«Джаз.Ру: новый звук». Первые опыты

2
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Кирилл Мошков
фото автора и Александра Никитина
CM

Естественно, мы не раз уже писали о концертной программе «Джаз.Ру: новый звук», которую журнал «Джаз.Ру» дваждый в месяц проводит в клубе «Союз Композиторов». За время, прошедшее после первого репортажа, в рамках программы прошло ещё два концерта, о которых мы сегодня расскажем.

Второе Приближение
Второе Приближение

27 февраля в «Союзе Композиторов» выступило трио «Второе Приближение». У «ВП» был насыщенный (несмотря на кризис) 2009 год — выход двух альбомов, в том числе совместной записи с великим американским тромбонистом Розуэллом Раддом, выступления в США (в том числе на авторитетном Рочестерском джаз-фестивале)и т.п. Казалось бы, ну покажи ещё раз любимую публикой концертную программу трио. Но «Второе Приближение» любит удивлять. Для выступления в рамках «Нового звука» была подготовлена новая программа, да ещё и «оригинального жанра» (или, как принято теперь говорить, мультидисциплинарная) — с участием сразу двух специальных гостей: саксофониста Алексея Круглова и нарратора Михаила Митропольского.

Михаил Митропольский
Михаил Митропольский (фото: Александр Никитин)

Митропольский как продюсер работает с «ВП» с 1998 г., с самого начала существования трио, но впервые вышел с ними на сцену как участник представления. Его прозаические тексты о джазе, науке (кто не знает: М.М. Митропольский — действующий научный сотрудник Физического института АН РФ, и в космосе до сих пор летает по крайней мере один созданный им прибор) и, так сказать, о методах и способах пересечения науки и искусства, зачитываемые со сцены, демонстрируемые на видео и даже разыгрываемые в формате лекции («Принципиальная схема конструкции гири», с демонстрацией классического лекционного «транспаранта» и раздачей по залу «раздаточного материала» — см. иллюстрацию), органично влились в музыкальную ткань «ВП», при участии Алексея Круглова специально подготовленную для формата такого «междужанрового» спектакля. Алексей Круглов и лидер «ВП» пианист Андрей Разин давно обсуждали возможность совместного проекта, и любопытно, что эта возможность впервые реализовалась именно в рамках «мультидисциплинарного» проекта — Круглов ведь и сам склонен к театрализации своих выступлений, к задействованию в них звучащего слова. В новом проекте (рабочее название — «О физиках и лириках», но участники «ВП» говорят, что при дальнейшей работе с этим проектом название будет изменено) Круглов не только играл значительную часть подготовленного (и импровизируемого) музыкального материала, но и выступил в актёрском качестве, на полном серьёзе разнося по залу «Принципиальную схему конструкции гири» и выставляя перед сценой соответствующий транспарант.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
Раздаточный материал к лекции
Раздаточный материал к лекции (фрагмент)

Общее впечатление: проект интересный, его нужно развить, но главное — отрепетировать, чтобы нарратив органичнее стыковался с музыкой, а нарратор был занят на сцене какой-то полезной деятельностью, пока нарратив не звучит. 

Second Approach

13 марта в рамках «Нового звука» состоялось первое из двух выступлений авторских проектов саксофониста Алексея Круглова.

Alexey Kruglov

30-летний композитор и лидер нескольких проектов, объединённых названием «Круглый бенд» («Бенд» — это не опечатка, это Алексей так пишет принципиально) в марте отмечает 10-летие своего ансамбля, и этой тематике посвящены оба его выступления в «Новом звуке», и 13, и 27 марта. 13-го Круглов показал основное ядро «Круглого бенда»: это квартет (он сам плюс пианист Ренат Гатаулин, контрабасист Дмитрий Толочков и барабанщик Олег Шунцов), сыгравший программу, сходную с той, что записана на альбоме Алексея Круглова «Music of Anxiety» (SoLyd Records, 2008). Нам случалось до концерта слышать опасения, что Круглов представит какой-то радикальный фри-джаз; опасения эти не оправдались — программа «Круглого бенда» не может быть названа мэйнстримовой, и слуховой комфорт слушателей тут явно не ставится во главу угла, но называть эту музыку радикальной или деструктивной сложно. Экспрессивные, размашистые темы Круглова чётко структурированы в композиционном плане, развиваются весьма логично (хотя зачастую и очень напористо), и главное — это развитие ясно читается и понимается публикой, пусть иногда и царапает уши наименее подготовленной части аудитории (Алексей никогда не отказывает себе в запредельно интенсивном и экстремальном звукоизвлечении на саксофоне, хотя оно всегда оправдано композиционой логикой).

Alexey Kruglov
Алексей Круглов

Ещё один характерный элемент программы «Круглого бенда» — стихи лидера, которые он иногда читает прямо внутри звучащей музыкальной ткани. Рубленая, рваная ритмика коротких строк выявляет отчётливое влияние раннего Маяковского (до того периода, когда поэт-футурист, выражаясь словами Варлама Шаламова, «принёс хорошую поэзию в жертву плохой политике»), но эта стилистика, сложившаяся до 1917 г., возможно, подходит русскому фри-джазу органичнее, чем пространные строфы шестидесятников — как нью-йоркскому фри-джазу подходила настырная речитация Лероя Джонса (будущего Амири Баракa) с его «Black Dada Nihilismus». «Мажем, неофит скажет / Поиск слова важен» — декламирует Круглов; что в музыке, что в её соединении с поэзией его поиск и есть постоянный поиск слова, неважно — вербального или музыкального. 

28 марта, в ближайшую субботу, Алексей Круглов представит в рамках «Нового звука» ещё одну программу к 10-летию «Круглого бенда» — на сей раз расширенным инструментальным составом и с музыкой Орнетта Коулмана, программу, посвящённую 80-летию первопроходца джазового авангарда (подробный анонс мы опубликуем в четверг).

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №421: бескомпромиссный Чарлз Гейл
Следующая статья25 лет биг-бэнду Владимира Толкачёва
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий для виктор Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя