Саксофонист Дмитрий Мосьпан: большое интервью «Джаз.Ру» в день 40-летия

0
Дмитрий Мосьпан
Дмитрий Мосьпан (фото © «Джаз.Ру»)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

11 мая 2023 исполнилось 40 лет российскому саксофонисту, который работает на профессиональной джазовой сцене уже 26 лет. Да, так бывает: Дмитрий Мосьпан поступил в легендарный оркестр Олега Лундстрема в 1997 г. 14-летним вундеркиндом и быстро занял высокое положение среди столичных джазовых музыкантов. Его техника игры и зрелость импровизационной манеры хотя и намекали на горячую любовь к Джону Колтрейну и следование его открытиям в джазовом искусстве, что неудивительно в 14-летнем возрасте, но обещали широкие перспективы дальнейшего развития молодого музыканта. Так и получилось.

В джазовый мир семилетнего Диму ввёл родной дядя — саксофонист Денис Швытов. В 12 Мосьпан приехал в Москву из родного Волгограда и поступил в Государственное училище духового искусства по классу тенор-саксофона к Товмасу Геворкяну (1920–2015), первому заслуженному артисту РСФСР среди саксофонистов (1968), на протяжении 30 лет работавшему концертмейстером группы саксофонов Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио п/у Юрия Силантьева. А в 14 уже играл у Лундстрема в прославленном Государственном камерном оркестре джазовой музыки, где уже работал и его дядя Денис Швытов (который всего на восемь лет старше племянника). В 1999 г. 16-летний Дмитрий Мосьпан получил приглашение играть в Биг-бэнде Игоря Бутмана (с 2012 г. Московский джазовый оркестр) — сначала на баритоне, а затем и на позиции первого тенора. Эта работа продлилась 15 лет и сформировала того Мосьпана, которого мы знаем — страстного и виртуозного тенориста-импровизатора, победителя первого сезона телепроекта «Большой джаз» (2013), признанного по всему миру мастера, который теперь и сам уже много лет преподаёт мастерство джазового саксофониста.

Перед своим 40-летием Дмитрий Мосьпан встретился со съёмочной группой «Джаз.Ру» и дал нашему изданию интервью, которое можно прочитать здесь же, а можно и посмотреть на видео (продолжительность видеоверсии 45 минут). Вопросы за кадром задавал главный редактор нашего издания Кирилл Мошков, съёмку и монтаж видео выполнила Наталья Кравченко.

С чем ты пришёл к сорокалетнему рубежу, который считается важным в жизни артиста?

— Для меня это новый период в жизни. И чувствую я себя прекрасно, ну, в том плане, что я наполнен каким-то новым смыслом, исполнен благодарностью к людям, к окружающим, к моим коллегам-музыкантам, к моим родным, к моей семье.

С того момента, как началась твоя сольная карьера, с момента ухода из Московского джазового оркестра Игоря Бутмана, что ты для себя выделяешь как основные этапы? Что было самое главное за эти годы?

— Самое главное, что это был не уход, а такой органичный переход в новое качество, в новое состояние. Я действительно на протяжении 15 лет играл у Игоря Михайловича Бутмана в его потрясающем оркестре — в общем-то, на правах солиста, но там много было работы сайдмена: человека, который, в первую очередь, винтик большого механизма. А в новом амплуа мне просто захотелось (и представилась возможность) больше заниматься сольной практикой, больше играть свою музыку и поддерживать моих друзей, коллег, которые меня приглашают в свои интересные проекты — но уже всё-таки в роли солиста больше, чем сайдмена.

Какие проекты, где ты участвуешь как солист, для тебя самые интересные?

— Так, ну здесь самое главное — никого не забыть. Если по периодам рассматривать, то после 2014 года я выступил на фестивале «Усадьба джаз». После победы в первом сезоне телеконкурса «Большой джаз». Была возможность организовать международный проект с музыкантами из Нового Орлеана. Там были трубач Эшлин Паркер, тромбонист Майкл Уотсон и ритм-секция моего квартета: барабанщик Саша Машин, контрабасист Макар Новиков и пианист Иван Фармаковский. Мы сделали прекрасную совместную программу и выступили на «Усадьбе джаз» как Moscow — New Orleans Jazz Project. Было интересно, был ещё и концерт в «Эссе» и опыт записи на Мосфильме нескольких моих композиций с Эшлином и с квартетом. Вот, собственно, так я стартанул в 2014 году.

Дальше, конечно, было ещё много интересных событий. Например, такой симфо-джазовый опыт, когда братья Ивановы — контрабасист Андрей и пианист Михаил — пригласили меня в замечательный проект с оркестром «Русская филармония». Это был такой первый опыт, и ребята предложили: хочешь выступать — напиши музыку. Для меня, конечно, это была загадка на тот момент: как написать на симфонический оркестр? Ну, я собрался с мыслями, у меня уже был опыт аранжировочной работы для биг-бэндов. Но предстоял новый опыт, и мне пришлось серьёзно позаниматься в плане образования, изучать много разных партитур, изучать инструментовку, оркестровку на симфонический оркестр. Этот опыт у меня состоялся в 2015 году. В зале им. Чайковского была премьера двух моих композиций — «Колыбельная для Марины» и «Compassion», «Сострадание», которая также есть на моём первом сольном диске.

И дальше эта тема продолжает развиваться. В декабре прошлого (2022) года я выступил с Омским симфоническим оркестром с программой «Симфония большого джаза» (так мы немножко обыграли историю с «Большим джазом»). Там также были представлены мои композиции и аранжировки широко известных джазовых стандартов — например, потрясающие работы Кирилла Уманского. Пианист Алексей Чернаков в этом смысле мой близкий сподвижник, он также поддержал эту идею. И вообще изначально мы с ним после «Большого джаза» как-то так решили — давай выступать иногда вместе, что-то вместе делать. Несколько лет назад мы по Лёшиной инициативе выступили с Псковским симфоническим оркестром, программа тоже называлась «Солисты Большого джаза». С нами выступала прекрасная Дарья Чернакова, сестра Алексея — контрабасистка, вокалистка. Люблю очень этих ребят!

Дмитрий Мосьпан и участники New Orleans Big Band в телешоу «Большой джаз», 2013 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Дмитрий Мосьпан и участники New Orleans Big Band в телешоу «Большой джаз», 2013 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В 2022 г. ты был вовлечён в большой проект в Архангельске — участвовал в проекте «Архиджаз» Поморской региональной благотворительной организации «Время Добра» в качестве наставника. Что это была за работа?

— Очень ценный, важный опыт. Здесь речь идёт о такой работе, ну, скорее даже не столько педагогической, сколько вообще о процессе посвящения людей в джазовую музыку, в джазовую историю. И это вообще был интересный кластер, он был инклюзивный. Там были дети с разными способностями, возможностями, и мы все взаимодействовали. Больше всего мне в этой истории понравилось, что был обучающий период, когда мы занимались дистанционно через Zoom. Я готовил ребят на протяжении полугода. И когда я уже приехал в Архангельск, там уже начался такой интересный, творческий процесс. Мы играли каждый вечер джем-сешны. Мы целыми днями занимались, мы общались, мы отдыхали, мы весело проводили время, потому что это потрясающее место на природе — Малые Корелы, пансионат и заповедник. Очень здорово проводили время. Ну и в целом, конечно, это пошло на пользу, как я считаю, не только нашим студентам, нашим музыкантам, но и наставникам. Потому что мы и между собой общались, играли, а потом и на фестивале выступили с прекрасным архангельским музыкантом, организатором Тимом Дорофеевым.

Дмитрий Мосьпан и участники проекта «АрхиДжаз» (фото © Марина Тормосова)
Дмитрий Мосьпан и участники проекта «АрхиДжаз» (фото © Марина Тормосова

У тебя было несколько за это время записей на альбомы в качестве солиста в ансамбле других музыкантов, в том числе и с международными. Что тебе дали эти работы?

— Например, работа с пианистом Бенито Гонсалесом: это прекрасный опыт, хотя, к сожалению, у меня не было возможности участвовать в записи его пластинки. Но я играл российскую презентацию этого проекта. Это Саша Машин, один из моих любимых барабанщиков, свёл меня с Бенито, который участвовал в записи моей первой пластинки в Нью-Йорке ещё в тринадцатом году, и этот опыт нас тоже творчески сплотил. Бенито сразу про меня вспомнил: а, Дмитрий, конечно, как бы кандидат номер один. Всё. И дальше уже вопросов никаких не возникало. Дальше мы встретились в репетиционной студии, немножко вспомнили материал и сыграли презентацию. Это происходило в нескольких городах: в Пензе, в Санкт-Петербурге, но сначала в клубе Игоря Бутмана на Таганке.

Дмитрий Мосьпан на записи альбома в московской студии CineLab (фото © Евгений Петрушанский)

Ещё очень один важный момент — это пластинка Саша Машина, его альбом «Happy Synapse» (2020. — Ред.). Для меня это настоящая изюминка того, что вообще происходило на тот момент в джазовой индустрии. Мне посчастливилось предложить свой материал для записи — по-моему, Саша обратился ко мне, сказав: давай запишем твои вещи. Было записано целых три моих композиции, это «Inner News», «Incantation» («Заклинание») и композиция «Мотивация», которая не вошла в основной список вещей, но есть у меня надежда, она что выйдет отдельным синглом или как-то ещё. Просто очень много было у Саши тогда на тот момент интересной музыки. Там же и Розарио Джулиани был в качестве солиста и композитора, и Бенито тоже принёс свой материал, свою музыку. Поэтому, конечно, я очень доволен, что две мои композиции вошли в этот альбом.

Вопрос, скажем так, философский. Работа в проектах других лидеров означает приспособление к разным манерам партнёров. Как ты сам ощущаешь: это компромисс, на который ты идёшь как творец? Или это тот случай, когда результат оказывается больше, чем просто сумма индивидуальных усилий? Ты к партнёрам приспосабливаешься, или они к тебе приспосабливаются?

— Это глубокий вопрос взаимодействия, «химии». И здесь я не могу дать готовый ответ для любой ситуации. Здесь каждый раз всё как-то возникает индивидуально. Это творчество, а на творчество нельзя давать каких-то готовых рецептов. Здесь нужно, с одной стороны, сконцентрироваться на том, что именно ты хочешь, то есть на своей идее, что интересно тебе. И с другой стороны — насколько ты можешь её в данном проекте продвинуть или адаптировать, скорее, к общей «химии» звучания ансамбля. Я приведу сейчас обратный пример: если встречаются одни и те же музыканты, но под разным лидерством — скажем, четыре человека сегодня записывают одну музыку для одного, а завтра для другого… Даже в этом случае может быть различный результат. Что уж говорить, если мы имеем возможность музицировать с разными партнёрами, коллегами, которые ещё и предлагают различную музыку. Здесь у меня подход, наверное, скорее если меня приглашают, то вот я отдаюсь этой идее и пытаюсь понять в первую очередь, чем я могу быть полезен для данного проекта и для данного бэндлидера. Дальше, когда мы уже расставили какие-то маячки, я определяю свои возможности. Да, это мне подходит, к примеру, и я могу привнести немного своего, индивидуального. Конечно, сказать, что вот я мастер, я пришёл, сейчас не надо мне ничего здесь советовать, говорить, я всё сделаю как нужно — так оно не работает обычно, это опять-таки перетягивание одеяла в свою сторону. Но мы же очень, на самом деле, с большим уважением и с большой любовью относимся друг к другу, к нашим коллегам. И тем более к творчеству. И вот когда вот наступает творческий момент — ну, наверное, я в первую очередь просто изучу музыку и, конечно же, задам вопрос: что вы хотите, чтобы я исполнил? Вот как-то так.

С кем у тебя за, может быть, даже не только за эти последние несколько лет, а за все годы — с кем возникала «химия» межмузыкантского взаимодействия?

— Мне интересно работать с трубачом Виталием Головнёвым, когда он приезжает из Нью-Йорка, а он там постоянно живёт уже последние лет 20, даже больше. И когда он приезжает, я слышу эту свежую американскую энергию, и это взаимодействие, вот эта «химия», она вот как-то по-новому, что ли, начинает работать. Хотя мы друг друга знаем тоже десятки лет, и, в принципе, знаем, на что мы способны и как мы звучим вместе и в разных проектах. И всё равно каждый раз что-то интересное, что-то новенькое такое получается. То Виталик что-то напишет и привезёт, то у меня что-то получается подобное.

Виталий Головнёв и Дмитрий Мосьпан в Москве, 2018 (фото с официального сайта Дмитрия Мосьпана)
Виталий Головнёв и Дмитрий Мосьпан в Москве, 2018 (фото с официального сайта Дмитрия Мосьпана)

С Володей Нестеренко мне нравится играть. Это всегда тоже такой интересный поиск идей, от Вовки я постоянно жду каких-то моментов… и получаю. Да, действительно. Потому что он, во-первых, фантастический музыкант, во-вторых — с большой фантазией. На самом деле, вот каждого можно перечислять, вот сейчас и моих коллег-саксофонистов, на которых я тоже равняюсь в каком-то смысле и хочу что-то новое услышать для себя, интересное. Потому что, помимо того, что мы варимся в общем московском котле, у нас есть возможность слушать то, что происходит в мире. Вот, к примеру, если я слышу каких-то интересных музыкантов-саксофонистов, мне это нравится и какому-то моему коллеге нравится, то у меня с ним образуются какие-то ещё дополнительные общие связи: мы можем пообщаться, обсудить — как классно, какой приём, или какая интересная концепция: мелодическая, гармоническая. Конечно, такие вещи в творчестве очень помогают.

За последнее время, последний год я достаточно регулярно играю с Олегом и Натальей Бутман. Это очень интересный для меня опыт как солиста и как сайдмена тоже. Потому что в некоторых композициях я не солирую, я исполняю там партию, второй голос или аранжировку. Здесь абсолютно та же концепция, как когда меня люди просят что-то сделать, да? Но Олег и Наташа понимают, что они хотят в принципе, какой результат. И в какой-то момент, когда я с чем-то, может быть, не совсем согласен, я предлагаю другой вариант. И здесь они молодцы: они открыты, они уважают моё мнение, мой вкус. И иногда Наташа или Олег говорят: о, отлично, давайте попробуем вот так вот сделать, по-другому! И мы пробуем, и получается и так, и так интересно. А потом я говорю: ребята, решайте, это вы всё-таки бэндлидеры, моё дело предложить, а вот как для вас лучше…

Во-первых, это легальный способ делать общую музыку, общее творчество, а во-вторых, всё-таки нарушать чьё-то законодательство я бы не хотел в этом отношении, потому что люди сами вправе мне советовать, как мне играть. Несмотря на то, что они меня пригласили и ждут от меня какого-то результата, потому что я уже как-то зарекомендовал себя. Но они вправе предложить что-то сыграть новое, как-то поэкспериментировать. И я воспринимаю это для себя как пользу. То есть в какой-то момент получить новый опыт, новое знание — это, мне кажется, прекрасная возможность.

Я думаю, что многие люди, которые, может быть, не так следят за происходящим в недрах московской клубной сцены, хорошо тебя знают по выступлениям на телеканале «Культура» в программе «Клуб Шаболовка, 37». И даже если оставить разговор про проект «Большой джаз», который уже был довольно давно, в стороне, то работа с Вадимом Эйленкригом — наверное, один из самых заметных проектов с твоим участием. Какие у тебя впечатления от этих работ?

— Когда я вышел из оркестра Игоря, я уже работал с Вадимом в его квинтете. И мы продолжили очень плотное сотрудничество. На тот момент я, кстати, много писал, в том числе аранжировки для малого состава и впоследствии для его уже расширенного оркестра — там такой расширенный комбо-состав. С Вадимом потрясающе: во-первых, большое количество проектов; во-вторых — и качество. Вот действительно, и качество, и количество — всё работало.

Eilenkrig Crew на III фестивале «Джазовые сезоны» в Горках Ленинских, 2017 (фото © «Джаз.Ру»)

Я участвовал и в его «Татарском проекте». Это микс этнической национальной татарской музыки и world music, там были все стили, начиная от джаза, диксиленда, латино, рок, фьюжн, фанк, сальса, вот это всё. И венцом этого проекта было выступление в Карнеги-холле в 2020 году. Конечно, это был на тот момент вообще самый, я думаю, успешный вариант.

Если углубляться в тему творчества именно в данном коллективе, можно очень много рассказать. Мы отыграли много классных фестивалей. Опять-таки записали альбом Вадима «Eilenkrig» (2013. — Ред.), в который вошли две мои аранжировки — это авторская композиция «Snow Bossa Nova» и аранжировка произведения нашего великого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Полёт шмеля». Работа эта прозвучала в таком современном стиле: там был и джангл, там был и свинг, и минорный блюз. Не знаю, как это всё охарактеризовать с точки зрения стиля. Но ритм-секция была очень интересная на тот момент: барабанщик Вёрджил Донати, его бас-гитарист Даг Шрив и пианист Антон Баронин. Они привнесли особый колорит в эту музыку. Я писал также для секстета и для квинтета. Это для меня, конечно, в тот момент было очевидно важным и главным в жизни. С одной стороны, это работа, это стабильный заработок, а с другой стороны — это творчество. И получалось совмещать это всё удачно.

Канал «Культура» не очень, так сказать, массовый, но, тем не менее, у него есть своя верная аудитория. Как, на улицах-то узнают в результате?

— Ну интересно, кстати. Помню, приехал в Казань, где мы в тот момент вели «Татарский проект» с Вадимом. Выхожу на улицу Баумана прогуляться, лето, всё отлично — подходит тётушка: вы Дмитрий Мосьпан? Я говорю: да, а что, говорю, написано? Да нет вроде. А, ну вы, наверное, не помните уже «Большой джаз». А уже прошло, наверное, лет пять, может быть, больше. Я не могу сказать, что был какой-то широкий резонанс, что меня там массы как-то стали идентифицировать, я имею в виду, на улице или где-то в магазинах. Ну, единичные случаи какие-то были. То есть я не придавал этому значения. Для меня более было важно в тот момент, что на меня и на моих коллег, может быть, обратили немного внимания люди не только из аудитории, которая слушает джаз. Может быть, ещё кто-то для себя открыл этот стиль. И вообще очень здорово, когда на концерте слышишь отзыв, мол, вот мы с дочкой или с сестрой сегодня первый раз пришли на джаз, и нам так понравилось! Это вообще лучшее, что я могу услышать, потому что, играя современный сложный джаз, достаточно технологичный, такой, интеллектуальный, очень здорово услышать мнение неискушенного человека, который первый раз слышит джаз, и ему это как-то так «зашло». Я очень счастлив в такие моменты.

И это не единственный проект, с которым ты работаешь…

— Вот уже два года, с момента основания, выступаю с New Blood Big Band Сергея Долженкова. Сергей потрясающий тромбонист-импровизатор, талантливый композитор, аранжировщик и просто замечательный человек. За два года мы представили три программы: условно говоря, «авторский фьюжн», «джазовые стандарты в аранжировках Матса Холмквиста (Швеция)», «хиты Brecker Brothers» — и Сергей продолжает писать классные аранжировки. Там с нами поёт чудесная Алина Енгибарян.

Ещё одним важным для меня событием стало приглашение Антона Давидянца присоединиться в 2021-22 году к квартету гитариста Евгения Побожего. Это был интереснейший джаз-фьюжн опыт: сложная технически, но в то же время очень красивая музыка Евгения и его импровизации произвели на меня неизгладимое впечатление. А мощный, ритмически и гармонически насыщенный аккомпанемент бас-гитариста Антона Давидянца и барабанщика Игната Кравцова (это даже не аккомпанемент, а параллельные сольные партии) заряжали особой энергией. Музыка лилась, было по-настоящему интересно взаимодействовать с этими фантастическими музыкантами.

Есть и мой авторский проект — квинтет Дмитрия Мосьпана. Сейчас в нём играют мой близкий товарищ и единомышленник Иван Фармаковский на рояле, мой дорогой друг барабанщик Павел Тимофеев. Два музыканта относительно недавно стали играть в моём ансамбле, хотя с Колей мы знакомы более 20 лет — это потрясающий контрабасист Николай Затолочный и трубач, чьи звуки меня просто завораживают — Иван Акатов. А иногда я приглашаю спеть несколько песен мою прекрасную жену — Полину Юрченко. Мне очень нравится, как она это делает.

В 2022 году ансамбль стал лауреатом Московского джазового фестиваля, посвящённого 100-летию российского джаза, выступал на EverJazz Festival в Екатеринбурге и на фестивалях Grand Jazz и «Jazz Мост» во Владимире и Владимирской области.

Ты же ещё и педагог, преподаватель. Расскажи, пожалуйста, где ты преподаешь, что преподаёшь.

— Это тоже часть жизни, и, наверное, одна из главных составляющих — ну меня-то уж точно, как музыканта. Потому что опыт преподавания — это также опыт и изучения, и обучения, и изучения, и познания. Поэтому, конечно, это очень важно. У меня такой опыт уже больше 12 лет. Я преподаватель в… изначально это Государственная классическая академия им. Маймонида, а сейчас это эстрадное отделение также Академии имени Маймонида на базе РГУ им. Косыгина. Преподаю я в основном саксофон, иногда также веду джазовый ансамбль для своих студентов. Конечно, за это время я как-то развиваюсь, и музыкально, и в этом плане тоже — потому что существует опыт новых методик, пособий; у меня появилось много материала, который я впоследствии планирую публиковать. И, конечно, основной опыт — это живое взаимодействие с ребятами, с моими, можно сказать, друзьями, коллегами. Этот опыт — он взаимный, это взаимный обмен информацией.

Наверное, не секрет ни для кого, что ты на сегодняшний момент фактически основал династию, потому что у тебя и сын пошёл по музыкальному пути. Это было решение родителей или его самого?

Ты знаешь, это загадка для меня до сих пор. С одной стороны, я понимаю, что человек развивался в музыкальной семье, с детства слушал джаз, с детства ходил на концерты. С другой стороны, я понимаю, что музыкальную школу он закончил… последние два года уже, в общем, с усилием. И возник вопрос… У Павла, моего сына, налицо были ещё и способности к технике, ему нравились компьютеры, сейчас нравятся мотоциклы, мопеды — работа руками, в плане механики. Но, на самом деле, я очень надеюсь что это его личное решение, что я не передавил, не повлиял — то есть не решил за него дело. В какой-то момент я вообще отпустил ситуацию и решил полностью предоставить ему выбор, и даже успокоился: думаю — ну ладно, сейчас закончит девятый класс, десятый, одиннадцатый, потом спокойно поступит в институт, возможно — какой-то технический ВУЗ… И тут накануне окончания девятого класса он мне заявляет: пап, всё-таки я хочу играть музыку, заниматься музыкой.

Для меня это очень волнительно было, но я переспросил: а зачем тебе это нужно вообще, сынок? Да, твой отец музыкант, но, в принципе, ты же можешь чем-то другим заняться… Он говорит: ты знаешь, я хочу играть в оркестре, хочу в ансамблях играть. И для меня это было окончательным аргументом. Я сказал: да, хорошо, я тебе помогу, мы с тобой позанимаемся и попытаемся поступить в училище. На тот момент я считал, что единственное подходящее место — это Академия джаза под руководством Игоря Михайловича Бутмана. Там очень классная тусовка, там работает потрясающие педагоги, которые могут обеспечить уровень роста как раз-таки человеку, ориентированному на биг-бэнды, на джаз; и, кстати, там ведёт оркестр мой бывший студент Денис Мельников, там преподают наши друзья, наши коллеги. Поэтому у меня не было сомнений, что нужно попробовать поступить именно туда.

Что тебе хочется сделать в ближайшие годы, что ты вообще планируешь в творческом плане?

— Ну, раз сегодня такой момент откровений, я могу сказать с уверенностью что я сейчас я больше, чем когда-либо в своей жизни, занимаюсь именно музыкой, именно творчеством. Поэтому хочется ещё больше развиваться в этом отношении, заниматься и симфо-джазовым проектом, и проектом с биг-бэндом — я также пишу аранжировки для бэнда. У меня есть и предложения, и возможность ездить и играть свою музыку и с джазовыми оркестрами, и с симфоническим оркестром. Это мне очень интересно, это как бы отдельная часть души, какое-то отдельное пространство в моём сердце. Играть со струнными — вообще красота, конечно.

Есть и желание писать аранжировки для малых составов — начиная от квартета-квинтета и до комбо. Кроме того, в этом году, я очень надеюсь, выйдет мой второй сольный альбом с моей авторской музыкой, как и на первом. На первом альбоме было восемь вещей, а сейчас планируется девять. Каждая вещь — отдельная история, к которой я отношусь очень скрупулёзно. Наверное, не секрет, что для музыкантов производство и запись своей музыки — это такое… очень «перфекционный» процесс. Вот так я к этому и подхожу.

Мне хочется в этом году доделать альбом — и, возможно, приступить уже в следующем году к новому проекту. Но это ещё на много лет вперёд… То есть у меня, в принципе, музыкального материала очень много. Возможно, некоторые вещи уже не актуальны, потому что в тот момент я их не записал, а сейчас я играю другие вещи — но их возможно переработать, как-то переделать и сыграть, потому что я возвращаюсь к некоторым своим идеям двадцатилетней давности, и это нормально. Ведь в принципе в музыке не происходит ничего такого фантастически нового, прогрессивного, за чем бы я не успевал. Я вот так потихонечку двигаюсь, понемножечку, по ступенечкам поднимаюсь — сейчас уже на тот уровень, чтобы мне крепко себя чувствовать в плане профессионализма во всех отношениях: и в ритме, и в области гармонии, и в области мелодии. Чтобы вот на этих трёх китах что-то интересное дальше создавать, строить…

14-летний Дмитрий Мосьпан в московском «Джаз Арт клубе» на Беговой улице, апрель 1998 г. (фото © Павел Корбут)
14-летний Дмитрий Мосьпан в московском «Джаз Арт клубе» на Беговой улице, апрель 1998 г. (фото © Павел Корбут)

Сейчас будет вопрос ретроспективный и даже несколько провокационный. Я слышал такое мнение от старшей части московского джазового сообщества, от людей, из которых кое-кого с нами уже и нет. Мол, когда появился из Волгограда 14-летний мальчишка, который уже фактически освоил весь «колтрейнизм», приехал готовый настолько, что Александр Пищиков, который жизнь положил на то, чтобы, так сказать, «снять Колтрейна» — грубо говоря, так расстроился, что взял и эмигрировал. Что думаешь?

— Слушай, вот ты меня действительно тут сейчас рассмешил, потому что… я вообще люблю веселиться, да, но чтобы так было смешно… Ну, красивая такая легенда! Дело в том, что так всё совпало… Я действительно в 1997 году, когда Александр переезжал в Германию…  ну не скажу, что вот прямо вместо него, но именно в тот момент я устроился в потрясающий оркестр Олега Леонидовича Лундстрема. Это был мой старт, потрясающий лифт сразу наверх в области и карьеры, и профессионального музыкального мира. А по поводу Александра Пищикова… я преклонялся в тот момент перед его творчеством, не с точки зрения даже именно колтрейнизма, а потому, как он выражал себя, как он играл. Это такой ценный музыкант, ценный для меня человек в плане своей индивидуальности… А Колтрейн — мой любимый! На тот момент он меня вдвойне вдохновлял. Спасибо, что ты вспомнил!

И традиционно: был ли какой-нибудь вопрос, на который ты хотел бы ответить, но я его не задал?

— Тогда, наверное, про импровизацию хотелось бы поговорить. Импровизация —штука интересная, в том плане, что это в первую очередь выражение каждого человека: он может самовыразиться в импровизации. С другой стороны, это описание его взгляда на вещи, на суть вещей, на мир. С третьей стороны, это искусство, которое у нас происходит каждый день, то есть наша профессия… Получается, что в области импровизации много аспектов, которые можно изучать, в общем-то, всю жизнь. Когда я с учениками общаюсь, или где-то на мастер-классе возникает тема по импровизации как я объясняю своё отношение? Это наш взгляд на определённый джазовый стандарт на какую-то композицию, основанную, видимо, на реальных событиях. Одна задача — обыграть стандарт с использованием импровизации; другая задача — это сейчас как-то отреагировать, озвучить свою реакцию на музыку, которую ты, может быть, первый раз в жизни слышишь. Такое часто приходится делать на джеме, или если ты пришёл в какой-то коллектив, где у тебя не было опыта игры. Импровизация — это всегда риск: погрузиться с головой, а там уже как вывезет. Есть технологии, мы этому учимся, но в целом нет каких-то законов и правил для каждого. Это личный опыт, и это всегда поиск новых приёмов, новых средств.

Я люблю диалог, то есть я люблю больше слушать и отвечать. Если музыкант в какой-то момент затихает, у меня есть возможность либо заполнить паузу, либо не заполнить. Пауза и тишина — очень важная вещь. Именно в тишине рождается музыка, рождаются звуки. Это всегда взаимодействие, диалог: не хотелось бы, чтобы творчество превращалось в постоянный монолог. Ценность и важность для меня — это взаимодействие, взаимное обогащение музыкальными идеями. Это вообще рискованная штука — заниматься музыкой, заниматься джазом, что-то новое изобретать. Ты должен быть готов к разрыву шаблонов, к тому, что тебя не поймут, не примут. Поэтому, естественно, мужество нужно для этого… Поэтому я сейчас выбрал для себя такой срединный, гармоничный путь. Я потихонечку что-то добавляю, какие-то новые идеи. У меня ещё 20 лет назад были идеи, которые я только сейчас начинаю разрабатывать и развивать. Но я не могу сказать, что всё, что появляется у меня в голове — это мои идеи: это наверняка плод интерпретации, переработки того что я слышал и у Бетховена, и у Баха, у Колтрейна, у Паркера: для меня это в принципе явления одной величины…

Собеседники: Дмитрий Мосьпан и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Фото © Наталья Кравченко
Собеседники: Дмитрий Мосьпан и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Фото © Наталья Кравченко
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя