николай Солонович). Этот струнно-духовой конгломерат, как на неколебимой скале, упруго движется на надёжном и в то же время моторном основании джазового контрабаса, на котором играет петербургский музыкант Дмитрий Семенищев. Альбом украшают концептуальные краски от специальных гостей: это соло израильского контрабасиста Эхуда Эттуна, вместе с которым Сендерский начинал работу над этим проектом пару лет назад, инструментальный вокал израильской певицы Оши Дабан и валторна самого известного в мире российского артиста в направлении classical / jazz crossover — Аркадия Шилклопера.

ПОЛНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Spotify | Apple Music | сайт артиста | сайт лейбла | Яндекс Музыка

Sasha Mashin «Happy Synapse» (Rainy Days)

Второй альбом в сольной дискографии музыканта — дело трудное. Всё лучшее годами готовится для дебюта, а собрать столь же сильный материал для второй записи не всегда просто. Но барабанщик Саша Машин счастливо избежал «синдрома второго альбома». Новая работа — международная, как и дебютный «Outsidethebox» (2018): американцы Джош Эванс (труба) и Бенито Гонсалес (фортепиано), итальянец Росарио Джулиани (альт-саксофон) и россияне Макар Новиков (бас) и Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон) реализуют на ней лидерскую концепцию Машина. Это не значит, что лидер непрерывно играет соло на барабанах. Просто в ансамбле постоянно ощущается его ведущая роль. Альбом — современный джаз именно с точки зрения барабанщика: непрерывная постановка и решение увлекательных ритмических задач, взаимоувязка безостановочного движения партий иных инструментов в единый, драматургически насыщенный, тонко акцентированный поток музыкальных идей.

ПОЛНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Apple Music: часть I, часть II | Яндекс Музыка: часть I, часть II | Spotify: часть I, часть II

LRK Trio «Memory Moment» (Losen Records / Butman Music Records)

Если у России есть сейчас узнаваемый джазовый экспорт — а он в последние годы, конечно, есть — то LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов) находится на острие этого направления. Одними из первых базирующихся в России джазовых ансамблей они стали регулярно выпускать записи на солидном европейском лейбле с хорошей международной дистрибуцией и регулярно гастролировать по Европе, Японии и США.

Их четвёртый по счёту авторский альбом вышел на норвежском Losen Records для мирового рынка, а в России его представляет Butman Music. Это композиционно сложная работа, которая по многоплановости, тембровому и ритмическому разнообразию звучания граничит с современным прог-роком, но тем не менее остаётся на джазовой стороне — вот только это никоим образом не джазовый мэйнстрим. Это современный полистилистический джаз; причём, во-первых, это всемирная музыка двадцать первого века, а во-вторых — музыка безусловно российская по происхождению. Противоречие? Ничуть. Глобальность этой музыки определяется её укоренённостью в национальной культуре, а интонаций и влияний условного Чайковского с Прокофьевым в новом альбоме ничуть не меньше, чем условного Эсбьорна Свенссона — которого, впрочем, трио тоже не миновало.

ПОЛНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
сайт лейбла | Apple Music | Spotify | Яндекс Музыка

Nevi «Istanbul Edition» (Losen Records)

2020 год оказался богат на российско-международные проекты, в том числе и достаточно экзотические: во всяком случае, автору пока не приходилось рецензировать записи турецко-российских джазовых ансамблей! Nevi (по-турецки — что-то вроде «типа», «своего вида», «своего рода») — это три турецких музыканта: трубач Толга Бильгин, гитарист Онур Аймерген и басист Озан Муслуоглу, а также два российских — барабанщик Александр Боженко и пианист Андрей Кондаков. Запись была сделана в Стамбуле осенью 2018, а вышла на норвежском лейбле «Лусен Рекордз» в самом начале пандемии, в марте 2020. Из десяти треков только один, последний — джазовый стандарт, а остальные девять — авторские, причём одну пьесу написал Боженко, а три — маститый петербургский композитор, музыкант и продюсер Кондаков. Материал пяти остальных пьес создали турецкие участники.

Получилась увлекательная комбинация, звучание которой далеко от напрашивающегося предположения, что услышим мы некую смесь шаблонных этнических элементов «пряного Востока и сурового Запада». Смесь, конечно, есть, но она глубоко запрятана: вычленять её элементы нужно в весьма современном звуковом потоке, в котором нет этно-стереотипов. Зато есть изрядное влияние классического звукоизвлечения (прежде всего в игре трубача) при доминировании строгого, академически богатого звука акустического рояля, есть и сложные полиритмы, которые, однако, тоже весьма далеки от ожидающихся этнических средиземноморских нечётных рисунков. Строгость, даже сдержанность выразительных средств склоняет общую сумму звучания в сторону прохладной, спокойной, рассудочной и меланхоличной стилистики ECM. Материал альбома далёк от буквализма этно-фьюжн, который доминировал в турецком джазовом сообществе лет 20 назад. Конечно, в игре музыкантов можно при желании расслышать следы горячего фольклора восточного Средиземноморья, но следы эти глубоко вплетены в ставший всемирным язык американского джаза и звуковую эстетику европейской классики. А благодаря участию Кондакова, с его обширнейшим опытом подобного же взаимопереплетения языков джаза и русского классицизма, выпущенный на норвежском лейбле турецко-российский альбом в конце концов склоняется не просто к европейскому, а к североевропейскому звучанию. Это не попытка обратиться к мэйнстриму американского джаза — но это современный европейский джаз, родившийся из настолько же сложной системы влияний, чем та, что в прошлом веке сформировала американский джаз.

сайт лейбла | Apple Music | Spotify | Яндекс Музыка

Jazz F@nck Quartet «Isolation Situation Violation» (Barabanov.fm / Aerosound)

Петербургская традиция требует от музыкантов, с одной стороны, по-академически солидно владеть инструментами, а с другой — уметь крепко и правильно воспроизводить сложнейшие навороты традиции джазового мэйнстрима. Ни того, ни другого не спрячешь, даже если берёшься играть намного более современную музыку, родившуюся в совершенно иной среде — как музыкальной, так и социальной. Jazz F@nck Quartet — это проект, в котором главные действующие лица — басист и саксофонист. Первый — Григорий Воскобойник: почти тридцать лет на джазовой сцене, в проектах от мэйнстрима до фри-джаза, при этом — огромный опыт игры в на контрабасе в оркестрах классической и старинной музыки, сессионной работы в поп-музыке и т. д. Второй — Дмитрий Семёнов, который после питерского училища им. Мусоргского окончил колледж Бёркли в Бостоне, вернулся в Петербург и в последние семь лет работает в ведущих джазовых ансамблях северной столицы. Остальные три участника записи — барабанщик Пётр Михеев и два клавишника: Илья Щеклеин и Евгений Пономарёв, чей дебютный авторский альбом автор этих строк рецензировал полтора года назад.

Пономарёв выступает как один из авторов и на альбоме «Джаз Фанк Квартета»: именно с записи его пьесы «Three or Six» в конце 2019 года на студии Galernaya 20 началась работа над этой записью. Там же были записаны барабанные треки для остальных девяти пьес, а потом каждый из участников приступил к записи своих партий… у себя дома. Григорий Воскобойник рассказывает, что больше всего времени ушло на сведение альбома: музыканты искали нужное звучание, редактировали записанные партии, в барабанных партиях часть звуков была заменена на электронные, и вообще на поиск характерного саунда для альбома было потрачено много сил.

И, надо сказать, тщательная работа над звуком оправдала себя: альбом звучит ровно, мощно, прозрачно, сыгран филигранно (хотя партии записывались в основном раздельно, не всем ансамблем сразу — а может, и не «хотя», а благодаря этому) и вообще выгодно отличается по звуку от многих работ, записанных в Петербурге — где больших современных студий звукозаписи, мягко скажем, не слишком много, и музыкантам часто приходится мириться с недостатком студийного времени, несовершенством оборудования и нехваткой опытных, знающих современные стили звукорежиссёров. Что до музыки, то — хотя её писали три разных участника коллектива — она эстетически выдержана в едином ключе, несмотря на использование множества разных ритмических рисунков, жанров, стилистических элементов, хитрых композиционных приёмов и так далее. Джаза у «Джаз Фанк Квартета» куда больше, чем фанка, хотя фанковая основа всё время где-то рядом — но это весьма аккуратный, по-северному сдержанный фанк, и при этом весьма современный, хитро устроенный джаз, где в реальное звучание инструментов то и дело вплетается непросто закрученная электроника, продуманно разворачивающееся разнообразие тембров работает как важная часть композиционного замысла, а кажущаяся лёгкость восприятия обманчиво простых мелодических решений не может скрыть тот факт, что для лобных долей коры головного мозга слушателя здесь по крайней мере не меньше материала, чем для тех мозговых центров, которые отвечают за рефлекторное ритмическое подёргивание конечностей при прослушивании фонограммы. Петербургский квартет играет не вполне на своём поле (в смысле, не на «русском поле»!) — не зря в названии одного из треков протягивается ниточка от Петербурга к Детройту, а в пресс-релизе ансамбля упоминаются как важные влияния Роберт Гласпер, Рой Харгроув, Трой Робертс и другие монстры современных американских и британских звучаний между фанк-фьюжн и хип-хопом. Но нельзя не признать, что в этой игре Jazz F@nck Quartet выгородил себе вполне уютную делянку, которую возделывает тщательно и с большим толком.

ПОЛНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
Deezer | Spotify | Apple Music | YouTube | Яндекс Музыка | Все ссылки на альбом

Victoria Kaunova, Ilya Morozov «Christmas Wish» (Butman Music)

На самом деле вокалистка Виктория Каунова и альт-/сопрано-саксофонист/флейтист Илья Морозов правильно сделали, что для второго своего совместного альбома не пошли (пока?) дальше по пути исследования современного американского джазового мэйнстрима. Дело в том, что исследовать это в России получается главным образом проверкой на собственном опыте тезиса о том, что наконец настал тот час, когда «наши» могут играть джаз — в точности как «не наши»; ну, то есть, когда русские звучат прямо как настоящие американцы. На первом альбоме Кауновой/Морозова («The First!», Butman Music, 2016) это уже было сделано, и было сделано качественно и убедительно. Могут! Но теперь, как я не устаю повторять в подобных случаях, встаёт уже следующий вопрос: если могут, то — зачем? Что русские джазовые музыканты могут показать миру такого, чего ещё не рассказали создатели и лидеры стиля 30, 40, 50, 70 лет назад? Задача «рассказать собственную историю», которая стоит перед каждым джазовым артистом, в данном случае усложняется: на первом альбоме Виктория, Илья и их джазовый секстет уже достаточно высоко подняли планку мастерства и владения стилем, так что для второй записи нужно было либо прыгнуть значительно выше головы, либо найти какой-то небанальный, неочевидный поворот темы. И именно такой поворот был найден.

В России не было традиции рождественских джазовых альбомов: «Зимняя сказка» Игоря Бутмана (2016) стояла пока что особняком — и, кстати, Виктория Каунова пела там в двух треках. Виктория Каунова и Илья Морозов шли по почти не проторенному пути. И не просто застолбили место — хотя можно было, наверное, особо не парясь, повторить известные версии стандартного рождественского репертуара. Они сделали отличный, качественный продукт! Да, стандартный репертуар («Let It Snow», «Winter Wonderland» или, например, «Щедрик» Мыколы Леонтовича, только в английском, всемирно известном варианте — «Carol of the Bells») здесь есть, но версии Кауновой-Морозова не повторяют известных трактовок великих артистов из золотого прошлого: московский ансамбль подготовил собственные, современные, зачастую весьма интересные прочтения рождественских песен — то ироничные, то заразительно серьёзные. При этом репертуар сыгран (и спет!) на отличном исполнительском уровне, да ещё и качественно записан (Александр Перфильев, студия CineLab SoundMix). Трубачи Михаил Бручеев и Герман Аветисов (они играют в разных треках), тенорист Виктор Потёмкин, пианист Владимир Нестеренко, контрабасист Артём Баскаков и барабанщик Александр Кульков — все сработали на нужном уровне, ансамбль звучит плотно, но самое главное — хорошо поддерживает ясный и сильный вокал Виктории Кауновой, которой удалось спеть общеизвестный репертуар не просто в новых авторских аранжировках, но — что важно — очень искренне и радостно. Ведь Рождество возвещает миру радостную весть, и рождественские песни — это прежде всего песни радости. И кроме того, слышно, что музыканты молоды, что у них мастерство пока не успело перевесить эмоциональную сферу, собственной энергии хоть отбавляй, и что они любят своё дело — любят и делают его с большим удовольствием.

Особняком стоят два русских номера. Современный — «Снег» из мультсериала «Смешарики» — любопытный и красивый трек, но автор этих строк не так близок к вселенной «Смешариков» (дети выросли, внуков пока нет), чтобы на сто процентов проникнуться его настроением. А вот «Пять минут» из дебютного фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), ставшего символом культурного пробуждения страны в эпоху «оттепели», могли оказаться слишком музейным номером для молодого ансамбля — но не оказались: именно «Пять минут»-то стали, на мой взгляд, самым удачным, искренним и ярким треком всего альбома и по праву заняли первую позицию в новогоднем плейлисте редакции «Джаз.Ру», который мы опубликовали для подписчиков в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».

Apple Music | Spotify | Deezer | Tidal | Яндекс Музыка

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяФестиваль «Тампере Джаз Хэппенинг» онлайн: впечатления слушателя из-за карантинного барьера
Следующая статьяEurope Jazz Media Chart, январь 2021: новые альбомы со всего мира — сотый выпуск!
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Наши вкусы совпадают больше чем на половину — 4 первых альбома я тоже обозревал, один пока не слушал, а за рождественский отдельное спасибо. Сейчас именно его слушаю и очень рад, что наши ребята начали петь джаз на русском — это большой прогресс и надеюсь у них будет больше таких композиций в следующем альбоме.

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.