Часть 9. Возрождение диксиленда. В Европе

Вернуться к оглавлению книги
Другие книги о джазе

Митропольский баннер

Возрождение диксиленда

В 1939 году в качестве реакции на засилье коммерческих псевдоджазовых оркестров на Западном побережье Соединенных Штатов возникло движение за возрождение традиций начала века, за восстановление корней архаичного джаза. Через два-три года эта тенденция была подстегнута авангардистским звучанием появившегося бибопа, который приводил в шок поклонников старого джаза. Им хотелось слушать и играть простую, понятную музыку. Это движение (Revival) на первых порах разыскивало ветеранов старого джаза, многие из которых пребывали в безвестности со времен кризиса 1929 года. Многие из них годами не брали в руки инструмент, существуя на нижних ступенях социальной лестницы. В этот период вновь были воссозданы ансамбли и оркестры старого типа. Музыканты уровня Кида Ори и Банка Джонсона («Bunk» Johnson) снова появились на сцене, а исполнение их возрожденных ансамблей было объявлено образцом настоящего джаза.

СЛУШАТЬ: Kid Ory’s Creole Jazz Band — Tin Roof Blues (1954, Лос-Анджелес)
httpv://www.youtube.com/watch?v=fHmYLR4Qa-4

Негритянская молодежь практически не принимала участия в этом движении, основными энтузиастами возврата к старому были белые музыканты, которые пытались стилизовать свою музыку под новоорлеанскую традицию, а точнее — в русле белых диксилендов. Один из известных ансамблей принадлежал Эдди Кондону. Этот состав был модифицирован контрабасом и гитарой, не принятыми в новоорлеанские времена. Однако возврат к старому в искусстве никогда не приводил к долгосрочно значимому результату. К тому же многие крупные музыканты, как Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Коулман Хокинс и др. протестовали против возврата к старому.

СЛУШАТЬ: Eddie Condon & The Dixieland All-Stars — Dark Eyes (Ochi Tchornya) 1956
httpv://www.youtube.com/watch?v=pQhQzGSYw2w

В конечном итоге, после 2-й Мировой войны, центр тяжести движения «Revival» был перенесен в Европу, сначала в Париж в общество «Джазовые коробки» в Сен-Жермен-де-Пре, а затем в Лондон силами Криса Барбера (Chris Barber), Акера Билка (Acker Bilk) и др., где любительское диксилендовое движение сильно и в наше время. В частности, один из самых заслуженных диксилендов мира возник в 40-е годы в Голландии — знаменитый «Dutch Swing College Band».

СЛУШАТЬ: Chris Barber Jazz Band в Восточном Берлине, Фридрихштадтпалас, 1965
httpv://www.youtube.com/watch?v=U54D-XJhzlU

В Европе

Интерес к джазу возник в Европе в результате первых посещений американскими джазменами Старого Света. Впечатляющими были выступления в Париже ансамбля Луиса Митчелла (Louis Mitchell) «Jazz Kings» (1917 — 1925) (под его воздействием оказался Валентин Парнах, устроивший в 1922 году первый джазовый концерт в Москве). В 1919 году «Southern Syncopated Orchestra» Уилла Мариона Кука (Will Marion Cook) привез в Европу кларнетиста Сиднея Беше. В 20-30-е годы многочисленные оркестры и ансамбли приезжали с гастрольными турами в Европу. Сами европейцы пытались старательно копировать своих кумиров из США, первоначально ориентируясь на белые ансамбли, а позже и на негритянских исполнителей. Важное значение имело открытие в Париже в 1932 году «Hot Club de France» — центра джаза, который возглавил Юг Панасье. В этом клубе возник знаменитый квинтет с участием французского скрипача Стефана Граппелли (Stephane Grappelli) и цыганского гитариста Джанго Райнхардта (Django Reinhardt).

СЛУШАТЬ: Django Reinhardt et le quintette du Hot Club de France «Minor Swing»
httpv://www.youtube.com/watch?v=it_JlVlR8JQ

Надо заметить, что Райнхардт был практически первым джазовым европейцем, замеченным на родине джаза: Джанго был приглашен на выступления совместно с оркестром Дюка Эллингтона. Любопытно, что скрипка в джазово-европейском контексте играла важную роль. Так в Дании ведущим джазовым музыкантом стал скрипач Свенд Асмуссен (Svend Asmussen).
В России развивался и жанр оркестра, и малые ансамбли, возникли имена Александра Цфасмана, Александра Варламова, Леонида Утесова.
На время войны возможность развития линии джаза в Европе была прервана.

СЛУШАТЬ: Леонид Утёсов — «Марш весёлых ребят» (песня Исаака Дунаевского из первого советского музыкального фильма «Весёлые ребята», 1934)

(Мосфильм запрещает встраивать это видео на сторонних сайтах, но посмотреть его можно на YouTube по этой ссылке)

<<<< предыдущая следующая >>>>