Каждый месяц с сентября 2025 по май 2026 гг. Московский концертный зал «Зарядье» представляет концерты нового музыкально-просветительского концертного цикла «Джазовые истории с Кириллом Мошковым». В цикле концертов с комментариями музыкального журналиста и историка джаза Кирилла Мошкова каждый из девяти вечеров представляет целую эпоху: от истоков джаза — к диксиленду, свингу, бибопу. Чем дальше, тем ближе к сегодняшнему дню: отдельные концерты представят латин-джаз, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз, кроссовер и фьюжн. В каждом концерте участвуют известные российские джазовые коллективы, вместе с которыми автор цикла сформировал программы концертов.
13 ноября, четверг, 19:00, Малый зал. «Джазовые истории с Кириллом Мошковым. Свинг»: Валерий Киселев и Ансамбль классического джаза | КУПИТЬ БИЛЕТ
В середине 1930-х гг. весь мир захватил новый джазовый стиль — свинг. Слово многозначное: это и качели, и размах, и даже характерный удар битой по мячу в бейсболе. Но главное для нас значение слова swing — новаторский ритмический приём, который джазовые ансамбли и оркестры освоили как раз в то десятилетие. Словами объяснить свинг возможно, но сложно. Проще его почувствовать — как ощущение непрерывного ускорения ритма, хотя на самом деле темп не меняется. Под свингующий ритм ноги сами шли в пляс, ведь свинг был танцевальной музыкой, популярной музыкой той эпохи.
Джазовые концерты, где публика сидит и слушает, были делом редким и непривычным. Под джаз ходили танцевать, джаз играли в танцзалах. Джазмен был прежде всего развлекателем. Но при этом чем дальше, тем больше в джазе росла роль профессионального мастерства. Джаз эпохи свинга — уже не полуфольклорная стихия, как было в Новом Орлеане. Это профессиональная музыка, которая всё больше осознаёт себя как отдельный, новый вид музыкального ремесла. Ещё чуть-чуть, ещё один шаг — и прозвучат слова «новый вид музыкального искусства»! Собственно, они и звучат: композитор и пианист Дюк Эллингтон уже в конце 1920-х осознаёт себя как артиста, автора, творца, а не просто профессионального развлекателя. Но Дюк и его оркестр — пока что единичное явление. Эллингтон говорит: «джаз — это музыка, а свинг — только бизнес». О да, в 1930-е и вплоть до конца Второй Мировой войны свинг — очень большой бизнес!

Мощная, моторная танцевальная музыка свинга, как и джаз в целом — прежде всего музыка личностей, и ведущие музыканты эпохи обретают звёздный статус за счёт своей оригинальности, своих отличий от других артистов. Поскольку Америка 1930-х всё ещё очень расистская страна, самые известные звёзды свинга — белые: кларнетист Бенни Гудман, его соперники и коллеги Арти Шо и Вуди Херман, быстро догоняющие их по популярности своих оркестров братья Дорси — тромбонист Томми и саксофонист Джимми, и затем, уже на излёте эпохи свинга — тромбонист Гленн Миллер, жизнь которого в 1944 г. обрывает война… Но именно в этот период стремительно набирают известность и афроамериканские свинговые оркестры, во главе которых стоят пианисты Уильям «Каунт» Бэйси и Эрл «Фаза» Хайнс, шоумены — танцующий вокалист Кэб Кэллоуэй и дирижирующий саксофонист Джимми Лансфорд… Особняком, но впереди большинства чёрных коллективов стоит и оркестр Дюка Эллингтона.
Вообще биг-бэндов, с их громким звуком и драматично-контрастными аранжировками, в этот период в джазе великое множество — «эпоха свинга» даже воспринимается задним числом как синоним «эры биг-бэндов». Но в этом стиле работало и множество восхитительных малых составов, иногда с теми же лидерами во главе: септет Каунта Бэйси с непревзойдённым новатором тенор-саксофона Лестером Янгом; трио и квартет Бенни Гудмана, где впервые в американском шоу-бизнесе белый музыкант играл с чёрными коллегами, пианистом Тедди Уилсоном и вибрафонистом Лайонелом Хэмптоном; ансамбль самого Хэмптона — и, наконец, многочисленные малые составы под руководством ведущих солистов оркестра Дюка Эллингтона… В эпоху свинга было что поиграть небольшим инструментальным ансамблем! Собственно, именно этот формат звучания стилистики свинга и представляет Ансамбль классического джаза Валерия Киселева.

Валерий Киселев и Ансамбль классического джаза — опытнейший коллектив, прекрасно владеющий всеми стилями раннего джаза, но особо ценящий изысканные звучания малых составов эпохи свинга. Саксофонист и кларнетист Валерий Киселев в джазе уже более полувека. Родом из Шуи (Ивановская обл.), он заболел джазом, когда в СССР в начале 60-х «повторным экраном» показывали американский фильм 1941 года «Серенада Солнечной долины» с оркестром Гленна Миллера. Было в его жизни и Ивановское музыкальное училище по классу баяна, но параллельно Валерий осваивал кларнет, а затем храбро заиграл на саксофоне в оркестре Ивановской шпульно-катушечной фабрики, позанимавшись перед этим на «саксе» всего один день. Потом была Московская государственная консерватория, выступления в симфонических оркестрах (на кларнете, естественно) и с 1983 г. — легендарный джаз-оркестр «Современник» п/у Анатолия Кролла, где Киселев стал концертмейстером секции саксофонов. Последовала череда работ в профессиональных джазовых коллективах — ансамбле Германа Лукьянова «Каданс», Государственном камерном оркестре джазовой музыки п/у Олега Лундстрема — а также и в Большом концертном оркестре Гостелерадио СССР п/у Юрия Силантьева, а затем в Российском государственном академическом симфоническом оркестре кинематографии п/у Сергея Скрипки… С 1992 г. Валерий Киселев руководит собственным ансамблем, который в последние два десятилетия гордо именуется Ансамблем классического джаза.
Состав на 13 ноября 2025: Валерий Киселев — тенор-саксофон, кларнет; Александр Поздеев — гитара; Дмитрий Яковлев — фортепиано; Евгений Печников — контрабас; Андрей Филиппов — ударные
Рассказчик — Кирилл Мошков, главный редактор и издатель журнала и интернет-портала «Джаз.Ру» (Москва), с 2018 г. также соучредитель и директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 г. параллельно с исследовательской и публицистической деятельностью Кирилл Мошков преподаёт курс «История стилей музыкальной эстрады» в Академии джаза (Москва). Автор книг «Индустрия джаза в Америке. XXI век» (2008, переиздание 2013), «Блюз. Введение в историю» (2010, семь переизданий), «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (2023) и др. Сценарист полнометражного документального фильма «Джаз 100» (2022), куратор выставок по истории отечественного джаза в Музее Москвы (2019) и Российском национальном музее музыки (2022–2023).
13 ноября, Московский концертный зал «Зарядье», Малый зал, 19:00 | КУПИТЬ БИЛЕТ
ВИДЕО: Валерий Киселев и Ансамбль классического джаза



