VII форум российской джазовой индустрии Jazz Across Вorders впервые прошёл в Москве: репортаж

0
Открытие форума Jazz Across Borders-2025: Игорь Бутман, Роман Христюк, Игорь Бриль
Открытие форума Jazz Across Borders-2025: Игорь Бутман, Роман Христюк, Игорь Бриль
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

13 и 14 июня в российской столице впервые прошёл VII Международный форум-фестиваль Jazz Across Вorders (JAB). Первые шесть раз в 2017–2022 гг. он проходил в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Перенесённый в Москву, JAB-2025 был впервые проведён в рамках Московского джазового фестиваля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Общероссийский съезд участников и организаторов джазовой индустрии с обширным международным участием проходил в комплексе зданий близ Таганской площади, объединяющем легендарный Театр на Таганке и Джаз-клуб Игоря Бутмана: для форума было задействовано четыре площадки внутри театра, а также зал клуба, где после дневной деловой программы вечером шли выступления 11 коллективов, прошедших отбор для участия в шоукейсах JAB.

Программа включала панельные дискуссии, круглые столы и лекции (JAB Conference), мастер-классы (JAB Workshops), показы музыкальных проектов российским и зарубежным экспертам (JAB Showcases), встречи с лидерами индустрии (JAB Matchmaking), публичные прослушивания новой музыки (JAB Listening). ​Впервые в программу JAB были включены научный и образовательный треки: Форум джазовых педагогов и Школа джазовых продюсеров.

JAB Listening: эксперты Михаил Иконников, Бурак Сюлюнбаз, Антон Панкратов, модератор Кирилл Мошков

JAB-2025 посетили около 1500 гостей и более 100 спикеров из разных стран: продюсеры, программные директора фестивалей и клубов, музыкальные журналисты и критики, представители российских филармоний и лейблов, музыканты и педагоги. Среди зарубежных экспертов были Джуд Д’Суза, основатель Bahrein Jazz Fest (Бахрейн); Брахим Эль Мазнед, арт-директор Timitar Festival, эксперт ЮНЕСКО по культурной политике и креативным индустриям (Марокко); Кадир Дурсун, директор фестиваля Akra Jazz Festival (Турция); Бурак Сюлюнбаз, журналист, соучредитель журнала Dark Blue Notes (Турция); Георг Пфааб, генеральный директор букинг-агенства Prime Tours & Promotion (Германия); Фарадон Фонамнуаи, основатель сообщества джазовых музыкантов North Gate (Тайланд), Вардан Улиханян, основатель Ulikhanyan Jazz Club, и Рима Тигранян, пресс-секретарь Ulikhanyan Jazz Club (Армения).

В конференции также приняла участие команда Международного джазового фестиваля в Кейптауне: президент фестиваля, председатель группы компаний Sekunjalo и благотворительной организации Survé Philanthropies Икбал Сурве, генеральный директор Шармейн Кример и руководитель фестиваля Шакира Адамс (ЮАР).

Круглый стол «Джаз как часть культурной дипломатии»: Роман Христюк, Игорь Бутман, Мария Захарова, Икбал Сурве, Родриго де Лима Баэна Суарес
Круглый стол «Джаз как часть культурной дипломатии»: Роман Христюк, Игорь Бутман, Мария Захарова, Икбал Сурве, Родриго де Лима Баэна Суарес

Одним из центральных мероприятий деловой программы стал круглый стол «Джаз как часть культурной дипломатии». Роль джаза в построении отношений между странами в XXI веке обсудили: народный артист России, президент JAB Игорь Бутман; официальный представитель МИД России, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, крупнейший африканский предприниматель Икбал Сурве и Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации Родриго де Лима Баэна Соарес.

Говорит Игорь Бутман:

— С каждым годом становится всё больше связанных с джазом людей из разных городов. Они интересные, знающие, любознательные. У нас большой опыт и большой потенциал, и наши друзья, представители разных стран, ценят нашу дружбу, наше искусство и таланты. Несмотря на попытки «отменить» культуру, это сделать невозможно: нельзя отменить Пушкина, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Моцарта или Рави Шанкара. Мы с вами, энтузиасты джаза, доказываем здесь, что джазовое искусство не принадлежит какой-то определённой стране или нации— так же, как и классическая музыка или world music.

Открытая встреча с Народным артистом России Игорем Бутманом (слева модератор Роман Христюк)
Открытая встреча с Игорем Бутманом (слева модератор Роман Христюк)

50 джазовых коллективов подали заявки на участие в шоукейс-фестивале. По решению жюри в программе JAB Showcases выступили 11 ансамблей: Kle2Go, Катя Ямщикова, ансамбль Евгении Петерс и Дианы Владимировой, квартет Анны Ракита, Corpus Numero, Planck’sTone, Виктор Чаплыгин & V/V collective, трио Олега и Натальи Бутман, illo.trio, Crimson Pie и Юля Сидоренко, квартет Никиты Мочалина. В состав жюри JAB Showcases в этом году вошли: народный артист России Игорь Бутман, радиоведущий Михаил Иконников, арт-директор Клуба Алексея Козлова Араик Акопян и заслуженный артист РФ, музыкальный директор международного фестиваля «Будущее джаза» Павел Овчинников.

JAB Showcases: выступает ансамбль Planck’sTone
JAB Showcases: выступает ансамбль Planck’sTone

Еще один традиционный трек — JAB Listening — познакомил участников форума с 16 новыми альбомами российских музыкантов. Записи оценивали турецкий журналист Бурак Сюлюнбаз, радиоведущий Михаил Иконников и музыкальный продюсер сервиса Fonmix Антон Панкратов, модерировал главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.

После JAB Listening: Бурак Сюлюнбаз, Михаил Иконников
После JAB Listening: Бурак Сюлюнбаз, Михаил Иконников

На встречах тет-а-тет (Matchmaking sessions) состоялись диалоги участников форума с руководителями джаз-клубов и букинг-агентств России, Таиланда и Армении.

Впервые в истории в рамках Jazz Across Borders прошла Школа джазовых продюсеров, организованная совместно с академией «Меганом». С 11 по 14 июня 30 продюсеров из 13 регионов России проходили интенсивное обучение и работали над своими проектами под руководством наставников, в роли которых выступили: Елена Рябухина — программный директор Moscow Jazz Festival и всех фестивалей Фонда Игоря Бутмана, Алина Кретова — PR-директор Фонда Игоря Бутмана, Евгений Стодушный — директор Хора Минина, Дина Нургалеева — программный директор Jazz Across Borders, Мария Мельниченко — заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив, Екатерина Шубенко — финансовый директор фестиваля Ural Music Night. Куратор программы — Роман Христюк, сооснователь и директор Московского джазового фестиваля и форума Jazz Across Borders. В питчинг попали десять инициатив студентов Школы, чьи проекты оценивали участники жюри: генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Мария Мельниченко, министр культуры Архангельской области Оксана Светлова, генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко и руководитель службы музыкальной индустрии АНО «Таврида. Арт» Анна Храмова. Ряд проектов получил одобрение экспертов жюри и запланирован к реализации в будущем.

Презентация проектов участников Школы джазовых продюсеров на главной сцене Театра на Таганке
Презентация проектов участников Школы джазовых продюсеров на главной сцене Театра на Таганке

Первый Всероссийский научно-практический форум по джазовому образованию объединил преподавателей джазовых специальностей ВУЗов, колледжей, детских школ искусств, а также частных и негосударственных профильных учебных заведений. Был представлен проект Резолюции форума джазовых педагогов, обсуждение которого шло в джазовом педагогическом сообществе много недель. В документе содержатся краткий очерк истории преподавания джазовых дисциплин в России, структура современной системы джазового образования, понятийный аппарат, описание актуальных проблем и — самое главное — перспективы их решения. Представители джазового сообщества, принимавшие участие в разработке проекта, констатировали необходимость совершенствования образовательной системы в области джазового искусства и предложили ряд действий для достижения этой цели — в том числе выделение направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады» в отдельную укрупнённую группу специальностей и направлений высшего и среднего профессионального образования (под новым названием — в качестве рабочего принято «Эстрадное и джазовое искусство»), разработку новых профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, формирование в России профильного учебно-методического объединения, организацию ежегодной научно-практической конференции по джазовому образованию с запуском научного журнала и др. Представление и обсуждение проекта резолюции модерировал Кирилл Мошков («Джаз.Ру», Академия джаза, Центр исследования джаза). Резолюция Форума в течение ближайшего времени будет представлена во все инстанции, взаимодействие с которыми требуется для реализации предложенной программы действий.

Обсуждение резолюции: модератор Кирилл Мошков, первый заместитель директора Академии джаза Павел Овчинников, доцент ВАК Кристина Крит, декан факультета музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного института культуры Бениамин Саруханян, директор «Института музыки Ланот» Андрей Липатов

В программу Форума педагогов были также включены практические секции по вокалу, джазовой импровизации, работе с инструментальным ансамблем, круглые столы частных и государственных музыкальных школ, секции по изучению зарубежного опыта преподавания джаза и по научно-методической работе преподавателей, обсуждались темы детской психологии, построения личного бренда преподавателя.

Круглый стол частных учебных учреждений и индивидуальных педагогов-предпринимателей. Андрей Липатов, Людмила Сваровская, Кристина Крит, Денис Рыбаков, Юлия Асадуллина

После завершения Форума педагогов его участники делились впечатлениями:

Лев Слепнер (ансамбль «Маримба плюс», частный педагог):
– Невероятно счастлив быть причастным к такому профессиональному, красивому, круто организованному, продуманному форуму!

Юлия Асадуллина (вокал, фортепиано, частный педагог):
— Выражаю признательность и восхищение блестящей идеей и реализацией такого масштабного и невероятно важного проекта! Спасибо за то, что собрали столько талантливых педагогов и артистов и создали такую ценную среду для обмена опытом! Отдельное спасибо за о-очень интересную полезную программу форума — мы только успевали бегать из зала в зал)). Пусть отныне такой шикарный форум будет проходить каждый год!

Людмила Сваровская (вокалистка, руководитель частной школы Jazz Vocal School):
— Масштаб, уровень организации, душевная атмосфера — всё было на высоте! В очередной раз убеждаюсь, что музыкой занимаются удивительно красивые люди.

Ирина Остин (вокалистка, заслуженная артистка Республики Башкортостан, преподаватель Уфимского училища искусств и Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова):
— Потрясающее событие произошло в России — красивое и нужное! Спасибо огромное! Ура!

Посещаемость практически каждой секции форума была максимальной. Верный признак того, что форум Jazz Across Borders в высшей степени востребован джазовым сообществом.

ПОЛНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ О СОБЫТИЯХ JAZZ ACROSS BORDERS-2025 И ФОРУМА ДЖАЗОВЫХ ПЕДАГОГОВ (52 КАДРА):

Форум открывают Роман Христюк и два народных артиста РФ по имени Игорь Михайлович: Бутман (слева) и Бриль (справа)
Jazz Across Borders 2025: 13 июня
« из 52 »
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя