Памяти гения джазовой педагогики: ушёл из жизни пианист Барри Харрис (1929-2021)

2
Barry Harris (photo © National Endowment for the Arts, 1989)
Barry Harris (photo © National Endowment for the Arts, 1989)

8 декабря 2021 в США ушёл из жизни выдающийся джазовый пианист и педагог, один из последних ветеранов эры бибопа — Барри Харрис, лауреат почётного звания «Мастер джаза» Национального Фонда искусств США (NEA Jazz Master, 1989). Он не дожил одной недели до своего 92-го года рождения. Несмотря на возраст и плохое состояние здоровья, ветеран революции 1940-х, с которой началось рождение «современного джаза», вплоть до последнего времени активно путешествовал по миру — главным образом с мастер-классами, творческими мастерскими и другими образовательными мероприятиями. Своё последнее занятие с учениками мастер джазового фортепиано провёл в Zoom из своего дома в городе Уихокен (Нью-Джерси) 20 ноября. Вскоре после этого его госпитализировали в больницу соседнего городка Норт-Берген, где через две недели он скончался от последствий коронавирусной инфекции.

Барри Дойл Харрис родился 15 декабря 1929 г. в Детройте, штат Мичиган, и, как многие афроамериканские музыканты его поколения, начал играть музыку в протестантской церкви: его мать была пианисткой церковного хора. Джазом Барри овладевал по слуху: его примером и образцом для подражания был один из самых ярких пианистов первого поколения бибоповой революции — Бад Пауэлл (1924-66). Ещё живя в Детройте, Харрис стремился как можно больше играть с музыкантами бибопа, приезжавшими в город: среди них были трубачи Тэд Джонс и Майлз Дэйвис, саксофонист Сонни Ститт и другие, включая даже самого Чарли Паркера, с которым Харрис успел сыграть несколько раз до смерти основоположника бибопа в 1955 г. А с первопроходцем бибоповых барабанов Максом Роучем 26-летний Барри даже ездил на гастроли летом 1956 г., когда пианист группы Роуча — младший брат Бада Пауэлла, 24-летний Ричи Пауэлл — погиб в автокатастрофе вместе с трубачом Клиффордом Брауном.

Только в 1960 г. 30-летний Харрис решился окончательно покинуть родной город — когда саксофонист Кэннонболл Эддерли пригласил его в свой гастрольный ансамбль, с которым Харрис выступил в том числе на легендарном джаз-фестивале в Ньюпорте. Именно это выступление, как считается, положило начало его известности за пределами Детройта.

Поселившись в Нью-Йорке, Харрис играл в джазовых клубах со всем цветом тогдашнего джазового мира. С 1965 по 69 год он постоянно работал в ансамбле легендарного саксофониста Коулмана Хокинса в клубе Village Vanguard. В 1970-е он стал ближайшим сподвижником одного из первопроходцев бибопа, пианиста Телониуса Монка — настолько близким, что постоянно находился при Монке и даже жил с ним и его семьёй в Уихокене, штат Нью-Джерси, в доме легендарного джазового мецената, баронессы Панноники де Кёнигсвортер. Когда в 1974 г. Монк, здоровье которого пошатнулось, не смог участвовать в репетициях оркестра New York Jazz Repertory Company, куда его пригласил тогдашний руководитель коллектива саксофонист Пол Джеффри, его подменял именно Барри Харрис. Он считается одним из лучших интерпретаторов музыки Телониуса Монка.

В 1970-е Харрис все больше работал как педагог, распространяя свою основанную на бибоповой стилистике систему импровизации на фортепиано. Ученики Харриса — а их десятки среди ведущих джазовых музыкантов разных стран — считают, что именно Барри кодифицировал импровизационный язык бибопа, сведя открытия Монка, Пауэлла и вождей бибоповой революции Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи в куда более стройную и доступную для освоения систему, чем это могли сделать академические музыковеды. Причём он делал это не только в педагогической деятельности, но и в личной исполнительской практике: специалисты считают, что в джазовой грамзаписи немного найдётся настолько же совершенных образцов бибоповой эстетики по Барри Харрису, чем его авторская тема «Stay Right With It» с альбома «Chasin’ The Bird», который он записал в 1962 г. в трио с контрабасистом Бобом Крэншоу и барабанщиком Клиффордом Джервисом.

Среди учеников Барри Харриса были далеко не только пианисты: его считали своим учителем трубач Дональд Бёрд, саксофонисты Пеппер Адамс и Джо Хендерсон, тромбонист Кёртис Фуллер и даже будущий основоположник современной игры на бас-гитаре в музыке соул — студийный музыкант детройтской звукозаписывающей компании Tamla/Motown Джеймс Джеймерсон, который в начале своей карьеры был джазовым контрабасистом. Это, разумеется, далеко не полный список. Ещё когда Харрис жил в Детройте, к нему, приезжая в Город Моторов с выступлениями, регулярно заглядывал сам Джон Колтрейн, чтобы познакомиться с новыми разработками Барри в области кодификации импровизационного языка джаза.

Середина 1980-х, Нью-Йорк. Барри Харрис за прилавком в фойе клуба Jazz Cultural Theater
Середина 1980-х, Нью-Йорк. Барри Харрис за прилавком в фойе клуба Jazz Cultural Theater

Удивительно, но Барри Харрис, при всём своём влиянии теоретика и педагога, не работал ни в одном крупном учебном заведении и не был членом джазового «академического мира», институционализированной системы джазового образования — хотя в истории современного джаза мало найдётся более постоянных и более влиятельных институций, чем его творческие мастерские, которые он в годы работы на нью-йоркской сцене проводил еженедельно, в том числе в 1982-87 годах — в клубе «Театр джазовой культуры» (Jazz Cultural Theater) на Восьмой авеню Манхэттена, который создал сам совместно с басистом Ларри Ридли и рядом других партнёров, а финансовым гарантом была опять-таки баронесса Панноника де Кёнигсвортер. Сама она уже не жила в Уихокене, напротив центра Нью-Йорка, за рекой Гудзон — но именно в этом доме, где в 1981 году умер Телониус Монк, остался жить Барри Харрис. Он прожил там до последних дней жизни: именно оттуда его последний раз увезли в больницу.

Барри Харрис в Москве (фото © Владимир Коробицын)
Барри Харрис в Москве, 2018 (фото © Владимир Коробицын)

Слабое здоровье и преклонный возраст не раз приводили музыканта на больничную койку, но до последнего раза он всякий раз возвращался к выступлениям и преподаванию. Так, в ноябре 2018 в Москве, после двух успешных концертов в джаз-клубе «Эссе», Харрис был госпитализирован с сердечным приступом. 88-летний музыкант находился в российской столице перед вылетом в Ростов-на-Дону, где на последние дни ноября были запланированы пять дней его мастер-классов. Легендарного музыканта спасла своевременная госпитализация в отделение реанимации Первой Градской больницы (ГКБ №1 им Н.И. Пирогова), главврач которой, Алексей Свет, оказался большим знатоком и ценителем джазового искусства: он прекрасно понимал, кто именно лежит у него в реанимации. Музыканта тогда удалось спасти, но, к сожалению, мастер-классы в Ростове пришлось отменить, и 1 декабря 2018 Барри улетел домой. Впереди были ещё три года активной просветительской и педагогической работы, которую Харрис продолжал безостановочно, воспитав сотни преданных учеников по всему миру.

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Добрый день! В статье закралась небольшая ошибка (скорее, опечатка) — «А с первопроходцем бибоповых барабанов Максом Роучем 16-летний Барри даже ездил на гастроли летом 1956…» В 56-м году Барри Харрису никак не могло быть 16, наверное, имелось ввиду 26 лет (неполные 27 — да, летом 56-го ему было 26)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.