«Джазовые истории с Кириллом Мошковым» в Зарядье: второй концерт цикла!

0
Moscow Ragtime Band
Moscow Ragtime Band
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Как мы уже сообщали, каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представлят целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.

16 октября, четверг, 19:00, Малый зал. Второй концерт цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Диксиленд»: Moscow Ragtime Band | КУПИТЬ БИЛЕТ

Moscow Ragtime Band
Moscow Ragtime Band

Словом «диксиленд» в России привыкли называть ансамбли традиционного джаза — ранней джазовой музыки, сформировавшейся в Новом Орлеане на рубеже XIX и XX веков. Сам термин происходит от традиционного наименования Юга США: Диксиленд (или просто Дикси) — это 11 рабовладельческих южных штатов, которые в 1861 г. вышли из состава США, сформировав свою Конфедерацию. Юг потерпел поражение в гражданской войне 1861–65 гг., но белые южане до сих пор неформально именуют свой край словом «Дикси». Кстати, именно из-за ассоциаций с рабовладельческим прошлым чёрные музыканты не приемлют термин «диксиленд»: они называют свою музыку «традиционный джаз» или «новоорлеанский джаз». В нынешней Америке стиль «диксиленд» — это не вообще любая джазовая архаика, а только традиционный джаз в исполнении белых музыкантов. Поэтому для лучшего взаимопонимания с музыкантами историки джаза и музыкальные критики теперь чаще употребляют именно термин «традиционный джаз».

В первые десятилетия прошлого века джаз стремительно разнёсся из Нового Орлеата по всей Америке: с началом Первой мировой войны и массовой миграцией чёрных американцев на Север началось бурное развитие джаза в Чикаго, в Нью-Йорке в 1917 г. вышла первая грампластинка с записью джаза (ансамбль белых музыкантов-самоучек из Нью-Орлеана Original Dixieland Jazz Band), и в течение первой половины 1920-х джаз, как пожар, охватил весь мир. В 1920-е джаз исполняли уже не только гастролирующие американские музыканты: во многих странах первыми записями джаза стали пластинки местных артистов, осваивавших новые звучания. В начале 1920-х джаз уже играют в Британской Индии, в международном порту Шанхай в Китае, в Южной Африке, в Австралии, Японии, Турции, Норвегии — и даже в СССР (местные ансамбли — с 1922, зарубежные гастролёры — с 1926 г.).

1918, рекламная открытка Original Dixieland Jazz Band: слева направо — Тони Сбарбаро, Дэдди Эдвардс, Ник Ла Рокка, Ларри Шилдз, Генри Рагас

Уже в те годы джазмены стремились к развитию новых форм и звучаний, мечатая о превращении джаза из развлекательной танцевальной музыки в престижное концертное искусство. В 1940-е был сделан решительный шаг к выходу из прокуренных ночных клубов на большие концертные сцены: родился и начал бурно развиваться модерн-джаз — стили бибоп, кул-джаз, прогрессив-джаз, затем хардбоп, постбоп и т.д. Танцевать под серьёзный модерн-джаз было уже сложно: это была музыка для слушания, причём слушания сидя. Музыкальный язык стремительно усложнялся, и с середины столетия началось признание модерн-джаза новым видом большого музыкального искусства. Но традиционный джаз не полностью растворился в этой эволюции. Он выжил!

Как реакция на развитие модерн-джаза, в 1940-е — 1950-е гг. пышно расцвёл Dixieland revival, буквально «возрождение диксиленда». Энтузиасты «диксиленд-ривайвла» считали модерн-джаз отходом от джазовой традиции и стремились к восстановлению стилистики и эстетики традиционного (новоорлеанского и чикагского) джаза 1920-х гг. Этот «возрождённый» диксиленд (точнее, традиционный джаз), резонировавший с общей ностальгией по «ретро», заново распространился по всему миру.

Легендарный Ленинградский Диксиленд, середина 1960-х (фонд АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса)
Легендарный «Ленинградский Диксиленд», фото середины 1960-х (фонд АНО «Центр исследования джаза», коллекция Натана Лейтеса)

В 1960-е в СССР чуть ли не в каждом городе был самодеятельный диксиленд, а то и не один! То поколение энтузиастов ранней джазовой музыки уже почти сошло со сцены, но и до сих пор на джазовых фестивалях в одном ряду со сложными стилями модерн-джаза часто звучит и горячий, ностальгически-искренний традиционный джаз.

В составе «Москоу Регтайм Бэнда» — ветераны московской сцены традиционного джаза вместе с молодыми музыкантами, эксперты по правильному исполнению традиционного джаза. Из среды советских диксилендов пришёл нынешний старейшина Moscow Ragtime Band, мастер традиционного джаза — кларнетист Игорь Тертычный; а, скажем, вокалистка ансамбля, поющая тромбонистка Анастасия Иванова, представляет молодое поколение. В 2022 г. она победила во втором сезоне телепроекта «Большой джаз», а в 2025-м была среди первых лауреатов Всероссийской профессиональной джазовой премии.

Moscow Ragtime Band (художественный руководитель Константин Гевондян):

  • Игорь Тертычный — кларнет, саксофон, вокал
  • Алексей Панкратов — тромбон, баритон-саксофон, труба, вокал
  • Анастасия Иванова — тромбон, вокал
  • Георгий Яшагашвили — гитара, банджо
  • Григорий Иванов — фортепиано
  • Станислав Черёмушкин — туба
  • Игорь Ямпольский — барабаны

Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
16 октября, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00КУПИТЬ БИЛЕТ

ВИДЕО: Moscow Ragtime Band «Si tu vois ma mère» (Sidney Bechet)

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя