Вернуться к оглавлению книги
Другие книги о джазе
Новоорлеанский период
Наконец, все эти исторические истоки джаза со своим религиозным (спиричуэлс) или светским (блюз) музыкальным, содержанием, включая рабочие песни или популярную музыку прошлых столетий, относились в основном к вокальным формам исполнительства, а самый первый джазовый стиль, который действительно считается самим первым на протяжении всей столетней (на сегодняшний день) истории джаза, является все-таки чисто инструментальным. Как уже упоминалось, он был связан с музыкой уличных духовых оркестров, преимущественно в Новом Орлеане, главном городе южного штата Луизиана, который присоединился к США в начале прошлого века, когда французский император Наполеон продал его Америке.
На вопрос «Почему так получилось?»: тогда имели место два важных фактора для возникновения инструментального джаза — это огромная популярность духовых, военных и прочих оркестров во 2-й половине 19-го века и постепенное заимствование европейских музыкальных инструментов неграми после отмены рабства и окончания гражданской войны между Севером и Югом в 1865 г. при президенте Линкольне. Когда закончилась эта единственная на территории США война и армейские оркестры были расформированы, то в лавках старьевщиков появилось огромное количество всяких духовых инструментов, блестящих по внешнему виду и вполне работоспособных по своему прямому назначению и содержанию, а самое главное — доступных по цене для любого простого чернокожего, т.е. тех бывших рабов, которых к потянуло к инструментам будущих героев раннего джаза. Под всем этим скрывалось также постоянное желание негров сделать свою заявку на эффективное участие в доминирующей белой культуре и на свою принадлежность к ней, ибо музыка была тогда одним из очень немногих доступных для них путей к признанию.
Новый Орлеан
Согласно общепринятой легенде, джаз родился в Новом Орлеане. Разумеется, в этом утверждении много от легенды. Серьезные исследователи считают, что возникновение этого вида музыки происходило параллельно во многих местах Соединенных Штатов, в частности, в Нью-Йорке, в Канзас-Сити, в Чикаго, в Сент-Луисе. Однако Новому Орлеану все-таки принадлежит особая заслуга в этом процессе.
В этом городе, расположенном в штате Луизиана, к началу нашего века сложилась уникальная питательная среда для зачатия и рождения джаза. Новый Орлеан, расположенный в устье реки Миссисипи, на пересечении торговых путей, давно привлекал к себе внимание людей самых разных национальностей и сословий. До вхождения в состав Соединенных Штатов Луизианой владели французы, испанцы. Нации в городе были перемешаны в крайней степени, равно как богатство и нищета. Привлекательным оказался и субтропический климат Нового Орлеана, ведь это широта Александрии или Шанхая. Морально-нравственная обстановка вполне соответствовала портовому городу: множество людей, жаждущих развлечений, и соответствующая индустрия. В 1897 году член муниципалитета Сидней Стори (Sidney Story) решил выделить специальный городской район, где бы сосредотачивались дансинги, рестораны, кабачки и публичные дома. Так появился всемирно известный Сторивилл, сыгравший важную роль в рождении джаза. Джаза, который обеспечивал музыкальное оформление бурной новоорлеанской жизни и который создавался в первую очередь креолами, имевшими негритянско-французское происхождение. Это была блестящая молодежь, многие с детства учились музыке.
Креолы не были непосредственными потомками рабов, их предков освободили гораздо раньше богатые плантаторы и купцы. Их культура была французской, и они отличались от «американцев» — черного пролетариата Нового Орлеана. Между этими группами цветных существовало противостояние, проявляющееся в музыке.
Социальное падение статуса креолов (негров полуафриканского происхождения, т.е. потомков от браков негров с французами или испанцами, населявших Нижний город Нового Орлеана, которые ранее считались чуть ли не на равных с белыми) вследствие их сегрегации и дискриминации в 1889-1894 годах привело к тому, что они потеряли свое прежнее привилегированное положение в городе, вынуждены были заняться главным образом музыкой и постепенно пришли в джаз. Креольские музыканты сыграли значительную роль в формировании джаза. Благодаря своему знакомству с легкой классической музыкой и европейской техникой игры, они могли играть на европейских инструментах более точно, умели читать ноты, были более образованными, обладали более высоким исполнительским уровнем и, воспитанные на европейских традициях, привнесли в ранний джаз элементы, не подвергшиеся негритянским влияниям.
Среди этих людей — Альфонс Пику (Alphonse Picou), Барни Бигард («Barney» Bigard) , Альберт Николас (Albert Nicholas), Кид Ори («Kid» Ory), Джонни Сент-Сир (Johnny St.Cyr), Фердинанд Ла Монте (Джелли Ролл Мортон). Пианист Джелли Ролл Мортон утверждал, что именно он открыл джаз в 1902 году, — это, несомненно, болезненное преувеличение, однако вклад этого человека в раннюю импровизационную музыку трудно переоценить. Фортепиано широко использовалось в увеселительных заведениях Сторивилла и играло важную роль в становлении старых фортепианных стилей, в частности, баррел-хауз. Использовался этот инструмент, в основном, как ударный, но позже начала проявляться и его мелодическая роль.
СЛУШАТЬ: Jelly Roll Morton — Black Bottom Stomp
httpv://www.youtube.com/watch?v=eV42vHJMphE
Марширующие бэнды
Именно в условиях этого не совсем обычного города сформировался ранний новоорлеанский стиль, примером которого может служить оркестр легендарного корнетиста Бадди Болдена («Buddy» Bolden), существовавший с 1895 по 1907 годы. Исполнение в таком оркестре строилось по типичной схеме. В начале пьесы духовая часть бэнда, в которую входили корнет, кларнет и тромбон, совместно обозначали-вели тему, мелодия которой обычно поручалась корнету. Затем шла импровизационная часть композиции, в которой корнет также имел функцию основного голоса. Тромбон и кларнет отвечали за контрапунктирующие голоса. Тромбон оформлял импровизацию корнета, делая мелодические вставки и давая ему опору снизу, в то время как кларнет обыгрывал мелкие узоры в более высоком регистре. Так образовывалась полифоническая структура коллективной импровизации. Ритм-секция состояла из банджо или гитары, несущих ритмо-гармоническую функцию, баса, чаще духового, и барабанов. В финале пьесы часто следовал короткий «брейк» ударных и совместный повтор темы. В репертуар музыкантов входили рэгтаймы, польки, марши, песенки. Ритм ранних новоорлеанских бэндов был поначалу маршеобразным с акцентированием сильных долей.
Само название марширующих оркестров происходит от музицирующих на открытом воздухе военных духовых бэндов или брасс-бэндов (brass band), столь распространенных в США в годы гражданской войны. В мирное время эти оркестры сопровождали танцы, участвовали в различных уличных шествиях, праздниках, похоронах. Постепенно из обычного состава духового оркестра отбрасывались «ненужные» инструменты, в результате чего закрепился минимально необходимый инструментарий. Такие ансамбли чаще всего маршировали по улицам или разъезжали на повозках. Нередки были соревнования бэндов, в которых принимали участие и «белые» ансамбли, игра которых часто была более техничной, но менее эмоциональной. Из таких составов в Новом Орлеане славился оркестр Джека «Папы» Лейна (Jack «Papa» Laine).
Такие оркестры и подобные им были, конечно, всюду по стране, но превосходство и многочисленность традиционных негритянских «бэндов» в Новом Орлеане объясняется тесной исторической связью Луизианы с Францией и наличием большого количества организаций, дающих этим оркестрам работу в городе и создавших тем самым определенную традицию. Это были всякие братства, общества, масонские ложи и т.д., которые оплачивали некоторые расходы своих «братьев», например, издержки на похороны, давали пособия по болезни, располагали определенными суммами для помощи своим членам, давали возможность устроить парад и организовывали проведение свободного времени после работы. Оркестров было множество, т.к. спрос на них определял предложение; они имели громкие, затейливые названия, свою особую, отличную от других униформу, исполняли марши, рэгтаймы, блюзы, польки и т.п. В Новом Орлеане была также особая традиция, которая привела к использованию оркестров на негритянских похоронах, игравших на обратном пути с кладбища веселые мелодии. Ничего подобного никогда нигде не встречалось, здесь также сказались западноафриканские традиции и ритуалы.
«Джазовые» похороны в Нью-Орлеане
хоронят джазового музыканта Эрнеста «Дока» Уотсона с соблюдением всех новоорлеанских традиций
httpv://www.youtube.com/watch?v=InqnQ8vU3DU
Первоначально в аккомпанементе акцентировались 1 и 3 доли такта («ту-бит»), т.к. ранний джаз еще тяготел к европейской маршевой музыке, но со временем (в «диксиленде») акценты сместились на 2 и 4 доли. В дальнейшем, в 20-е годы когда техника исполнителей улучшилась, наряду с коллективной импровизацией стала все больше использоваться и сольная (так называемый «чикагский стиль») . Тогда же в джаз пришел и саксофон.
Одновременно с появлением негритянских оркестров возникли и оркестры белых музыкантов, исполнявших подобную же музыку, практически не имевшую принципиальных отличий. Эти был стиль «диксиленд» белых. Само слово «диксиленд» означает «южные штаты». Его происхождение связывают с французским словом «dix» (десять), которое было напечатано на ассигнациях, имевших хождение в Новом Орлеане, когда Луизиана еще принадлежала Франции. Эти банкноты назывались «дикси», т.е. десятки. (Еще один вариант — это топографическая линия некоего топографа Диксона, условно отделяющая Юг от Севера).
Белые музыканты в силу различных социальных причин не хотели, чтобы их оркестры носили название новоорлеанских, т.к. это ставило бы их на одну доску с негритянскими, игравшими в этом стиле. Поэтому слово «диксиленд» стало употребляться в основном белыми оркестрами, хотя они исполняли практически ту же самую музыку, что и черные. Позже в диксиленде шире, чем в негритянских ансамблях, стали использовать элементы европейской композиторской техники. Изменилась манера звукоизвлечения, а мелодическая линия стала более плавной.
Кроме самого города, ранние джаз-бэнды (этого термина тогда еще не было) находили работу на пароходах, курсировавших по Миссисипи. Известный музыкант Фэт Мэрэйбл (Fate Marable) выступал нередко на таких пароходах, нанимались туда Сидней Беше (Sidney Bechet) и Джелли «Ролл» Мортон. Оркестры исполняли танцевальную, развлекательную музыку. Уровень профессионализма в пароходных оркестрах был несколько выше, чем в городе, от музыкантов требовалось умение читать с листа. Для многих необразованных негритянских музыкантов это было хорошей школой, им пришлось обучиться нотной грамоте. Некоторые оркестры оседали в городах, находившихся выше по течению или вообще вне Миссисипи. В первую очередь таким городом стало Чикаго, где условия существования чернокожих были лучше, чем на Юге.
СЛУШАТЬ: Джазовый подкаст: Nick LaRocca — подкаст, посвящённый руководителю первого записавшегося на пластинку в 1917 году джазового коллектива Original Dixieland Jazz Band, который возглавлял корнетист Ник ЛаРокка (1889-1961)
СЛУШАТЬ: Джазовый подкаст: ранний джаз из Нью-Орлеана. В подкасте звучат пьесы «Dr. Jazz» в исполнении ансамбля пианиста Джелли Ролл Мортона Jelly Roll Morton And His Red Hot Peppers (Victor Records, 1926) и «Heebie Jeebies» в исполнении ансамбля трубача Луи Армстронга Louis Armstrong And His Hot Five (OKeh, 1926)