Часть 3. Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм

Вернуться к оглавлению книги
Другие книги о джазе

Митропольский баннер


Блюз

Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад, завезенных переселенцами из Старого Света, но с характерными афро-американскими чертами. Само слово «blue» очень многозначно и расшифровывается, как «голубой», «грустный», «меланхоличный», «унылый» и др. “Blues» связано с английским «blue devils» (букв. «голубые дьяволы», иначе говоря, «когда на душе кошки скребут»). «печальный»,
Эта многозначность характерна для длинных протяжных песен, текст которых всегда содержит некоторую недосказанность, эмоциональность, причем неоднозначную — грусть очень часто соседствует с юмором, чистота с вульгарностью и пр. Исполнение старых блюзов, длинных рассказов — мелодекламаций под музыкальный аккомпанемент, было прерогативой бродячих певцов, которых можно было встретить очень часто на Юге Соединенных Штатов. В архаичные времена блюз, по-видимому, в сильной степени был связан с рабочей песней или холлерс, с балладами и народными песнями европейского происхождения. Уже тогда в нем ярко проявлялась вопрос-ответная форма и использование нетемперированных звуков (блю-нот). Эти блюзовые ноты, точнее — блюзовые ступени, представляют собой нефиксированное понижение 3-й, 5-й и иногда 7-й ступени мажорного лада. Происхождение такого вариационного понижения связывают с обращением музыкантов к широко распространенным в африканской музыке пентатоническим ладам.
Дата рождения блюза, вероятно, никогда не будет определена, но известно, что он появился где-то в середине прошлого века, а его старейшие формы были распространены еще при рабстве. Уже после окончания гражданской войны Севера против Юга возник тот тип блюза, который мы теперь знаем. Это так называемый «архаический (или сельский) блюз», который продолжает существовать в сельских местностях Америки в своей первоначальной оригинальной форме. В конце прошлого столетия блюз обосновался в городах — это «классический (или городской) блюз», его расцвет приходится на 20-е годы нашего века. Дальнейшая эволюция привела к появлению «современного блюза» в виде «ритм-энд-блюза» и других форм, существующих до сих пор.
Поэзия блюзов по-народному проста, красочна и порой полна юмора, тематика их текстов крайне разнообразна. В них говорится о различных событиях повседневной жизни негра, но при этом блюзовый певец преобразует любое событие в свое собственное, внутреннее беспокойство («Я смеюсь, чтобы удержаться от слез», как писал негритянский поэт Лэнгстон Хьюз, такая вот горько-сладкая блюзовая смесь). В блюзах поется о безответной любви, утраченном человеческом достоинстве и несправедливом отношении, о непосильном труде и неволе, о том, что возлюбленная покинула город, о разных стихийных бедствиях, о тоске по своей родине или о собственной бедности и нищете и т.п.
Очевидно, первым блюзовым певцом был человек, который своими словами с экспромтно придуманной мелодией рассказал свою историю. Самые старые блюзовые формы, по-видимому, существовали без аккомпанемента, в них на первом месте была в основном просто мелодия, а потом уже появились банджо, гитара, гармоника или пианино. Наиболее типичная форма блюза довольно необычно — она состоит из трех (а не четырех) фраз по 4 такта в каждой (ААВ), образующих 12-тактовый период (корус, квадрат), основанный на принципе антифона по горизонтали и по вертикали, что проявляется как в мелодии, так и в тексте. Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 — на субдоминанте и тонике и последние по 2 — на доминанте и тонике в размере 4/4.
(Примечание: В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» — это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. «квадрат» по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме).
Трехчастная структура блюза весьма специфична, т.к. стихотворная или песенная строфа такой формы не встречается в английской литературе вообще и может происходить в основном только от американских негров. Подобная формула более драматична — первые 2 строки создают определенную атмосферу и привлекают внимание слушателя просто за счет повторения, а третья как бы наносит завершающий удар, передает заключительную мысль, подводит итог всему сказанному. Блюзовая структура — это своего рода средство общения, предназначенное для более живого контакта с аудиторией. Как во всякой народной музыке, авторы многих старых блюзов тоже оказались анонимными, но позднее появились грамотные музыканты, которые стали собирать и записывать на ноты фольклорный блюзовый материал, превратившийся уже в классику народного творчества, а также создавать и свои собственные произведения. Самым известным таким человеком был талантливый негритянский композитор и музыкант Уильям Кристофер Хэнди. Как трубач еще в конце прошлого века он начал работать в «театрах менестрелей» и впоследствии попеременно руководил своим оркестром около 25 лет, но больше всего он прославился именно как документатор традиционного блюза и одновременно как оригинальный автор, получивший прозвище «Отец блюза». Уже в 1912 г. им был издан первый нотный сборник блюзов, в 1914 г. он сочинил свой самый знаменитый «Сен-Луи блюз», а в 1926 г. Хэнди выпустил в Нью-Йорке свой наиболее авторитетный труд — книгу «Антология блюзов».
Сейчас блюз зачастую используется в чисто инструментальной форме для построения импровизации джазовых музыкантов по 12-тактовой формуле (8-тактовой). Блюз до сих пор живет среди нас — как в популярной музыке, так и в джазе. Он во многом предопределил интонационное и ритмическое строение джаза и является одной из самых ярких и важных его жанров. Блюз послужил исходной основой большинства блестящих исполнений Луиса Армстронгa, a лучшие композиции Дюка Эллингтона обычно представляют собой трансформацию блюза.

После гражданской войны и отмены рабства в 70-е — 80-е годы негритянское население Северной Америки постепенно перемещается в города, где и возникает новый вариант блюза, называемый городским. Если архаичный блюз существовал как форма фольклора, то в городской среде он начинает постепенно профессионализироваться. Его исполнителями, в основном, остаются мужчины, и эта традиция сохраняется по сию пору, воплощаясь в огромном жанре блюзового исполнительства, вышедшего на мировую эстраду, звучит на блюзовых фестивалях, переходит в шоу-бизнес. С другой стороны, выход блюза на коммерческую эстраду в начале 20-х годов привел к появлению в этом жанре женщин, многие из которых достигли необыкновенных высот, затмив мужчин.. Обладательницы мощных, часто низких голосов, яркой выразительности, богатой пластики оставили огромный след в истории джаза и блюза. Среди них Гертруда «Ма» Рейни (Gertruda «Ma» Rainey), «Императрица» блюза Бесси Смит (Bessie Smith), Альберта Хантер (Alberta Hunter) и др.

Bessie Smith (1929) «St. Louis Blues»
httpv://www.youtube.com/watch?v=JpVCqXRlXx4

Дальнейшее развитие блюза протекало в рамках т.н. «современного» блюза, имеющего целый ряд видов, из которых стоит отдельно отметить ритм-энд-блюз. Это развлекательно — танцевальное направление, впитавшее в себя черты не только блюза, но и спиричуэл, приемы шаут. Оно пошло по пути упрощения и стандартизации музыкального языка, характерное для поп-музыки. Появился этот стиль еще в 30-е годы, достиг пика своего развития в 50 — 60-е годы и послужил отправной точкой для рождения рок-н-ролла, рок-музыки, музыки соул и многих других направлений современного музыкального мира. С ритм-энд-блюзом связаны такие имена, как Джо Тернер (Joe Turner), Рэй Чарльз (Ray Charles), Ти-Боун Уолкер (T-Bone Walker), Би Би Кинг (B.B.King) и др.

Count Basie feat. Joe Williams — «Every Day I Have the Blues» (съёмка 1981)
httpv://www.youtube.com/watch?v=xGaGaU4Gj5A

Театр менестрелей

Американская народная музыки прошлых столетий в известной степени тоже была явлением синтеза белых и черных традиций, т.к. зерна из хранилища уже существующего городского фольклора падали на превосходную почву негритянского таланта. Эти традиционные баллады пришли в Америку благодаря разным культурам и исполнялись по-разному. Некоторые из них пелись для пассивного развлечения, другие предназначались для танцев. Но и здесь, как во всем афро-американском фольклоре, характерным было то, что имя композитора или автора песни полностью аннулировалось в самом начале ее пути к массам и оставался только лишь сам конкретный исполнитель. Художественный факт и название произведения раз и навсегда бывали связаны с именем данного интерпретатора. С течением времени эта музыка стала исполняться не только местными любителями, но и гастролирующими профессионалами, которые таким образом способствовали распространению и смешиванию различных стилей.
В принципе эти авторы при создании своих песен использовали только несколько элементарных приемов, издавна привившихся в народно-бытовой музыке Европы. Это
— применение той же традиционной респонсорной формулы оклика и ответа;
— простая куплетность;
— двухчастность, характерная для таких жанров прошлых столетий.
Из этих старинных американских баллад, дошедших до нас, наверняка наиболее знаменитой является песня анонимного автора «Франки и Джонни». Считают, что она появилась на свет где-то в 40-50-х годах 19-го века. Правда, существует сомнение по поводу негритянского или белого источника происхождения этой песни, но можно полагать вполне определенно, что ее гармония была общепринятой в американской народной музыке обеих рас столетие назад, т.к. большинство популярных песен 19-го века имели простую гармоническую основу, и их мелодия также была очень проста. Они отличались аутентичной лирикой, имели характерную шероховатость и некоторую неровность размера. Вообще говоря, песни типа «Фрэнки и Джонни» с аналогичной фабулой встречались также и в других городских фольклорах разных стран (например, русская «Мурка»).
Первым подлинно народным композитором США, чье имя в прошлом веке стало известно всему миру, был Стивен Коллинс Фостер (1826-1864), результаты песенного творчества которого распространялись по Америке с такой быстротой и их популярность оказалась такой прочной во времени, что еще при жизни автора его песни (их было написано около двухсот) стали отождествляться с народным искусством — это «Домик над рекой», «Мой старый дом в Кентукки», «О Сусанна» и т.д. Истоками мелодического стиля Фостера были напевы балладной оперы, англо-кельтские народные песни и менестрельные негритянские приемы. Особенность его музыки заключалась в том же самом синтезе, поэтическом обобщении черт и белого и негритянского фольклора внутри типичных форм американского музыкального театра.
Музыкальный театр менестрелей — это еще один из важных источников происхождения джаза. Белые плантаторы и их черные рабы постоянно находились в своего рода симбиозе, т.к. их жизнь практически проходила на виду друг у друга. Хозяев иной раз забавляла манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать, разговаривать со смешным акцентом и т.п., им это все казалось невероятно комичным. Так в начале 19-го века уже появились первые белые артисты, которые, зачернив себе лицо краской или жженой пробкой, стали выступать на сцене, изображая пародии на некие псевдонегритянские типажи. Эти номера затем получили название «minstrel show», поскольку еще в средневековой Европе «менестрелями» называли странствующих народных певцов, музыкантов и актеров, хотя американские менестрели не имели никакого отношения к своим давним коллегам, работавшим скорее по аналогии со скоморохами.
В США это был комедийный балаганный театр, который вначале создавался силами только белых артистов, гримировавшихся под негров и утрированно имитировавших негритянскую манеру пения и характерные телодвижения. Особенно популярным такой театр в американском мире развлечений был примерно с 1840 по 1910 г.г. Человеком, который высек искру, воспламенившую эру менестрелей, был английский актер Томас Райс (1808-1860),более известный под своим профессиональным именем «Джим Кроу», впервые выступивший на сцене в 1828 г. Примерно к 1843 г. различные артисты этого специфического жанра были объединены в одно большое шоу под названием «Вирджиния минстрелс» в Нью-Йорке, а затем появилось много разных крупных компаний менестрелей, которые гастролировали по всей стране, часто подолгу выступая на одном месте. Позднее пришли другие выдающиеся певцы и актеры менестрельной сцены — такие, как Уильям Генри Лэйн (1825-1862), известный под именем «Юба», Дэниель Декатур Эмметт (1815-1904) и т.д.
После окончания гражданской войны в США начался настоящий бум искусства менестрелей. В представлениях стали участвовать настоящие черные, которым не надо было красить лицо и кого-то пародировать, и «минстрел шоу» фактически давали неограниченные возможности для использования негро-американской музыки. В конце концов музыка и танцы менестрелей стали неким новым жанром. Именно этот комедийный полупрофессиональный-полународный театр был призван подготовить характерную эстетику джаза и предвосхитить некоторые черты его оригинального музыкального языка. В определенном смысле его можно считать главным проводником молодого джазового искусства в большой мир американской эстрады на пороге XX столетия.
Движение менестрелей и зарождающийся джаз впервые столкнулись в 90-х годах прошлого (XIX — ред.) века. «Минстрел шоу» послужили хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавших выступления менестрелей, участвовало немало известных впоследствии джазовых музыкантов (тот же У.К.Хэнди, Джек»Папа» Лэйн, Джелли Ролл Мортон, Джеймс П.Джонсон, Кларенс Вильямс, Банк Джонсон и т.д.) и, практически, на повороте столетий джазменов можно было уже встретить почти в любой менестрельной группе.
Если же говорить не только о джазе, то эффект влияния менестрелей во 2-й половине 19-го века на всю американскую культуру в целом едва ли поддается полной оценке. Тогда это был самый любимый и наиболее популярный вид развлечения для большинства американцев. Базисом, на котором был создан этот неповторимый вид искусства, служила вначале европейская и американская популярная музыка. Скрипичные мелодии, волынки, джиги и другие народные танцы были стандартной духовно-эмоциональной пищей первых поселенцев, но все это постепенно трансформировалось и видоизменялось американскими неграми благодаря их специфическим манерам и самому стилю исполнения. Слияние было столь же широким и продолжительным, сколь и глубоким. В течение этого интереснейшего процесса менестрели раз и навсегда познакомили широкую публику со многими характерными чертами музыки американских негров.

1939: белый актёр Ал Джолсон имитирует «минстрел шоу» в традиционном гриме «чёрное лицо» (blackface) в фильме «Swanee River»
httpv://www.youtube.com/watch?v=nhavaXOynO8

Рэгтайм

Рэгтайм — еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века. Слово это означает «рваное» или «разорванное время», конкретно термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта. Фактически, это означает ярко выраженное синкопирование в мелодической линии на базе ровного аккомпанемента в четвертых или восьмых долях такта. В узком смысле слова рэгтайм означает американский аналог европейской фортепианной музыки конца прошлого века. В это время в Европе бурно расцветала романтическая фортепианная школа, включавшая в свой репертуар музыку от Шуберта, Шопена и Листа до маршей и полек. Все это звучало и в Соединенных Штатах, но в типичном афро-американском преломлении с использованием мощного, порой сложного ритма и с большей динамикой, интенсивностью. Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров — пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, «неправильных» акцентов, опора на «блюзовые» ноты. С перемещением в столичные условия рэгтайм теряет свою импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Теперь его создавали образованные композиторы, знающие европейскую фортепианную технику, гармонию, а сами рэгтаймы издавались в нотах. Одной из главных причин распространения рэгтаймов явилась необычайная популярность в США прошлого века фортепиано, которое должно было быть в каждом «приличном» доме. Более того, частым атрибутом становится и механическое пианино — инструмент, весьма удобный для воспроизводства рэгтаймов по причине технически заложенного стаккатного качества звучания. Картонные валики, изготовленные для этих инструментов в 10-е годы нашего века, были обнаружены в 50-х годах, и звучание старых «Пиано роллс» было зафиксировано на магнитофонной пленке.
Особенную популярность получили регтаймы в конце прошлого века в Сент-Луисе, Канзас-Сити, в городке Седалия (шт. Миссури), в Техасе. Как раз в этом штате родился самый знаменитый исполнитель и композитор этого жанра Скотт Джоплин (Scott Joplin). В Седалии он прожил большую часть жизни и нередко выступал в клубе под названием «Maple Leaf». От него и происходит название известного рэгтайм «Maple Leaf Rag», написанного в 1897 году.

Запись «Maple Leaf Rag» в исполнении самого Скотта Джоплина. Аудиозаписей от конца XIX в. не сохранилась, но сохранился управляющий ролик для механического пианино («пианолы»), наигранный самим Джоплином. Звучит воспроизведение ролика на «самоиграющей» пианоле, записанное уже в современную эпоху (Ред.)
httpv://www.youtube.com/watch?v=pMAtL7n_-rc

Кроме Скотта Джоплина можно назвать еще немало других авторов и исполнителей популярных рэгтаймов, в том числе Джеймса Скотта (James Scott), Джозефа Лэмба (Josef Lamb). В самом конце XIX и начале XX веков мода на рэгтаймы была невероятна, в то же время появляются композиции, которые с успехом исполнялись не только на фортепиано, но и ранними джазовыми бэндами, типичные примеры «Tiger Rag», «12 Street Rag». Одновременно с использованием рэгтаймов марширующими оркестрами пианисты раннего джаза получили свободу импровизационного подхода в этом жанре. Уже Джелли Ролл Мортон («Jelly Roll» Morton) был вполне свободен от точных композиторских указаний. Следующий период взлета интереса к рэгтайму приходится на 20 — 30-е годы нашего века. В это время их взяли на вооружение пианисты гарлемской школы, одним из основателей которой стал Джеймс Пи Джонсон (James P. Johnson). Его учениками, мастерами стиля страйд-пиано, были Фэтс Уоллер (Fats Waller), Каунт Бэйси (Count Basie) и многие другие. Как концертный жанр, рэгтайм возрождался несколько раз и в послевоенное время. Он исполнялся, как пианистами — виртуозами, так и большими оркестрами. Сильное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, так называемой, «прохладной стороне» джаза, в отличие от хот-джаза, тяготеющего к афро-американским музыкальным корням.

Fats Waller & James P.Johnson (запись 1938)
редкая запись дуэта двух мастеров страйд-пиано с эфира одной из нью-йоркских радиостанций. Вокал: Фэтс Уоллер (ред.)
httpv://www.youtube.com/watch?v=9Kz9f95uscY

<<<< предыдущая следующая >>>>