In Memoriam. Продюсер Николай Богайчук (1963–2023)

4
Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022
Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022

Ушёл из жизни Биг Ник.

Поверить в это невозможно. Продюсер, коллекционер винила, радиоведущий и подкастер, издатель огромного множества отечественных и международных джазовых релизов — нескольких сотен альбомов на компакт-дисках и виниле (он сам не был уверен, сколько в точности записей издал). Замечательный друг, заразительно увлечённый рассказчик-лектор, в конце концов — человек-праздник, как мы его называли. Человек, сыгравший важную роль и в рождении нашего издания — в далёком 1997 году именно он устроил переговоры создателей «Джаз.Ру» и будущих первых владельцев-издателей первого в России джазового интернет-издания… Николай Богайчук, известный мировому джазовому сообществу как Big Nick, ушёл из жизни в Москве днём 18 сентября. Причиной смерти стали последствия инсульта, перенесённого им 2 сентября.

Важное: семье БигНика в эти непростые дни нужна помощь. 
Для желающих помочь: номер карты Сбербанка 
5228600543390258 
(Виктория Анатольевна Б.)

ОБНОВЛЕНИЕ: Отпевание состоится 21 сентября 2023 в 11:30 в Храме-музее Святителя Николая в Толмачах (на территории комплекса зданий исторической Третьяковской галереи). Похороны пройдут 21.09.2023, ориентировочно в 13:30, на Востряковском (Северном) кладбище. Сектор номер 111, карта прохода к захоронению будет при входе на кладбище. Поминки пройдут в родном для Биг Ника и любимом всеми джаз-клубе «Эссе» на Пятницкой ул., 27, на первом этаже.
Подробности в обращении семьи Биг Ника в социальной сети ВКонтакте

Ему было всего 60. Николай Богайчук родился в Артёмовске (Украинская ССР) 12 июня 1963 года. Создал в родном городе дискотеку — не танцклуб, а центр распространения музыки и музыкальных знаний. Затем — телепрограмму на городском телевидении, посвящённую современной музыке… После распада СССР Николай оказался в Москве, где в 1994 г. занялся организацией музыкальной программы в недолго просуществовавшем клубе «Метро Экспресс». Там выступали Сергей Манукян, Вячеслав Горский и только что восстановленный после пяти лет небытия «Арсенал» Алексея Козлова. И хотя клуб вскоре закрылся, а Богайчук стал работать продавцом-консультантом в магазинах компакт-дисков, включая легендарное «Правительство звука», его связь с Алексеем Козловым больше не прерывалась. В 1997 г. Богайчук спродюсировал переиздание на компакт-дисках всего наследия ансамбля «Арсенал», выходившего на «Мелодии» в советский период. С этих четырёх дисков под общим названием «Опалённые временем» начался процесс переиздания наследия отечественного джаза, который год спустя, в 1998-м, заложил основу каталога новой компании звукозаписи — Boheme Music.

С Алексеем Козловым
С Алексеем Козловым

Там в 1998–99 гг. Богайчук спродюсировал десятки новых джазовых релизов — и переизданий (например, первое и единственное до сих пор переиздание в цифровом формате всех четырёх альбомов ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова, выходивших на ВФГ «Мелодия» в советский период), и новых альбомов, записанных отечественными музыкантам уже в постсоветский период.

Герман Лукьянов и Николай Богайчук
Герман Лукьянов и Николай Богайчук

В 2000-е Богайчук вошёл как независимый продюсер. Несколько лет он занимался CD-переизданиями из архивов бывшей ВФГ «Мелодия», к концу десятилетия один за другим начал выпускать уже и оригинальные релизы, в том числе и новые записи, сделанные легендами советского джаза, или посвящённые их творчеству: так, в дискографии отечественного джаза особняком стоит уникальная продюсерская работа Николая Богайчука — альбом авторской музыки пианиста Игоря Бриля, записанной не им, а его учениками (Дмитрий Илугдин, Иван Фармаковский, Володя Нестеренко, Николай Сидоренко, Алексей Иванников, Алексей Чернаков, Алексей Беккер, Евгений Лебедев, Марат Габбасов…) в честь 65-летия своего учителя (2009).

В 2012 г. Николай Богайчук возглавил музыкальное издательство ArtBeat Music, и большая часть его продюсерской деятельности в последующее десятилетие была связана с этим лейблом, выпустившим несколько десятков релизов на виниле и сотни — на компакт-дисках (не только джаз как таковой, но и импров, фьюжн, арт/прог-рок, даже фольклор…). Значительная часть оригинального творчества широчайшего спектра музыкантов отечественной джазовой сцены документирована альбомами, которые продюсировал или курировал как выпускающий продюсер Николай Богайчук.

Откликаясь на уход Николая из жизни, композитор и музыкант Александр Ростоцкий в комментарии в одной из соцсетей нашёл очень точные слова о Биг Нике:

[Он] очень активно жил, ездил на встречи, искал бюджеты, думал, предлагал неожиданные коллаборации. Он был выпускающим продюсером как минимум пяти моих альбомов. Всегда при встречах рассказывал о работе над новыми проектами, переживал, ругался, хохотал, мечтал.
Все музыканты, с которыми Коля дружил, в одно мгновение осиротели. Очень и очень горько… Светлая и добрая память.

Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017
Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017

А его лекции серии «Винтаж винил» в московском клубе «Эссе», его видеоподкасты «BigNick Pro Vinyl & Music» — несколько десятков выпусков, в которых он рассказывал о самой разной музыке (далеко не только о джазе), в том числе и цикл «Советский Джаз.РФ», в котором Биг Ник успел сделать около десятка весьма содержательных выпусков — в том числе с участием патриарха отечественной джазовой историографии Владимира Борисовича Фейертага, директора Центра исследования джаза Игоря Гаврилова и других специалистов, включая и автора этих слов…

А радиопрограммы, которые он делал несколько лет в рамках радиошоу Игоря Сандлера… Его обширная просветительская деятельность: сотни, тысячи людей пришли к изучению тех или иных музыкальных стилей, творчества тех или иных музыкантов, да и вообще к коллекционированию музыки благодаря Коле…

Обширнейшие планы, многие из которых были детально продуманы, другие — только намечены, но все очень важны и интересны…

Колоссальная коллекция отечественного (да и мирового) джаза на виниле… (А вот собрать все свои диски, особенно CD, которые Богайчук сам продюсировал и/или выпускал — не удосужился, и сам себя за это регулярно критиковал…)

Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)
Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)

И огромная любовь к музыке, захватывавшая всех в орбите его общения. Биг Ник не был музыковедом, у него не было музыкального образования. Он просто очень любил музыку, любил сильнее, чем иные музыковеды, да и (что уж там греха таить) глубже, чем многие музыканты. Эта всепоглощающая любовь и стала его главным наследием. Музыка, которую он любил — останется. Останется и музыка, которую он издал — а это была очень разная музыка. Но главное, с нами останется он сам, его светлая, праздничная душа: в записях, съёмках, проектах, которые он реализовал, и даже в тех, которые реализовать не успел.

Он иронически говорил о своём прозвище: «ну, Коля не маленький, поэтому — Биг Ник…» Коля действительно был большой человек — в любом смысле слова. Да и тему Джона Колтрейна «Big Nick», конечно, хорошо знал и очень любил.

Хотя любимым его альбомом Колтрейна были «Баллады» 1963 года — альбом, который он сам называл началом своего глубокого погружения в джаз. О том, как Биг Ник пришёл к музыке, ставшей смыслом и содержанием его жизни, он сам прекрасно рассказал в интервью «Джаз.Ру» 10 лет назад, когда готовился отмечать 50-летие. Тогда интервью вышло только в бумажной версии нашего издания, а сетевому читателю стала доступна пять лет спустя.

ЧИТАЕМ. Продюсер Николай Богайчук: о музыке с радостью и любовью

Коля, как жалко, как же жалко, что столько осталось незавершённого, нереализованного. Но как много сделано за четверть века! Это тоже часть столетней истории отечественного джаза, и весьма важная часть.

Выразить соболезнования жене Николая — Виктории, их дочерям, всей его замечательной семье, его коллегам и друзьям нас просили Владимир Фейертаг, Виктор Дубильер, Игорь Гаврилов… и буквально десятки тех, кто знал Биг Ника и работал с ним.

Светлая память тебе, дорогой наш друг. Пока неясно, как быть без тебя. Но спасибо тебе за то, что ты был в нашей жизни.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяМузыканты Урала и Москвы произведут в Челябинске столкновение фри-джаза и стилистики ECM
Следующая статьяВосьмой фестиваль «Кофе & Jazz» состоится в Павловске близ Санкт-Петербурга
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Безумно жаль, что такой человек покинул российское джазовое сообщество. Его имя и его огромная работа на благо джазового искусства останется с нами, в нашей памяти и в наших сердцах.

  2. Кирилл, большое спасибо за эти прекрасные слова. До сих пор не укладывается в голове. Светлая память, дорогой Коля!

  3. очень, очень печально… был знаком с Колей более 10 последних лет. Прекрасный, интересный человек во всех отношениях, популяризатор музыки с большой буквы

  4. С Николаем я впервые встретился в середине 90-х годов в «Джаз Арт» Клубе на «Беговой», он часто заглядывал туда на концерты. Мы сразу стали друг другу интересны и с тех пор поддерживали теплые, дружеские отношения. Печальное известие о его кончине ошарашило, я не смог сразу в это поверить, ведь мы только недавно с ним общались в ЭССЕ, делились джазовыми новостями.
    Уход Коли невосполнимая утрата! Он был и остается большой, значимой личностью в российском джазе. Невозможно переоценить его подвижническую, просветительскую, продюсерскую, издательскую деятельность.
    Он был Человеком с открытой Душой, доброжелательным отношением к людям, с хорошим чувством юмора и дружелюбной улыбкой.
    Ты остался с нами в своих изданиях. Самые светлые воспоминания о тебе будут жить в памяти музыкантов, меломанов, поклонников джаза.

Добавить комментарий для Александр Кремер Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.