Как Эрролл Гарнер создавал оркестр на одном рояле: разбор леворучных паттернов

0
Erroll Garner (photo © Erroll Garner Jazz Project)
Erroll Garner (photo © Erroll Garner Jazz Project)

Эрролл Гарнер (Erroll Garner, 1921–1977) — один из самых узнаваемых пианистов в истории джаза. Несмотря на то, что он не умел читать ноты, его техника и чувство ритма позволяли ему создавать невероятно плотное и «оркестровое» звучание на рояле. Критик Скотт Яноу называл его «виртуозом, который звучал совершенно не так, как кто бы то ни было ещё».

Ключевой секрет его стиля — уникальная работа левой руки. В отличие от традиционного страйда или буги-вуги, Гарнер разработал собственный подход, сочетающий: ритмическую пульсацию (как у ударных), гармоническую насыщенность (как у контрабаса и духовых) и мелодическую подвижность (почти как у гитары или кларнета).

Гарнер редко играл стандартный страйд (бас — аккорд, бас — аккорд). Вместо этого его левая рука двигалась по ступеням аккорда, создавая эффект «шагающего баса» (например, в «Misty»). Использование октав и квинт вместо полных аккордов давало подвижность и чёткость. Гарнер мастерски добавлял синкопы между долями, создавая свинговое ощущение, и даже «рвал» длительности, оставаясь в общей пульсации.

Erroll Garner (фото © Gilles Petard/Redferns)
Erroll Garner (фото © Gilles Petard/Redferns)

Приведу пример из «Concert by the Sea» (Columbia, 1955). В «I’ll Remember April» левая рука играет не просто аккорды на сильные доли, а ритмические фигуры в духе ударных, поддерживая правую руку, но не заглушая её. Он мастерски сочетал триоли в левой руке с ровными восьмыми в правой. Это создавало эффект, будто левая рука — малый барабан (короткие и чёткие удары), а правая рука — тарелки (плавные мелодические линии).
СЛУШАЕМ: Erroll Garner «I’ll Remember April» (с альбома «Concert by the Sea»)

В «Nightconcert» (Mack Avenue Records, 2018, запись 1964) его версия «Over the Rainbow» начинается с триольного остинато в басу, поверх которого правая рука импровизирует почти вальсовые фразы. Гарнер очень любил добавлять в аккорды cекунды и кварты для «грязного» блюзового звучания и быстрые арпеджио, которые имитировали духовую секцию.
СЛУШАЕМ: Erroll Garner «Over the Rainbow» (с альбома «Nightconcert»)

Практические советы, как играть в стиле Гарнера:

  • Начните с простого «шагающего баса» (Eb–Bb–Eb–Ab в «Misty»).
  • Добавьте синкопы. Играйте аккорды не на «1 и 3», а на «и 2 и 4».
  • Экспериментируйте с триолями против ровных восьмых в правой руке.
  • Играйте «грязно». Добавляйте блюзовые ноты и секунды.

Почему это до сих пор актуально для большинства пианистов и музыкантов? Эрролл Гарнер доказал, что рояль может звучать как целый ансамбль, без сложных аранжировок или эффектов. Его стиль повлиял на Оскара Питерсона и его оркестровые пассажи, Ахмада Джамала (работа с пространством), да и на современных пианистов — например, на Роберта Гласпера.

Если хотите глубже изучить стиль Гарнера — рекомендую альбом «Symphony Hall Concert» (Octave Records, 1959), где его леворучные паттерны звучат особенно отчётливо.

Гарнеровский «оркестр на рояле» вдохновил не только западных музыкантов. Российский пианист Андрей Кондаков, называющий Гарнера своим первым кумиром, перенял его сочетание «азарта и логики» — особенно в импровизациях с квартетом Андрея Кондакова — Андрея Рябова в 1990-х. «Эрролл Гарнер умел соединить в себе и эмоцию, и расчетливость, и логику», — отмечал Андрей Кондаков в интервью «Джаз.Ру».

Материал подготовлен специально для «Джаз.Ру». Автор ведёт мастер-классы по джазовому фортепиано в Москве. Контакты

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя