13 и 14 июня в российской столице впервые прошёл VII Международный форум-фестиваль Jazz Across Вorders (JAB). Первые шесть раз в 2017–2022 гг. он проходил в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Перенесённый в Москву, JAB-2025 был впервые проведён в рамках Московского джазового фестиваля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Общероссийский съезд участников и организаторов джазовой индустрии с обширным международным участием проходил в комплексе зданий близ Таганской площади, объединяющем легендарный Театр на Таганке и Джаз-клуб Игоря Бутмана: для форума было задействовано четыре площадки внутри театра, а также зал клуба, где после дневной деловой программы вечером шли выступления 11 коллективов, прошедших отбор для участия в шоукейсах JAB.
Программа включала панельные дискуссии, круглые столы и лекции (JAB Conference), мастер-классы (JAB Workshops), показы музыкальных проектов российским и зарубежным экспертам (JAB Showcases), встречи с лидерами индустрии (JAB Matchmaking), публичные прослушивания новой музыки (JAB Listening). Впервые в программу JAB были включены научный и образовательный треки: Форум джазовых педагогов и Школа джазовых продюсеров.

JAB-2025 посетили около 1500 гостей и более 100 спикеров из разных стран: продюсеры, программные директора фестивалей и клубов, музыкальные журналисты и критики, представители российских филармоний и лейблов, музыканты и педагоги. Среди зарубежных экспертов были Джуд Д’Суза, основатель Bahrein Jazz Fest (Бахрейн); Брахим Эль Мазнед, арт-директор Timitar Festival, эксперт ЮНЕСКО по культурной политике и креативным индустриям (Марокко); Кадир Дурсун, директор фестиваля Akra Jazz Festival (Турция); Бурак Сюлюнбаз, журналист, соучредитель журнала Dark Blue Notes (Турция); Георг Пфааб, генеральный директор букинг-агенства Prime Tours & Promotion (Германия); Фарадон Фонамнуаи, основатель сообщества джазовых музыкантов North Gate (Тайланд), Вардан Улиханян, основатель Ulikhanyan Jazz Club, и Рима Тигранян, пресс-секретарь Ulikhanyan Jazz Club (Армения).
В конференции также приняла участие команда Международного джазового фестиваля в Кейптауне: президент фестиваля, председатель группы компаний Sekunjalo и благотворительной организации Survé Philanthropies Икбал Сурве, генеральный директор Шармейн Кример и руководитель фестиваля Шакира Адамс (ЮАР).

Одним из центральных мероприятий деловой программы стал круглый стол «Джаз как часть культурной дипломатии». Роль джаза в построении отношений между странами в XXI веке обсудили: народный артист России, президент JAB Игорь Бутман; официальный представитель МИД России, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, крупнейший африканский предприниматель Икбал Сурве и Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации Родриго де Лима Баэна Соарес.
Говорит Игорь Бутман:
— С каждым годом становится всё больше связанных с джазом людей из разных городов. Они интересные, знающие, любознательные. У нас большой опыт и большой потенциал, и наши друзья, представители разных стран, ценят нашу дружбу, наше искусство и таланты. Несмотря на попытки «отменить» культуру, это сделать невозможно: нельзя отменить Пушкина, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Моцарта или Рави Шанкара. Мы с вами, энтузиасты джаза, доказываем здесь, что джазовое искусство не принадлежит какой-то определённой стране или нации— так же, как и классическая музыка или world music.

50 джазовых коллективов подали заявки на участие в шоукейс-фестивале. По решению жюри в программе JAB Showcases выступили 11 ансамблей: Kle2Go, Катя Ямщикова, ансамбль Евгении Петерс и Дианы Владимировой, квартет Анны Ракита, Corpus Numero, Planck’sTone, Виктор Чаплыгин & V/V collective, трио Олега и Натальи Бутман, illo.trio, Crimson Pie и Юля Сидоренко, квартет Никиты Мочалина. В состав жюри JAB Showcases в этом году вошли: народный артист России Игорь Бутман, радиоведущий Михаил Иконников, арт-директор Клуба Алексея Козлова Араик Акопян и заслуженный артист РФ, музыкальный директор международного фестиваля «Будущее джаза» Павел Овчинников.

Еще один традиционный трек — JAB Listening — познакомил участников форума с 16 новыми альбомами российских музыкантов. Записи оценивали турецкий журналист Бурак Сюлюнбаз, радиоведущий Михаил Иконников и музыкальный продюсер сервиса Fonmix Антон Панкратов, модерировал главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.

На встречах тет-а-тет (Matchmaking sessions) состоялись диалоги участников форума с руководителями джаз-клубов и букинг-агентств России, Таиланда и Армении.
Впервые в истории в рамках Jazz Across Borders прошла Школа джазовых продюсеров, организованная совместно с академией «Меганом». С 11 по 14 июня 30 продюсеров из 13 регионов России проходили интенсивное обучение и работали над своими проектами под руководством наставников, в роли которых выступили: Елена Рябухина — программный директор Moscow Jazz Festival и всех фестивалей Фонда Игоря Бутмана, Алина Кретова — PR-директор Фонда Игоря Бутмана, Евгений Стодушный — директор Хора Минина, Дина Нургалеева — программный директор Jazz Across Borders, Мария Мельниченко — заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив, Екатерина Шубенко — финансовый директор фестиваля Ural Music Night. Куратор программы — Роман Христюк, сооснователь и директор Московского джазового фестиваля и форума Jazz Across Borders. В питчинг попали десять инициатив студентов Школы, чьи проекты оценивали участники жюри: генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Мария Мельниченко, министр культуры Архангельской области Оксана Светлова, генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко и руководитель службы музыкальной индустрии АНО «Таврида. Арт» Анна Храмова. Ряд проектов получил одобрение экспертов жюри и запланирован к реализации в будущем.

Первый Всероссийский научно-практический форум по джазовому образованию объединил преподавателей джазовых специальностей ВУЗов, колледжей, детских школ искусств, а также частных и негосударственных профильных учебных заведений. Был представлен проект Резолюции форума джазовых педагогов, обсуждение которого шло в джазовом педагогическом сообществе много недель. В документе содержатся краткий очерк истории преподавания джазовых дисциплин в России, структура современной системы джазового образования, понятийный аппарат, описание актуальных проблем и — самое главное — перспективы их решения. Представители джазового сообщества, принимавшие участие в разработке проекта, констатировали необходимость совершенствования образовательной системы в области джазового искусства и предложили ряд действий для достижения этой цели — в том числе выделение направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады» в отдельную укрупнённую группу специальностей и направлений высшего и среднего профессионального образования (под новым названием — в качестве рабочего принято «Эстрадное и джазовое искусство»), разработку новых профстандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, формирование в России профильного учебно-методического объединения, организацию ежегодной научно-практической конференции по джазовому образованию с запуском научного журнала и др. Представление и обсуждение проекта резолюции модерировал Кирилл Мошков («Джаз.Ру», Академия джаза, Центр исследования джаза). Резолюция Форума в течение ближайшего времени будет представлена во все инстанции, взаимодействие с которыми требуется для реализации предложенной программы действий.

В программу Форума педагогов были также включены практические секции по вокалу, джазовой импровизации, работе с инструментальным ансамблем, круглые столы частных и государственных музыкальных школ, секции по изучению зарубежного опыта преподавания джаза и по научно-методической работе преподавателей, обсуждались темы детской психологии, построения личного бренда преподавателя.

После завершения Форума педагогов его участники делились впечатлениями:
Лев Слепнер (ансамбль «Маримба плюс», частный педагог):
– Невероятно счастлив быть причастным к такому профессиональному, красивому, круто организованному, продуманному форуму!
Юлия Асадуллина (вокал, фортепиано, частный педагог):
— Выражаю признательность и восхищение блестящей идеей и реализацией такого масштабного и невероятно важного проекта! Спасибо за то, что собрали столько талантливых педагогов и артистов и создали такую ценную среду для обмена опытом! Отдельное спасибо за о-очень интересную полезную программу форума — мы только успевали бегать из зала в зал)). Пусть отныне такой шикарный форум будет проходить каждый год!
Людмила Сваровская (вокалистка, руководитель частной школы Jazz Vocal School):
— Масштаб, уровень организации, душевная атмосфера — всё было на высоте! В очередной раз убеждаюсь, что музыкой занимаются удивительно красивые люди.
Ирина Остин (вокалистка, заслуженная артистка Республики Башкортостан, преподаватель Уфимского училища искусств и Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова):
— Потрясающее событие произошло в России — красивое и нужное! Спасибо огромное! Ура!

ПОЛНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ О СОБЫТИЯХ JAZZ ACROSS BORDERS-2025 И ФОРУМА ДЖАЗОВЫХ ПЕДАГОГОВ (52 КАДРА):