Памяти гения джазовой педагогики: ушёл из жизни пианист Барри Харрис (1929-2021)

2
Barry Harris (photo © National Endowment for the Arts, 1989)
Barry Harris (photo © National Endowment for the Arts, 1989)

8 декабря 2021 в США ушёл из жизни выдающийся джазовый пианист и педагог, один из последних ветеранов эры бибопа — Барри Харрис, лауреат почётного звания «Мастер джаза» Национального Фонда искусств США (NEA Jazz Master, 1989). Он не дожил одной недели до своего 92-го года рождения. Несмотря на возраст и плохое состояние здоровья, ветеран революции 1940-х, с которой началось рождение «современного джаза», вплоть до последнего времени активно путешествовал по миру — главным образом с мастер-классами, творческими мастерскими и другими образовательными мероприятиями. Своё последнее занятие с учениками мастер джазового фортепиано провёл в Zoom из своего дома в городе Уихокен (Нью-Джерси) 20 ноября. Вскоре после этого его госпитализировали в больницу соседнего городка Норт-Берген, где через две недели он скончался от последствий коронавирусной инфекции.

Барри Дойл Харрис родился 15 декабря 1929 г. в Детройте, штат Мичиган, и, как многие афроамериканские музыканты его поколения, начал играть музыку в протестантской церкви: его мать была пианисткой церковного хора. Джазом Барри овладевал по слуху: его примером и образцом для подражания был один из самых ярких пианистов первого поколения бибоповой революции — Бад Пауэлл (1924-66). Ещё живя в Детройте, Харрис стремился как можно больше играть с музыкантами бибопа, приезжавшими в город: среди них были трубачи Тэд Джонс и Майлз Дэйвис, саксофонист Сонни Ститт и другие, включая даже самого Чарли Паркера, с которым Харрис успел сыграть несколько раз до смерти основоположника бибопа в 1955 г. А с первопроходцем бибоповых барабанов Максом Роучем 26-летний Барри даже ездил на гастроли летом 1956 г., когда пианист группы Роуча — младший брат Бада Пауэлла, 24-летний Ричи Пауэлл — погиб в автокатастрофе вместе с трубачом Клиффордом Брауном.

Только в 1960 г. 30-летний Харрис решился окончательно покинуть родной город — когда саксофонист Кэннонболл Эддерли пригласил его в свой гастрольный ансамбль, с которым Харрис выступил в том числе на легендарном джаз-фестивале в Ньюпорте. Именно это выступление, как считается, положило начало его известности за пределами Детройта.

Поселившись в Нью-Йорке, Харрис играл в джазовых клубах со всем цветом тогдашнего джазового мира. С 1965 по 69 год он постоянно работал в ансамбле легендарного саксофониста Коулмана Хокинса в клубе Village Vanguard. В 1970-е он стал ближайшим сподвижником одного из первопроходцев бибопа, пианиста Телониуса Монка — настолько близким, что постоянно находился при Монке и даже жил с ним и его семьёй в Уихокене, штат Нью-Джерси, в доме легендарного джазового мецената, баронессы Панноники де Кёнигсвортер. Когда в 1974 г. Монк, здоровье которого пошатнулось, не смог участвовать в репетициях оркестра New York Jazz Repertory Company, куда его пригласил тогдашний руководитель коллектива саксофонист Пол Джеффри, его подменял именно Барри Харрис. Он считается одним из лучших интерпретаторов музыки Телониуса Монка.

В 1970-е Харрис все больше работал как педагог, распространяя свою основанную на бибоповой стилистике систему импровизации на фортепиано. Ученики Харриса — а их десятки среди ведущих джазовых музыкантов разных стран — считают, что именно Барри кодифицировал импровизационный язык бибопа, сведя открытия Монка, Пауэлла и вождей бибоповой революции Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи в куда более стройную и доступную для освоения систему, чем это могли сделать академические музыковеды. Причём он делал это не только в педагогической деятельности, но и в личной исполнительской практике: специалисты считают, что в джазовой грамзаписи немного найдётся настолько же совершенных образцов бибоповой эстетики по Барри Харрису, чем его авторская тема «Stay Right With It» с альбома «Chasin’ The Bird», который он записал в 1962 г. в трио с контрабасистом Бобом Крэншоу и барабанщиком Клиффордом Джервисом.

Среди учеников Барри Харриса были далеко не только пианисты: его считали своим учителем трубач Дональд Бёрд, саксофонисты Пеппер Адамс и Джо Хендерсон, тромбонист Кёртис Фуллер и даже будущий основоположник современной игры на бас-гитаре в музыке соул — студийный музыкант детройтской звукозаписывающей компании Tamla/Motown Джеймс Джеймерсон, который в начале своей карьеры был джазовым контрабасистом. Это, разумеется, далеко не полный список. Ещё когда Харрис жил в Детройте, к нему, приезжая в Город Моторов с выступлениями, регулярно заглядывал сам Джон Колтрейн, чтобы познакомиться с новыми разработками Барри в области кодификации импровизационного языка джаза.

Середина 1980-х, Нью-Йорк. Барри Харрис за прилавком в фойе клуба Jazz Cultural Theater
Середина 1980-х, Нью-Йорк. Барри Харрис за прилавком в фойе клуба Jazz Cultural Theater

Удивительно, но Барри Харрис, при всём своём влиянии теоретика и педагога, не работал ни в одном крупном учебном заведении и не был членом джазового «академического мира», институционализированной системы джазового образования — хотя в истории современного джаза мало найдётся более постоянных и более влиятельных институций, чем его творческие мастерские, которые он в годы работы на нью-йоркской сцене проводил еженедельно, в том числе в 1982-87 годах — в клубе «Театр джазовой культуры» (Jazz Cultural Theater) на Восьмой авеню Манхэттена, который создал сам совместно с басистом Ларри Ридли и рядом других партнёров, а финансовым гарантом была опять-таки баронесса Панноника де Кёнигсвортер. Сама она уже не жила в Уихокене, напротив центра Нью-Йорка, за рекой Гудзон — но именно в этом доме, где в 1981 году умер Телониус Монк, остался жить Барри Харрис. Он прожил там до последних дней жизни: именно оттуда его последний раз увезли в больницу.

Барри Харрис в Москве (фото © Владимир Коробицын)
Барри Харрис в Москве, 2018 (фото © Владимир Коробицын)

Слабое здоровье и преклонный возраст не раз приводили музыканта на больничную койку, но до последнего раза он всякий раз возвращался к выступлениям и преподаванию. Так, в ноябре 2018 в Москве, после двух успешных концертов в джаз-клубе «Эссе», Харрис был госпитализирован с сердечным приступом. 88-летний музыкант находился в российской столице перед вылетом в Ростов-на-Дону, где на последние дни ноября были запланированы пять дней его мастер-классов. Легендарного музыканта спасла своевременная госпитализация в отделение реанимации Первой Градской больницы (ГКБ №1 им Н.И. Пирогова), главврач которой, Алексей Свет, оказался большим знатоком и ценителем джазового искусства: он прекрасно понимал, кто именно лежит у него в реанимации. Музыканта тогда удалось спасти, но, к сожалению, мастер-классы в Ростове пришлось отменить, и 1 декабря 2018 Барри улетел домой. Впереди были ещё три года активной просветительской и педагогической работы, которую Харрис продолжал безостановочно, воспитав сотни преданных учеников по всему миру.

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Добрый день! В статье закралась небольшая ошибка (скорее, опечатка) — «А с первопроходцем бибоповых барабанов Максом Роучем 16-летний Барри даже ездил на гастроли летом 1956…» В 56-м году Барри Харрису никак не могло быть 16, наверное, имелось ввиду 26 лет (неполные 27 — да, летом 56-го ему было 26)

Добавить комментарий для Редакция Джаз.Ру Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.