Басист Антон Горбунов рассказывает о своём биг-бэндовом альбоме «Роза ветров»

0
обложка альбома
обложка альбома

Антон Горбунов «Роза ветров. Пьесы для биг-бэнда» (Jazzist, 2025)

Басист Антон Горбунов — один из самых известных и востребованных российских мастеров «нижнего этажа» звуковой ансамблевой ткани, одинаково хорошо владеющий как бас-гитарой, так и контрабасом. Его авторитет в музыкальном сообществе основан не только на виртуозной технике и стилистической универсальности, но и на его авторской музыке. Разноплановые пьесы Горбунова регулярно звучат в исполнении малых составов с его участием, которые играют в современных джазовых стилях — джаз-роке, фьюжн, камерном джазе. Однако давней мечтой Антона была подготовка авторской программы, аранжированной для полноценного джазового биг-бэнда. Ещё в 2023 году «Джаз.Ру» публиковал призыв к сбору средств на запись такого альбома методом краудфандинга. И вот, наконец, альбом готов: он вышел на московском лейбле Jazzist. Антон Горбунов подробно рассказал нашему изданию об этой работе. Интервью можно прочитать глазами чуть ниже, а можно просмотреть и прослушать на видео (продолжительность 9 мин. 50 сек.).

— Подготовка была очень длительная. Идея витала давно, на самом деле, очень давно. А с 2022 года я начал подготовку к этому альбому, готовил аранжировки. Хотелось дать какую-то жизнь моим пьесам, которые скопились на протяжении где-то 25-30 лет. Это была работа серьёзная, на самом деле, не всё складывалось, как хотелось, потому что не все пьесы подходили для биг-бэнда. В общем, реализовалось всё только в 2024 году, к осени, когда мы вышли на финишную прямую. Я поговорил с Петром Востоковым, руководителем Большого джазового оркестра, и Петя не отказал мне — хотя музыка в этом стиле, конечно, не самый его любимый конёк. Но он сказал: почему нет, давай попробуем. И мы попробовали, у нас получилось очень хорошо. Долго занимались постпродакшн (обработкой записанного материала: сведением, мастерингом и т.п. — Ред.), чтобы это именно звучало хорошо, и мне результат нравится.

Расскажи, пожалуйста, поподробнее о репертуаре альбома.

В альбом входят мои пьесы, которые я исполнял с разными составами уже довольно давно. Мы выбрали восемь пьес, из них две песни, слова для которых тоже написал я, и тоже довольно давно. Альбом называется «Роза ветров», это название одной из моих центральных пьес, которую я довольно часто исполняю в малых составах, в квинтете. Пьеса «Старый самолёт» вошла как бонус-трек, поскольку времени не хватило нам записать её в студии, и мы записали её с биг-бэндом прямо здесь, в Клубе Алексея Козлова… Потом «Дворник», пьеса, я бы сказал, юморная, с долей хорошего сарказма, которую я довольно часто раньше играл в квартете, когда мы играли с вибрафоном… Пьесу «Пляжное настроение» аранжировал Виталий Владимиров, мой старинный-старинный приятель из Екатеринбурга, тромбонист, у которого свой биг-бэнд, преподаватель джазового отделения училища им. Чайковского в Екатеринбурге. Две песни сделал Дмитрий Серебров из Санкт-Петербурга: «Солнце в окне» и «Твист Ностальгия»… По инструментальному составу: бас-гитара и Большой Джазовый Оркестр, биг-бэнд не с контрабасом, а более такое роковое направление. Бас-гитара, барабаны более современного звучания, у них настройка другая совсем… и клавишные.

Я попросил Антона Баронина, он сыграл три пьесы; четыре пьесы играл Дмитрий Илугдин, и одну сыграл пианист Петра Востокова, когда мы играли в клубе. На гитаре сыграл прекрасный молодой гитарист Владислав Савенков, на барабанах Александр Кульков. В бонус-треке на барабанах играет Алексей Баев.

С оркестром играли приглашённые мной солисты был солист. Человек, с которым я часто очень сотрудничаю: на саксофонах сыграл Антон Залетаев. Соло на трубе сыграл Иван Акатов

Антон Горбунов
Антон Горбунов

В чём актуальность аранжировки этого джаз-рокового материала для оркестра?

Это совсем другие краски. Во-первых, аранжировка для малого состава подразумевает всё-таки такое, скажем, узкое исполнение, зажатое. А аранжировка для биг-бэнда это уже широкая тема, когда ты можешь услышать вообще совсем другие краски. Когда играет духовая секция, и темы, которые я представлял, это… Это вообще другой уровень, просто другой уровень восприятия. Мне это нравилось, хотелось это сделать. Я бы с удовольствием ещё нахлопал штук 10, наверное. С удовольствием! Ну, будет возможность может быть, даже и с симфоническим или большим смешанным оркестром… Именно вот эти пьесы подошли бы, но я бы ещё, говорю, не ограничился, я бы ещё сделал, потому что это совсем другие звуковые краски. Я бы с удовольствием сыграл концерт ещё, может быть и не один. Это предполагает продолжение. Ну, в плане фестивальном там, концертном…

Я надеюсь, всё-таки состоится такой проект в ноябре: у меня есть договорённость в Белгородской филармонии сыграть это с местным биг-бэндом под управлением Игоря Овчарова. И с Сергеем Васильевым мы разговаривали не раз, он руководит биг-бэндом в Казани… Я хотел бы, чтобы эту музыку играли биг-бэнды в принципе, то есть ты высылаешь программу, материалы, они смотрят, и приезжаешь сыграть…

Несколько лет назад, когда форум Jazz Across Borders в последний раз проходил в Санкт-Петербурге, там был круглый стол руководителей биг-бэндов со всей страны: там был и Сергей Васильев (Филармонический биг-бэнд Татарстана), там был и Пётр Востоков, и все как один жаловались на отсутствие репертуара. По кругу ходят одни и те же аранжировки… И как будто природа ответила: люди стали делать программы биг-бэндовых аранжировок своей авторской музыки. Сначала Алексей Подымкин, теперь вот твой альбом вышел. Ты представляешь себе собственные гастроли по, допустим, 10 городам, где есть биг-бэнды?

Согласен, биг-бэндов много, действительно. Вопрос в организации. Вообще с этим всегда самая большая проблема. Когда начинаешь проект, ты же не задумываешься, а как это будет дальше… Ну, то есть, ты задумываешься, но когда начинаешь погружаться в детали… Руководители биг-бэндов говорят: да, о, клёво, мы поставим в репертуар и будем иметь в виду… но пока не происходит ничего, а они же зависят тоже, на самом деле, от государственных структур, филармонических структур, скорее всего каких-то экономических нюансов не могут себе позволить. А кому-то это просто неинтересно. Я очень надеюсь… очень, вернее, хотелось бы, чтобы это произошло. Я бы с удовольствием эту программу несколько раз показал в разных городах.

Надеюсь, что это интервью смотрят и люди, от которых это зависит: на фестивалях, в филармониях, руководители бэндов… и они сделают соответствующие выводы!

АЛЬБОМ НА 9 ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ ПРЯМО ЗДЕСЬ
:

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Даниэль Адиянц выпустил дебютный альбом «Обыкновенное чудо»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя