Лондон. Два вечера в Café Oto

1
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Роман Столяр,
Лондон-Новосибирск
фото автора
RS

Постоянный автор «Джаз.Ру» рассказывает о деятельности важнейшей новоджазовой точки на джазовой карте столицы Великобритании

Предыстория

31 марта 2008 года произошло печальное событие в истории лондонского импров-сообщества: Совет по искусствам Англии (Arts Council of England) прекратил субсидирование крупнейшего объединения британских импровизаторов — Лондонского коллектива музыкантов (London Musician’s Collective), что существенно ухудшило концертную жизнь импровизационной сцены британской столицы (так, например, прекратились регулярные импров-акции в легендарном клубе Red Rose). На этом фоне открытие в Лондоне концертной площадки, специализирующейся исключительно на музыкальном авангарде, уже в апреле 2008 года выглядит чуть ли не подвигом. Этой площадкой, семь дней в неделю открытой для выступлений импровизаторов, стало Café Oto, с тех пор, уже более двух лет, являющееся эпицентром лондонского музыкального авангарда. Достаточно взглянуть на концертную афишу кафе, чтобы понять это: здесь регулярно выступает практически весь цвет британской импровизационной сцены — Эван Паркер, Джон Рассел, Стив Бересфорд, Эдди Превост, Джон Бутчер, Саймон Фелл и многие другие. Сюда заезжают и зарубежные звёзды — среди них Вадада Лео Смит, Петер Брёцманн, Икуэ Мори, Санни Мюррей, Джон Чикаи. Кроме того, здесь же проводятся и мастер-классы по импровизации для разных инструментов, что немаловажно для пропаганды импровизационного искусства.

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Café Oto расположено в очень удобном месте — через дорогу от станции метро Dalston Junction. Это почти центр, вторая зона британского метрополитена; в то же время Далстон — довольно тихий район Лондона. Зал Café Oto поразительно напоминает московский ДОМ: те же белые стены, то же расположение барной стойки с приличным ассортиментом, и даже те же деревянные стулья. Чего нет в британском клубе, так это сцены-подиума — музыканты располагаются на том же уровне, что и зрители. Нет также и балкона, как в ДОМе, да и площадь у Café Oto поменьше, потому вместимость скромнее, чем у ДОМа — посадочных мест не более сотни. Но нехватка стульев никого сильно не смущает, если в кафе выступают по-настоящему всемирно известные коллективы. Об этом — ниже.

Вечер первый. 5 июля. Sun Ra Arkestra

Sun Ra Arkestra
Sun Ra Arkestra

ДАЛЕЕ: два вечера в Café Oto. Попытка путешествия на Сатурн и множество необыкновенных дуэтов!
Автор вынужден признать, что основной мотивацией посещения этого концерта была вовсе не любовь к творчеству этого коллектива, а чистой воды любопытство. Детище клавишника Германа Блаунта (Herman Blount), придумавшего себе имя Сан Ра и биографию пришельца с Сатурна, снискало себе противоречивую славу: среди любителей новоджазовой музыки у Sun Ra Arkestra немало поклонников, профессионалы же от музыки более жёстки в оценках творчества этого коллектива — слова «шарлатанство», «балаган», «эпигонство» нередко летят в его адрес. Тем интереснее было взглянуть на оркестр, носящий имя то ли почившего, то ли вернувшегося на родной Сатурн в 1993 г. Германа Блаунта, воочию.

Огромная очередь перед входом в Café Oto свидетельствовала о том, что почитателей музыки Сан Ра в Англии предостаточно; вот и солидная цена билета в двадцать пять фунтов никого из них не отпугнула. Вход в кафе открылся, как и анонсировалось, ровно в восемь; прошёл час, а публика всё продолжала и продолжала прибывать. Оркестранты рассредоточились по залу, периодически исчезая за сценой и снова появляясь, но начинать не торопились. Сидевший с нами по соседству завсегдатай кафе поделился историей, более похожей на легенду: в апреле этого года Sun Ra Arkestra дал два концерта в этом клубе, но музыканты не смогли улететь из-за извержения вулкана и дали… ещё три концерта! «И все пять вечеров были абсолютно разными!» — утверждал завсегдатай, по-фанатски поблёскивая зрачками. От этого стало ещё интереснее.

В начале десятого сцена, наконец, вспыхнула желтоватым светом, и на ней, под бурные аплодисменты зала, с разных сторон стали появляться герои вечера, облачённые в яркие сверкающие одежды и невероятные головные уборы. Улыбчивый трубач Майкл Рэй (Michael Ray), чем-то похожий на Эдди Мёрфи, радостно объявил начало шоу и под звуки контрабаса и трёх (!) джембе не менее радостно запел:

Interplaneta-a-ary,
Interplaneta-a-ary,
Interplaneta-a-ary
MUSIC!!!

Marshall Allen
Marshall Allen

Песнь подхватили почти все участники оркестра; пожалуй, не пел лишь один музыкант — 86-летний Маршалл Аллен (Marshall Allen), скромно (как, вероятно, и подобает руководителю коллектива) примостившийся в сторонке. Молчание бэндлидера, впрочем, было недолгим: на фоне тутти двух саксофонов, тромбона и трубы, выдержанного в духе ансамбля Чарли Мингуса образца шестидесятых, Аллен совершенно поперёк и с энергией, не свойственной человеку столь почтенного возраста, принялся извлекать из своего альт-саксофона оглушительные и виртуозные фри-джазовые пассажи. Этот приём впоследствии повторялся на протяжение концерта несколько раз, лишь в качестве солиста выступали другие музыканты — Майкл Рэй, поразивший фантастическим верхним регистром, тромбонист Дэйв Дэвис (Dave Davis), прекрасно, помимо своего основного инструмента, владеющий альтовой трубой, барабанщик-ветеран Лакман Али (Luqman Ali)… Видимо, слово «ветеран» применимо практически ко всем участникам Sun Ra Arkestra: альтист и перкуссионист Ноэль Скотт (Knoel Scott) — член коллектива с 1979 года, Майкл Рэй — с 1978, Лакман Али — с 1964, перкуссионист Арт Дженкинс (Art Jenkins) — с 1960… Старейший член коллектива (с 1955 года, т.е. с года основания оркестра) — тенорист Чарлз Дэйвис (Charles Davis), сыгравший проникновенно-лиричную балладу — единственную пьесу, контрастировавшую с атмосферой озорного веселья, созданную музыкантами. Инструментальные композиции, в которых масса «выписанных» фрагментов комбинировалась со свободными импровизациями, сменялись вокальными номерами, часто с забавными текстами:

 You made a mistake,
You did something wrong,
You made a mistake,
You did something wrong —
Make a double mistake,
So you do something right.
Make a double mistake —
And you do something right!

Knoel Scott, Dave Davis
Knoel Scott, Dave Davis

Стилистическая мешанина придавала всему действу дополнительную калейдоскопичность: фри-джаз у музыкантов легко комбинировался с латиноамериканскими ритмами, свингом а-ля 1930-е, ритм-энд-блюзом и даже рэпом. Звучание духовых — подчёркнуто нестройное: создавалось ощущение, что оркестранты намеренно настраивают свои дудки чуть ли не в четверть тона — но именно такой приём придаёт Sun Ra Arkestra налёт африканской стихийности, первозданности, можно даже сказать — аутентичности. И то, что в самом начале выступления казалось хулиганским шоу, под конец концерта стало восприниматься не иначе как магический ритуал — иначе как объяснить то, что когда в последней пьесе музыканты, пробиваясь через переполненный зал, уходили со сцены пританцовывая, безумно захотелось к ним присоединиться и идти за ними куда угодно?

Вечер второй. 14 июля. Steve Noble & Alex Ward

Интересующиеся импровизационной музыкой наверняка знают о существовании серии телепередач, созданной британским гитаристом и теоретиком Дереком Бэйли по заказу канала Channel 4. Снятый в 1992 году и получивший название «On The Edge», этот документальный сериал повествует о роли импровизации в различных музыкальных культурах, стилях и направлениях — прекрасный материал для изучения истории импровизации. В одной из серий, где автор передачи рассуждает об особенностях взаимодействия между импровизаторами в современных ансамблях, его слова сопровождает изысканная музыка, логичная по форме и прозрачная по мысли: ударные и кларнет — Стив Нобл (Steve Noble) и Алекс Уорд (Alex Ward). Биография последнего наиболее интересна тем, что этот талантливый музыкант начал свою карьеру концертирующего импровизатора в 13 лет (в «On The Edge» Уорду едва восемнадцать). Нобл — представитель старшего поколения лондонских импровизаторов — начинал у Дерека Бэйли в его Derek Baileys Company. Дуэт существует уже более двадцати лет — поразительное постоянство для импровизационного коллектива (хотя история знает и таких долгожителей — голландцы Хан Беннинк и Миша Менгельберг играют вместе уже сорок лет).

Steve Noble & Alex Ward
Steve Noble & Alex Ward

Перед концертом дуэта никакого ажиотажа не наблюдалось: в зале было всего восемнадцать человек — явный показатель того, что играют «местные». Это ещё раз навело на аналогию с нашим ДОМом, на этот раз грустную — как ни крути, нет пророков в своём отечестве. Не дожидаясь заполнения зала (и, видимо, не очень на это надеясь), дуэт начал своё выступление, что называется, с места в карьер — пронзительной трелью кларнета на фоне оглушительных брейков ударных. Говорить, впрочем, о том, что в дуэте кто-то кому-то аккомпанирует, было бы некорректно — Нобл и Уорд в течение всего концерта демонстрировали совершенно равноправное партнёрство. При этом музыканты абсолютно разные по темпераменту: Уорд эмоционален, горяч, его лицо и тело играют в тон извлекаемым из кларнета звукам. Нобл, напротив, невозмутим и спокоен; что бы он ни делал; кажется, в его игре всегда присутствует холодный расчёт. Нюансировка в игре этого барабанщика поражает — от трёх форте до едва уловимого пианиссимо; арсенал приёмов игры на ударных, которыми владеет Нобл, кажется, неисчерпаем. Наиболее запомнилось, как он использовал резонанс тенорового тома, приближая к его мембране вибрирующую тарелку. Игра Уорда на кларнете более прямолинейна, новаторские приёмы звукоизвлечения он почти не использует (единственное исключение — игра на мундштуке) и всегда мелодичен — даже тогда, когда ударяется в неистовый фри-джаз. Но вот чего больше всего в игре Алекса Уорда, так это аллюзий с академической музыкой двадцатого века — то и дело калейдоскопом прорывались интонации Шостаковича, Хиндемита, Прокофьева.

Hannah Marshall & Shabaka Hutchings
Hannah Marshall & Shabaka Hutchings
Hannah Marshall
Hannah Marshall

Нобл и Уорд были не единственными, кто в тот вечер играл в Café Oto: после двадцатиминутного дуэтного выступления Уорд пригласил на сцену другой дуэт. Перкуссионист и электронщик Орфи Робинсон (Orphy Robinson) и кларнетист Шабака Хатчингс (Shabaka Hutchings) — оба афроамериканцы, сотрудничавшие с такими известными музыкантами, как Чарли Хэйден, Генри Тредгилл и Энди Шепард — к сожалению, не показали ничего особенно выдающегося и после Уорда и Нобла слушались вторично и скучновато. Но зато подлинным открытием оказалась игра присоединившейся к дуэту лондонской виолончелистки Ханны Маршалл (Hannah Marshall) — виртуозная, динамичная, эмоциональная, владеющая обширной звуковой палитрой (завораживающее действо — скольжение ладонями по корпусу виолончели, порождающее неожиданные шумы), Ханна явно взяла на себя функции лидера в трио с Робинсоном и Хатчингсом. Вероятно, ей требовались партнёры посильнее — и во втором сете это случилось: два кларнета и виолончель — Уорд, Хатчингс и Маршалл слились воедино в двадцатиминутной трёхголосной инвенции, причудливо переплетая мелодические линии, местами переходящие в сонорику и вновь возвращающиеся к ясным, чистым напевам.

Будете в Лондоне — обязательно посетите Café Oto. Не пожалеете.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяВышло первое в России пособие по современной импровизации
Следующая статья«Ботаника&Акустика» в старом Ботаническом саду
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя