Часть 7. Эпоха свинга

Вернуться к оглавлению книги   |   Другие книги о джазе на “Джаз.Ру”

Митропольский баннер

Эпоха свинга

К началу 30-х годов американцы оказались в состоянии экономического кризиса. Этот кризис 1929 года привел и к распаду большого числа джазовых ансамблей, как продолжающих традиционную линию (диксиленды, чикагское направление), так и многих оркестров раннеджазовой эпохи. На плаву остались преимущественно оркестры, играющие псевдоджазовую коммерческую танцевальную музыку. Следующий важный шаг в стилевом развитии был сделан в первой половине 30-х годов, причем сделали его, на первых порах, белые музыканты. В музыке не произошло никакой революции, это был эволюционный процесс. Известная в кругу негритянских джазменов музыка была вычищена, приглажена и подана под новым названием “свинг” (англ. “качание”). Так менеджеры пытались избавиться от несущего определенный негативный (в социальном смысле) оттенок жаргонного словечка “джаз”. Одной из главных форм воплощения стиля “свинг” стала импровизация солиста на фоне подготовленного и достаточно сложного аккомпанемента. Этот стиль требовал от музыкантов хорошей техники, знания гармонии и принципов музыкальной организации. Главная форма такого музицирования – большие оркестры или биг-бэнды, получившие невероятную популярность среди широкой публики во второй половине 30-х годов.
Состав оркестра постепенно приобрел стандартную форму. Он включал в себя от 10 до 20 человек. Наиболее характерный его инструментарий: 3 – 5 труб, 3 – 5 тромбонов, группа саксофонов, включающая кларнет, и ритм-секция, состоящая из фортепиано, гитары, струнного баса и ударных инструментов.

СЛУШАТЬ: ранний биг-бэндовый джаз – оркестр Чика Уэбба, 1931, “Blues In My Heart”
Предсвинговый оркестровый джаз: в ритме ещё царит отчётливый “ту-бит” (акцентирование двух, а не всех четырёх долей 4/4 такта). Вокал: Луи Бэйкон. Соло на саксофоне: Бенни Картер. — Ред.

Развитие биг-бэндов соответствует и переходу от линейного к гармоническому музицированию в джазе (от горизонтального к вертикальному, в связи с чем появилась и новая профессия аранжировщика). Т.е. отдельные голоса трех инструментов в традиционном джазовом стиле большой свинговый бэнд заменяет целым набором инструментов, где каждый из них имеет различный и вполне определеннный музыкальный голос (играет свою партию), но здесь в групповой форме эти инструменты выполняют такую работу, которая прежде проводилась всего лишь тремя отдельными инструментами на мелодической, а не гармонической основе.
Для свингового биг-бэнда характерно массивное и полное звучание, часто применяется унисон, а также перекличка групп оркестра (антифон). Носителем ритма, как и в традиционном джазе, здесь является большой барабан, однако вместо двух (“ту-бит”) акцентируются все четыре доли такта (“фоур-бит”).

СЛУШАТЬ: ранний свинг – оркестр Флетчера Хендерсона, февраль 1931, “My Pretty Girl”
Ощущается уверенное движение к four beat от первоначально слышимых two beat, особенно в игре контрабасиста Джона Кёрби. — Ред.

Один из признаков, отличающих музыку традиционного джаза от музыки свинга, имеет ритмическую природу. Если в традиционном джазе музыканты использовали двухдольную ритмику (“two beat”), то в конце 20-х годов в Гарлеме и в Канзас-Сити появляется новая манера игры с использованием четырех равнозначных ударов в такте, получившая название “four beat”.
Писатель и критик Барри Уланов в своей известной книге “История джаза в Америке”(1952) приводит, например, любопытные высказывания видных джазменов о свинге, этом важнейшем элементе джазового музицирования.
Бенни Гудман: “Свинг – это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе”.

СЛУШАТЬ: оркестр Бенни Гудмана, съёмка 1936 (фрагмент кинофильма “Hollywood Hotel”, 1937)
классический пример оркестрового свинга: оркестр Гудмана играет “Sing, Sing, Sing” (автор Луи Прима, 1935). Барабаны: Джин Крупа; кларнет: Бенни Гудман; труба: Гарри Джеймс.  — Ред.

Джон Хэммонд: “Оркестр свингует, если его коллективная интерпретация ритмически интегрирована”.
Джин Крупа: “Полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации”.
Гленн Миллер: “Свинг нужно чувствовать, это ощущение, которое может быть передано другим”.
Чик Уэбб: “Неизменный темп, вызывающий ощущение легкости и расслабления, так что кажется, будто плывешь”.
Элла Фитцджералд: “Нечто неопределенное, излучаемое в виде пульса, имеющегося только у хорошего оркестра. При этом вы просто свингуете – и все!”

СЛУШАТЬ: оркестр Чика Уэбба, солистка Элла Фитцджералд, концерт в “Савой Болрум”, 1941
Запись с радио, так называемый “эр-чек” (aircheck), на пластинках не выходила. Запись сделана уже после смерти Чика Уэбба, когда Элла Фитцджералд взяла на себя руководство оркестром (на барабанах играет, соответственно, не Уэбб, а Билл Бизон). Соло: Теди Макрэй (тенор-саксофон), Сэнди Уильямс (тромбон), Тафт Джордан (труба). — Ред.

С другой стороны, французский интеллектуал, музыкант и писатель Андре Одер в своем научном анализе свинга (“Человечество и проблемы джаза”, Париж,1954) прибегал к такой сложной терминологии, как базис и надстройка, инфраструктура и эквилибриум, релаксация и драйв, но наверняка проще всего об этом сказал великий Луи Армстронг: “Свинг – это то, чем в моем понимании является настоящий ритм”. И действительно, возвращаясь к вопросу определения джаза, любой истинный джазовый исполнитель больше всего заинтересован в ритмическом значении этого слова, а не в чем-либо другом. Его привлекает суть бита, ритмическая структура, а не некий мифический трубач Джазбо Браун, от которого якобы произошло само слово “джаз”, или что-то подобное из области дефиниций.

СЛУШАТЬ: Луи Армстронг, 1936 “Скелет в шкафу” (из кинофильма “Pennies From Heaven”)
Уникальная разновидность свинга, свойственная Армстронгу – свингует не столько оркестр, сколько сама его труба и даже голос! Кстати, роль барабанщика в ролике играет Лайонел Хэмптон.

Следует различать два значения термина “свинг” – обозначение стиля джаза эпохи биг-бэндов и название принципиального явления, возникающего в процессе джазового музицирования. Джазовый “свинг” возникает, как единое для музыкантов ансамбля и слушателей психофизическое состояние особого ощущения музыкального времени, постоянно нагнетаемого и разрешаемого конфликта отдельных музыкальных составляющих. Природа этого эффекта состоит в процессе формообразования в интонационных элементах музыки. Особенно ярко проявляется он в импровизационных видах музыкального искусства. В джазе “свинг” достигается различными приемами ритмического, фразировочного, артикуляционного, тембрового и др. характера, зависящими от стиля джаза. Джазмены обычно стремятся выработать свой индивидуальный арсенал “освинговывания” музыки. Это же может относиться и к ансамблевому и к оркестровому музицированию.
Записи Луи Армстронга
Записи Дюка Эллингтона
Записи Каунта Бэйси
Записи Бенни Гудмена
Записи Гленна Миллера

<<<< предыдущая следующая >>>>