Мир. Блюз. Май. Архангельск

1
Галина Чарупа
фото: Андрей Чураков
DK

Ещё недавно было весьма сложно представить, что музыка, рождённая в конце XIX века на берегах далёкой Миссисипи и подхваченная бродячими чёрными музыкантами, спустя столетие с лишним зазвучит на берегах Белого моря. Здесь, в Архангельске и Северодвинске, с 28 по 30 мая уже в пятый раз состоялся международный фестиваль «Архангельск Блюз».
Рассказать есть о чём. Ставший традиционным (а значит — ожидаемым публикой и музыкантами) фестиваль даже не поднялся, а просто-таки подскочил на новый, более высокий уровень. И это можно считать заявкой на новый статус одного из самых значительных музыкальных событий Архангельска, а то и Северо-запада России в целом.
В этом году у фестиваля появилась эмблема — симпатичная белка с гитарой. «Мы познакомились с ней в музее «Малые Корелы» в последний день прошлогоднего фестиваля», — рассказал организатор проекта Тим Дорофеев. — «Во время пикника со шведскими музыкантами из группы Rambling Minds к нам подскочила белка, решила с нами пообщаться, и мы приняли её в наши ряды. Автор эмблемы — дизайнер Александр Маслов. А идея дать белке в лапы мою гитару — наша общая».

Впервые в материалах о фестивале Тим Дорофеев фигурирует не только как известный архангельский гитарист, но и как продюсер. Собственно, де-факто он давно им является: много лет в Архангельске действует его творческая лаборатория «Джаз-мастерская», сотрудничающая не только с музыкантами, но и с художниками, актёрами, танцовщиками и другими творческими людьми. В рамках «Джаз-мастерской», которую Тим считает своим главным проектом, проходят вечера живой музыки в музеях и клубах Архангельска, познавательно-игровые занятия с детьми, новогодние «Джаз-маскарады», фестивали «Этно-Баренц Мюзик» и «Архангельск Блюз». Сейчас вместе с клубом «Терра» он проводит еженедельный сешн-проект по поиску и поддержке талантливой музыкальной молодёжи.
ДАЛЕЕ: подробный репортаж о фестивале. Много картинок!
Пятый фестиваль «Архангельск Блюз» стартовал 28 мая в ДК «Строитель» Северодвинска, где выступили Николай Куликов с группой «Баскервиль Холл» (Архангельск), вокалистка Мария Корель (Архангельск), молодёжный коллектив J.T. Fresh (Киев) и трио Роберта Лайтхауза (США — Новосибирск). 29 мая состоялся грандиозный концерт в открывшемся весной после фундаментальной реконструкции Архангельском областном театре драмы. Концерт продолжался более пяти часов, и в нём приняли участие J.T. Fresh (Киев), группа Тима Дорофеева The New Blues Band (Архангельск), трио Роберта Лайтхауза (США — Новосибирск), российско-норвежский проект Loose Ends совместно с коллективом «Мурманск Классик Квартет». Мощным финалом этого блюзового марафона стало выступление темнокожей дивы Дэми Эванс (американки, живущей во Франции), которая с первых же секунд «зажгла» полуторатысячный зал, захватив его своим большим свободным голосом и ураганной энергетикой.

Роберт Лайтхауз
Роберт Лайтхауз

После концерта участники ещё отработали клубный вариант программы в кафе «Блюз», которое находится в Архангельском городском культурном центре (АГКЦ). На следующий день трио Роберта Лайтхауза сыграло два отделения в Музее художественного освоения Арктики имени А.Борисова, после чего, конечно же, был традиционный джем, где ещё раз блеснула Дэми Эванс. Неофициально программа фестиваля продолжалась не три, а четыре дня, так как Роберт Лайтхауз с музыкантами из Новосибирска (гитаристом Евгением Коллини и барабанщиком Владимиром Кирпичёвым) дали 31 мая ещё один концерт — в популярном архангельском клубе «Колесо».

Loose Ends, «Мурманск Классик Квартет», Дэми Эванс
Loose Ends, «Мурманск Классик Квартет», Дэми Эванс

Анализируя фестивальные впечатления, следует выделить несколько фактов. Во-первых, удалось собрать участников из четырёх городов России (Архангельск, Москва, Новосибирск, Мурманск) и шести стран (Россия, Украина, США, Франция, Норвегия, Швеция). Музыканты различались стилистически, а также уровнем и опытом, но тем и были интересны! Во-вторых, из скромного зала Дома офицеров Архангельска фестиваль переехал в этом году на площадку, ко многому обязывающую, — в областной театр драмы (а это самый большой и помпезный зал Архангельской области). В-третьих, концерт в театре посетил вице-премьер правительства России министр финансов Алексей Кудрин (ходят слухи, что с Тимом Дорофеевым они знакомы со времён юности; кроме того, Алексей Леонидович любит живую музыку и, между прочим, играл в школьном ансамбле на барабанах): в министерство финансов РФ было направлено официальное приглашение посетить «Архангельск Блюз», да ещё каким-то счастливым образом совпали сроки визита Кудрина в Архангельскую область и даты проведения фестиваля. В-четвёртых, при организации фестиваля пришлось преодолеть немалые трудности. Хотя, кто скажет, что делать в наше время нечто непопсовое — легко?

The New Blues Band
The New Blues Band: Тим Дорофеев, Александр Гуреев, Валерий Журавлёв

Обо всём этом мы побеседовали с основателем и организатором фестиваля «Архангельск Блюз» Тимофеем Аркадьевичем Дорофеевым.

Видимо, всё удалось потому, что к фестивалю подключились хорошие спонсоры?

— Да, нам удалось выйти на новый уровень благодаря нашему новому генеральному спонсору — банку ВТБ24. А когда появляется возможность работать на такой площадке — это уже другой звук, другой свет и в целом совсем другая атмосфера. Но и ответственность возрастает в несколько раз. Хотелось показать, что мы можем делать фестивали европейского уровня, заявляя о себе не только в России, но и за рубежом.

Пройдёмся по составу участников фестиваля. Вот группа J.T. Fresh из Киева. Интересные ребята, которые пока ещё в самом начале пути.

— Считаю, это перспективная группа — молодые, но крепкие, интересные музыканты. Ищут свой имидж, своё лицо. Для них поездка в Россию (к нам они приехали после выступления в Санкт-Петербурге) и общение с другими музыкантами — это хороший опыт.

J.T.Fresh
J.T.Fresh

Норвежская группа — чуть ли не целый оркестр, на сцене 14 человек…

— Это интернациональный проект — десять музыкантов из норвежского города Вадсё (вернее, девять, один не смог приехать, и его заменил москвич — саксофонист Александр Гуреев) и филармонический квартет из Мурманска. В таком составе они уже играли на фестивалях в Норвегии. И, конечно, я счастлив, что с ними выступила Дэми Эванс, которая приехала к нам из Франции со своим мужем — гитаристом, менеджером и продюсером Фредериком Морисеттом.

Как ты познакомился с Дэми Эванс?

— Группа Loose Ends сообщила нам о своём желании принять участие в фестивале и прислала мне свой диск. Это была запись их совместного выступления с Дэми Эванс. Я сказал: «Приезжайте, но только с этой певицей». Начались долгие, трудные переговоры. Когда мы нашли точки соприкосновения с Дэми и Фредом, начался второй этап: приглашения от оргкомитета оказалось недостаточно для получения визы, и я обошёл несколько кабинетов правительства Архангельской области, послал официальные приглашения от министра культуры и министра иностранных дел. Три раза Дэми ездила в российское посольство в Париже, и разрешение на въезд ей дали тогда, когда мы уже думали, что придётся сдаться. Это произошло за три дня до начала фестиваля. Я чувствовал себя Сизифом: закатываешь на гору камень, а он всё скатывается и скатывается вниз. Решил: попробую ещё один, последний раз. И камень неожиданно закатился! Когда она, наконец, приехала, и я услышал её на репетиции, то сразу понял, что её выступление будет нашей «бомбой». Когда Дэми поёт, понимаешь, что это и есть оно — натуральное искусство, которого мы все хотим.

Подобное можно сказать и про Роберта Лайтхауза. Слушаешь его и чувствуешь: вот он — «натурпродукт», настоящий традиционный американский блюз. Поэтому я очень удивилась, узнав, что Роберт гражданин Швеции, причём у него русское имя и сербская фамилия: по паспорту он Иван Роберт Палинич.

— Да, «Лайтхауз» — это псевдоним. Некоторые наши музыканты теперь зовут его Роберт Иванович. Живёт он на две страны — в Америке и Швеции. Много лет изучал в Америке корневой блюз, работал со старыми блюзменами, впитал блюз кожей, знает его от и до, играет и свои композиции. Он у нас желанный гость, публика принимает его очень хорошо.

Я бы выделила целую группу участников — наших земляков, которые сейчас живут в Москве.

— Это саксофонист Александр Гуреев, бас-гитарист Денис Шушков, пианистка Марина Макарова. Александр и Денис участвовали в нашем проекте The New Blues Band, а Марина играла в Северодвинске с джаз-группой «Баскервиль Холл».

Давай подведём итоги и озвучим планы на будущее.

— Мы заручились поддержкой спонсоров, так что готовить следующий фестиваль можно. Хотя в наше время сложно что-то точно запланировать. Вот и программа этого фестиваля планировалась совершенно другой: собирались приехать группа Ventus Blues Band из Финляндии и армянская певица Мариам из Москвы, но ничего не получилось. Состав участников изменился на 50% по сравнению с запланированным. Поэтому сейчас рискованно говорить о том, что будет через год. Одно скажу: в 2011-м у меня будет юбилей, хотелось бы подвести своеобразный итог своей творческой деятельности, пригласить друзей-музыкантов из разных городов, и не только из России. Я рад, что у нас уже сформировалась команда, которая может решать сложные задачи, возникающие при организации фестиваля: Николай Ковалёв (звук), Алексей Самарин (подготовка рекламных материалов), музыкант Валерий Журавлёв и другие помощники, есть постоянные партнёры фестиваля, появились молодые ребята — волонтёры.

…На концерте в Северодвинске специально для Тима Дорофеева певица Мария Корель спела «Горницу» (известная песня А. Морозова на стихи Н. Рубцова)… в характере блюза. Получилось неожиданно, но интересно. И это стало ещё одним подтверждением безграничности блюза и музыки вообще.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяVIджазовый фестиваль «Петро Джаз 2010»
Следующая статьяФестиваль к 100-летию Эдди Рознера в Берлине
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.