«Джаз.Ру: новый звук». Первые опыты

2
Кирилл Мошков
фото автора и Александра Никитина
CM

Естественно, мы не раз уже писали о концертной программе «Джаз.Ру: новый звук», которую журнал «Джаз.Ру» дваждый в месяц проводит в клубе «Союз Композиторов». За время, прошедшее после первого репортажа, в рамках программы прошло ещё два концерта, о которых мы сегодня расскажем.

Второе Приближение
Второе Приближение

27 февраля в «Союзе Композиторов» выступило трио «Второе Приближение». У «ВП» был насыщенный (несмотря на кризис) 2009 год — выход двух альбомов, в том числе совместной записи с великим американским тромбонистом Розуэллом Раддом, выступления в США (в том числе на авторитетном Рочестерском джаз-фестивале)и т.п. Казалось бы, ну покажи ещё раз любимую публикой концертную программу трио. Но «Второе Приближение» любит удивлять. Для выступления в рамках «Нового звука» была подготовлена новая программа, да ещё и «оригинального жанра» (или, как принято теперь говорить, мультидисциплинарная) — с участием сразу двух специальных гостей: саксофониста Алексея Круглова и нарратора Михаила Митропольского.

Михаил Митропольский
Михаил Митропольский (фото: Александр Никитин)

Митропольский как продюсер работает с «ВП» с 1998 г., с самого начала существования трио, но впервые вышел с ними на сцену как участник представления. Его прозаические тексты о джазе, науке (кто не знает: М.М. Митропольский — действующий научный сотрудник Физического института АН РФ, и в космосе до сих пор летает по крайней мере один созданный им прибор) и, так сказать, о методах и способах пересечения науки и искусства, зачитываемые со сцены, демонстрируемые на видео и даже разыгрываемые в формате лекции («Принципиальная схема конструкции гири», с демонстрацией классического лекционного «транспаранта» и раздачей по залу «раздаточного материала» — см. иллюстрацию), органично влились в музыкальную ткань «ВП», при участии Алексея Круглова специально подготовленную для формата такого «междужанрового» спектакля. Алексей Круглов и лидер «ВП» пианист Андрей Разин давно обсуждали возможность совместного проекта, и любопытно, что эта возможность впервые реализовалась именно в рамках «мультидисциплинарного» проекта — Круглов ведь и сам склонен к театрализации своих выступлений, к задействованию в них звучащего слова. В новом проекте (рабочее название — «О физиках и лириках», но участники «ВП» говорят, что при дальнейшей работе с этим проектом название будет изменено) Круглов не только играл значительную часть подготовленного (и импровизируемого) музыкального материала, но и выступил в актёрском качестве, на полном серьёзе разнося по залу «Принципиальную схему конструкции гири» и выставляя перед сценой соответствующий транспарант.

Раздаточный материал к лекции
Раздаточный материал к лекции (фрагмент)

Общее впечатление: проект интересный, его нужно развить, но главное — отрепетировать, чтобы нарратив органичнее стыковался с музыкой, а нарратор был занят на сцене какой-то полезной деятельностью, пока нарратив не звучит. 

Second Approach

13 марта в рамках «Нового звука» состоялось первое из двух выступлений авторских проектов саксофониста Алексея Круглова.

Alexey Kruglov

30-летний композитор и лидер нескольких проектов, объединённых названием «Круглый бенд» («Бенд» — это не опечатка, это Алексей так пишет принципиально) в марте отмечает 10-летие своего ансамбля, и этой тематике посвящены оба его выступления в «Новом звуке», и 13, и 27 марта. 13-го Круглов показал основное ядро «Круглого бенда»: это квартет (он сам плюс пианист Ренат Гатаулин, контрабасист Дмитрий Толочков и барабанщик Олег Шунцов), сыгравший программу, сходную с той, что записана на альбоме Алексея Круглова «Music of Anxiety» (SoLyd Records, 2008). Нам случалось до концерта слышать опасения, что Круглов представит какой-то радикальный фри-джаз; опасения эти не оправдались — программа «Круглого бенда» не может быть названа мэйнстримовой, и слуховой комфорт слушателей тут явно не ставится во главу угла, но называть эту музыку радикальной или деструктивной сложно. Экспрессивные, размашистые темы Круглова чётко структурированы в композиционном плане, развиваются весьма логично (хотя зачастую и очень напористо), и главное — это развитие ясно читается и понимается публикой, пусть иногда и царапает уши наименее подготовленной части аудитории (Алексей никогда не отказывает себе в запредельно интенсивном и экстремальном звукоизвлечении на саксофоне, хотя оно всегда оправдано композиционой логикой).

Alexey Kruglov
Алексей Круглов

Ещё один характерный элемент программы «Круглого бенда» — стихи лидера, которые он иногда читает прямо внутри звучащей музыкальной ткани. Рубленая, рваная ритмика коротких строк выявляет отчётливое влияние раннего Маяковского (до того периода, когда поэт-футурист, выражаясь словами Варлама Шаламова, «принёс хорошую поэзию в жертву плохой политике»), но эта стилистика, сложившаяся до 1917 г., возможно, подходит русскому фри-джазу органичнее, чем пространные строфы шестидесятников — как нью-йоркскому фри-джазу подходила настырная речитация Лероя Джонса (будущего Амири Баракa) с его «Black Dada Nihilismus». «Мажем, неофит скажет / Поиск слова важен» — декламирует Круглов; что в музыке, что в её соединении с поэзией его поиск и есть постоянный поиск слова, неважно — вербального или музыкального. 

28 марта, в ближайшую субботу, Алексей Круглов представит в рамках «Нового звука» ещё одну программу к 10-летию «Круглого бенда» — на сей раз расширенным инструментальным составом и с музыкой Орнетта Коулмана, программу, посвящённую 80-летию первопроходца джазового авангарда (подробный анонс мы опубликуем в четверг).

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №421: бескомпромиссный Чарлз Гейл
Следующая статья25 лет биг-бэнду Владимира Толкачёва
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.