Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». Концерты цикла будут идти в Малом зале Зарядья раз в месяц по четвергам — с 25 сентября 2025 по 14 мая 2026 гг. (полное расписание см. ниже).
В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста, историка джаза, главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представит целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте будут участвовать известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов (полный список участников см. ниже).

Ведущий цикла — главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
Говорит Кирилл Мошков:
— Иногда слышишь от людей: «Не знаю, понравится ли мне джаз? Ничего о джазе не знаю, но боюсь, что мне будет сложно». Я рассказываю людям о джазе уже 30 лет. В масс-медиа — как музыкальный журналист, со сцены — как ведущий джазовых фестивалей и концертов, в аудитории — как преподаватель. Вижу, что для заинтересованного слушателя лучше всего работает сочетание живого звучания джазовой музыки и рассказа о ней, о её истоках, основах, достижениях и путях развития. Это всё не так сложно, как кажется. Услышим живой, дышащий ритм джаза, узнаем о тех, кто создавал эту музыку, о путях, которыми она идёт и развивается, и наверняка научимся понимать её и любить. В конце концов, именно так в своё время произошло и со мной!
Расписание и участники концертов цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым»

25 сентября, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Истоки джаза»: Игорь Ямпольский, Полина Ямпольская и New Orleans Dreamers | КУПИТЬ БИЛЕТ
Молодые московские музыканты — энтузиасты ранних стилей джаза и предджазовой музыки Нового Орлеана, где зачатки будущего джазового искусства вызревали внутри захватывающе жизнерадостной уличной культуры с бодрыми ритмами и эксцентричными танцами. В Нью-Орлеане эта культура до сих пор жива, и проект «Мечтатели Нового Орлеана» убедительно делится с нами живыми свидетельствами. Барабанщик Игорь Ямпольский — знаток новоорлеанской традиции, он глубоко изучил ритмы ранней музыки Нового Орлеана, а вокалистка и танцовщица Полина Ямпольская в совершенстве владеет движениями тех танцев, которые под эти ритмы танцевали сто лет назад — и продолжают танцевать по сей день!

16 октября, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Диксиленд»: Moscow Ragtime Band | КУПИТЬ БИЛЕТ
Ветераны московской сцены традиционного джаза вместе с молодыми музыкантами — эксперты по правильному исполнению диксиленда, то есть традиционных стилей джаза 1910–20-х гг., эпохи молодости джаза, когда энергичная и бодрая музыка с американского Юга стремительно захватила весь мир. Мало того, традиционный джаз так и не утратил актуальности: после Второй мировой войны начался «диксиленд-ривайвл» — возрождение старого стиля, очарованию которого с радостью откликнулись новые поколения слушателей и музыкантов. В СССР в 1960-е ансамбли стиля диксиленд были чуть ли не в каждом городе. Многие из них выступали и десятилетия спустя! Из среды советских диксилендов пришёл и нынешний старейшина Moscow Ragtime Band, мастер традиционного джаза — кларнетист Игорь Тертычный; а, скажем, вокалистка ансамбля, поющая тромбонистка Анастасия Иванова, представляет молодое поколение. В 2022 г. она победила во втором сезоне телепроекта «Большой джаз», а в 2025-м была среди первых лауреатов Всероссийской профессиональной джазовой премии.

13 ноября, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Свинг»: Валерий Киселёв и Ансамбль классического джаза | КУПИТЬ БИЛЕТ
Ветеран джазовых оркестров Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, саксофонист и кларнетист Валерий Киселёв, лидер Ансамбля классического джаза — один из главных в российской столице специалистов по эпохе свинга, золотой эре 1930-х гг., когда под музыку в стиле свинг отплясывал весь мир. Эра свинга — единственная эпоха в истории джаза, когда джаз был действительно массово популярен. Свинг играли не только танцевальные оркестры: в этом стиле работали и небольшие ансамбли, и под их музыку можно было танцевать так же весело, как под биг-бэнды. «Чтобы хорошо играть, надо знать традиции!», говорит Киселёв. И уж кто-кто, а он-то традиции знает!

11 декабря, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Бибоп»: Виктория Каунова (вокал) и квартет Ильи Морозова | КУПИТЬ БИЛЕТ
В 1940-е годы в джазе случилась революция: молодые музыканты круто свернули от развлекательного танцевального свинга в сторону серьёзного концертного искусства. Во главе революции встали первопроходцы стиля бибоп — музыки яркой и захватывающей, но непростой. Солист Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана альт-саксофонист Илья Морозов — настоящий эксперт по эпохе бибопа. А его спутница жизни, вокалистка Виктория Каунова, превосходно знает творческую манеру певиц того времени, вводивших открытия инструменталистов-бибоперов в систему выразительных средств джазового вокала. Казалось бы, дела давно минувших дней? Ну нет: открытия создателей бибопа, Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, лежат в основе всего современного джазового искусства.

15 января 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Латин-джаз»: Ансамбль Жоандера Сантоса | КУПИТЬ БИЛЕТ
Вокалист, гитарист и композитор Жоандер Сантос — настоящий посол бразильской музыки в нашей стране — искушённый проводник в мир латиноамериканских ритмов, которые ярко и напористо вторглись в джаз в середине прошлого столетия и с тех пор стали признанной (и очень важной!) частью системы выразительных средств джазового искусства. Джаз, как губка, впитал ритмические и мелодические элементы сначала музыки Кубы и Карибских островов, а затем, уже в 1960-е гг., и Бразилии. Бразильские стили — босса-нова и самба — вошли во всемирный джазовый словарь, музыка Антонио Карлоса Жобима, Жуана Жильберту, Луиса Бонфа и Сержио Мендеса стала частью мирового джазового репертуара. Хотите принести публике радость, вызвать желание пританцовывать и прищёлкивать пальцами? Нужен латин-джаз!

12 февраля 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Кул-джаз»: Квартет Павла Скорнякова | КУПИТЬ БИЛЕТ
В середине XX века новые стили в джазе рождались один за другим. Не прошло и пяти лет с начала революции бибопа, как возник и отклик на неё: молодые музыканты-интеллектуалы отрекались от боповой эмоциональности и головоломного напора, создавая совершенно иное звучание — плотное, но сдержанное, стройное, серьёзное, умное, «прохладное», но при этом «крутое» (и то и другое по-английски — cool!). Майлз Дэйвис, Джерри Маллиган, Ли Кониц, Стэн Гетц, Чет Бейкер, Дейв Брубек, Пол Дезмонд, Чико Хэмилтон — благодаря этим музыкантам кул-джаз стал решающей ступенью на пути к серьёзному концертному искусству в джазе. Московский альт-саксофонист Павел Скорняков — один из лучших знатоков выразительных средств этого стиля на отечественной сцене.

12 марта 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Модальный джаз»: Квартет Дмитрия Мосьпана | КУПИТЬ БИЛЕТ
Один из самых известных тенор-саксофонистов российского джаза Дмитрий Мосьпан глубоко изучил и искусно применяет модальную технику импровизации, которая пришла в джаз во второй половине 1950-х. Исследуя возможности джазовой импровизации, музыканты того времени — например, трубач Майлз Дэйвис, пианист Билл Эванс и особенно саксофонист Джон Колтрейн — обнаружили, что могут выскочить за пределы аккордовых последовательностей, то есть гармонических сеток, внутри которых в джазе на протяжении полувека импровизировали все. Оказалось, что использование «модальности» — импровизации внутри не аккордов, а ладов, бесконечно изменчивых звукорядов — может открыть новую выразительность: гипнотическую, завораживающую, погружающую в транс или нирвану. Казалось, возможности модальной (или ладовой) импровизации безграничны!

16 апреля 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Фри-джаз»: Алексей Круглов и «Круглый бенд» | КУПИТЬ БИЛЕТ
Саксофонист и композитор Алексей Круглов — один из лидеров российского «нового джаза», а «новый джаз» — результат эволюции множества поисковых, экспериментальных, авангардных стилей джазового искусства, произошедших от «свободного джаза» 1960-х гг. Продолжая линию освобождения искусства джаза от оков коммерции, первопроходцы фри-джаза экспериментировали с отказом не только от гармонической сетки, но и от гармонии вообще, а затем и от мелодии, и от ритма. По логике вещей, дальше уже был либо «белый шум», либо полная тишина. Однако, дойдя до крайних пределов, творцы фри-джаза открыли за ними новую красоту — весьма своеобразную, часто пугающую, но по-своему завораживающую. Если не бояться открывающихся зияющих высот, в звучаниях фри-джаза можно обнаружить много любопытного! Хотя после этой финальной революции в развитии выразительных средств джаза уже прошло больше полувека, идеи фри-джаза до сих пор влекут многих музыкантов: их так и тянет хотя бы попробовать ненадолго занырнуть в его гипнотически манящие глубины. Нырнём и мы — под руководством опытного дайвера-инструктора, в роли которого на этот вечер выступит Алексей Круглов!

14 мая 2026, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Кроссовер и фьюжн»: Анна Королева и ансамбль «Арсенал» Алексея Козлова | КУПИТЬ БИЛЕТ
Вынырнув из пучины фри-джаза, многие музыканты начала 1970-х обнаружили, что новые поколения слушателей захвачены уже не джазом, а более молодой ветвью музыкального искусства — рок-музыкой. Чтобы обратиться к молодёжи, многие джазмены того времени внимательно исследовали возможности рока — и обнаружили, что на языке джазовой импровизации можно вполне органично говорить и в новой звуковой среде гипнотических ровных ритмов и громких электрифицированных звучаний рока. Так родился джаз-рок. Первым в отечественном джазе эту эволюцию успешно прошёл саксофонист Алексей Козлов: в 60-е он двигался от модального джаза к фри-джазу — но там, у крайних пределов развития импровизации, возможностей дальнейшего роста он не увидел. Новый путь открылся ему в джаз-роке, и вместе с эволюцией новых стилей Козлов пришёл к более развитым и сложным стилям — фьюжн и кроссовер, где к элементам языка и звучания рока и джаза добавились звуковые краски мирового фольклора и глубокие идеи академической музыки. Народный артист РФ Алексей Козлов осенью 2025 г. готовится отметить 90-летие и сам уже не выступает, но в свой ансамбль «Арсенал», с которым работал с 1973 г., ввёл нового солиста, точнее солистку: это саксофонистка (а в других своих проектах — и пианистка, и вокалистка) Анна Королёва. Девятимесячный цикл нашего знакомства с джазовой историей символично завершает один из самых именитых коллективов в истории отечественного джаза!
БИЛЕТЫ ОНЛАЙН: ВСЕ ДАТЫ ЦИКЛА НА ВЫБОР