Басист Антон Горбунов рассказывает о своём биг-бэндовом альбоме «Роза ветров»

0
обложка альбома
обложка альбома
.erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Антон Горбунов «Роза ветров. Пьесы для биг-бэнда» (Jazzist, 2025)

Басист Антон Горбунов — один из самых известных и востребованных российских мастеров «нижнего этажа» звуковой ансамблевой ткани, одинаково хорошо владеющий как бас-гитарой, так и контрабасом. Его авторитет в музыкальном сообществе основан не только на виртуозной технике и стилистической универсальности, но и на его авторской музыке. Разноплановые пьесы Горбунова регулярно звучат в исполнении малых составов с его участием, которые играют в современных джазовых стилях — джаз-роке, фьюжн, камерном джазе. Однако давней мечтой Антона была подготовка авторской программы, аранжированной для полноценного джазового биг-бэнда. Ещё в 2023 году «Джаз.Ру» публиковал призыв к сбору средств на запись такого альбома методом краудфандинга. И вот, наконец, альбом готов: он вышел на московском лейбле Jazzist. Антон Горбунов подробно рассказал нашему изданию об этой работе. Интервью можно прочитать глазами чуть ниже, а можно просмотреть и прослушать на видео (продолжительность 9 мин. 50 сек.).

— Подготовка была очень длительная. Идея витала давно, на самом деле, очень давно. А с 2022 года я начал подготовку к этому альбому, готовил аранжировки. Хотелось дать какую-то жизнь моим пьесам, которые скопились на протяжении где-то 25-30 лет. Это была работа серьёзная, на самом деле, не всё складывалось, как хотелось, потому что не все пьесы подходили для биг-бэнда. В общем, реализовалось всё только в 2024 году, к осени, когда мы вышли на финишную прямую. Я поговорил с Петром Востоковым, руководителем Большого джазового оркестра, и Петя не отказал мне — хотя музыка в этом стиле, конечно, не самый его любимый конёк. Но он сказал: почему нет, давай попробуем. И мы попробовали, у нас получилось очень хорошо. Долго занимались постпродакшн (обработкой записанного материала: сведением, мастерингом и т.п. — Ред.), чтобы это именно звучало хорошо, и мне результат нравится.

Расскажи, пожалуйста, поподробнее о репертуаре альбома.

В альбом входят мои пьесы, которые я исполнял с разными составами уже довольно давно. Мы выбрали восемь пьес, из них две песни, слова для которых тоже написал я, и тоже довольно давно. Альбом называется «Роза ветров», это название одной из моих центральных пьес, которую я довольно часто исполняю в малых составах, в квинтете. Пьеса «Старый самолёт» вошла как бонус-трек, поскольку времени не хватило нам записать её в студии, и мы записали её с биг-бэндом прямо здесь, в Клубе Алексея Козлова… Потом «Дворник», пьеса, я бы сказал, юморная, с долей хорошего сарказма, которую я довольно часто раньше играл в квартете, когда мы играли с вибрафоном… Пьесу «Пляжное настроение» аранжировал Виталий Владимиров, мой старинный-старинный приятель из Екатеринбурга, тромбонист, у которого свой биг-бэнд, преподаватель джазового отделения училища им. Чайковского в Екатеринбурге. Две песни сделал Дмитрий Серебров из Санкт-Петербурга: «Солнце в окне» и «Твист Ностальгия»… По инструментальному составу: бас-гитара и Большой Джазовый Оркестр, биг-бэнд не с контрабасом, а более такое роковое направление. Бас-гитара, барабаны более современного звучания, у них настройка другая совсем… и клавишные.

Я попросил Антона Баронина, он сыграл три пьесы; четыре пьесы играл Дмитрий Илугдин, и одну сыграл пианист Петра Востокова, когда мы играли в клубе. На гитаре сыграл прекрасный молодой гитарист Владислав Савенков, на барабанах Александр Кульков. В бонус-треке на барабанах играет Алексей Баев.

С оркестром играли приглашённые мной солисты был солист. Человек, с которым я часто очень сотрудничаю: на саксофонах сыграл Антон Залетаев. Соло на трубе сыграл Иван Акатов

Антон Горбунов
Антон Горбунов

В чём актуальность аранжировки этого джаз-рокового материала для оркестра?

Это совсем другие краски. Во-первых, аранжировка для малого состава подразумевает всё-таки такое, скажем, узкое исполнение, зажатое. А аранжировка для биг-бэнда это уже широкая тема, когда ты можешь услышать вообще совсем другие краски. Когда играет духовая секция, и темы, которые я представлял, это… Это вообще другой уровень, просто другой уровень восприятия. Мне это нравилось, хотелось это сделать. Я бы с удовольствием ещё нахлопал штук 10, наверное. С удовольствием! Ну, будет возможность может быть, даже и с симфоническим или большим смешанным оркестром… Именно вот эти пьесы подошли бы, но я бы ещё, говорю, не ограничился, я бы ещё сделал, потому что это совсем другие звуковые краски. Я бы с удовольствием сыграл концерт ещё, может быть и не один. Это предполагает продолжение. Ну, в плане фестивальном там, концертном…

Я надеюсь, всё-таки состоится такой проект в ноябре: у меня есть договорённость в Белгородской филармонии сыграть это с местным биг-бэндом под управлением Игоря Овчарова. И с Сергеем Васильевым мы разговаривали не раз, он руководит биг-бэндом в Казани… Я хотел бы, чтобы эту музыку играли биг-бэнды в принципе, то есть ты высылаешь программу, материалы, они смотрят, и приезжаешь сыграть…

Несколько лет назад, когда форум Jazz Across Borders в последний раз проходил в Санкт-Петербурге, там был круглый стол руководителей биг-бэндов со всей страны: там был и Сергей Васильев (Филармонический биг-бэнд Татарстана), там был и Пётр Востоков, и все как один жаловались на отсутствие репертуара. По кругу ходят одни и те же аранжировки… И как будто природа ответила: люди стали делать программы биг-бэндовых аранжировок своей авторской музыки. Сначала Алексей Подымкин, теперь вот твой альбом вышел. Ты представляешь себе собственные гастроли по, допустим, 10 городам, где есть биг-бэнды?

Согласен, биг-бэндов много, действительно. Вопрос в организации. Вообще с этим всегда самая большая проблема. Когда начинаешь проект, ты же не задумываешься, а как это будет дальше… Ну, то есть, ты задумываешься, но когда начинаешь погружаться в детали… Руководители биг-бэндов говорят: да, о, клёво, мы поставим в репертуар и будем иметь в виду… но пока не происходит ничего, а они же зависят тоже, на самом деле, от государственных структур, филармонических структур, скорее всего каких-то экономических нюансов не могут себе позволить. А кому-то это просто неинтересно. Я очень надеюсь… очень, вернее, хотелось бы, чтобы это произошло. Я бы с удовольствием эту программу несколько раз показал в разных городах.

Надеюсь, что это интервью смотрят и люди, от которых это зависит: на фестивалях, в филармониях, руководители бэндов… и они сделают соответствующие выводы!

АЛЬБОМ НА 9 ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ПРЯМО ЗДЕСЬ
:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Даниэль Адиянц выпустил дебютный альбом «Обыкновенное чудо»
Следующая статьяВ Музее Победы на Поклонной горе представили проект «Бессмертный джаз-оркестр»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя