Юбилей. Линн «Док» Скиннер: продюсер, который 20 лет крепил российско-американские джазовые связи

0
Doc Skinner, 2005
Док Скиннер в своём офисе в Университете Айдахо, февраль 2005 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

20 ноября исполняется 80 лет человеку, который был одним из первопроходцев джазовых связей между США и Россией, точнее — сначала между США и СССР. Благодаря ему на одном из крупнейших джазовых фестивалей Северо-Запада США на протяжении 20 лет выступили несколько десятков музыкантов из России и других стран бывшего Советского Союза. Его зовут Линн Джей Скиннер, но джазовое сообщество знает его под именем Док Скиннер. Док — действительно Док: он доктор музыковедения, тридцать лет возглавлял джазовый фестиваль в Университете штата Айдахо в городке Москва (Москоу) и был личным другом патрона фестиваля — легендарного вибрафониста Лайонела Хэмптона, который дал фестивалю (и джазовому колледжу Университета Айдахо) своё имя. Недавно Док выпустил книгу о своей дружбе с Хэмптоном, которая называется «Hamp & Doc: Lynn “Doc” Skinner and the Lionel Hampton Jazz Festival» (Inkwater Press, 2019).

Док Скиннер и Лайонел Хэмптон: фотография с дарственной надписью музыканта, 1990
Док Скиннер и Лайонел Хэмптон: фотография с дарственной надписью музыканта, 1990

Конечно, фестиваль Лайонела Хэмптона известен в США не только и даже не столько потому, что на нём выступало необычно много артистов из стран бывшего СССР. Скорее наоборот: основной вес этому ежегодному музыкальному празднику придавало участие цвета нью-йоркской и калифорнийской джазовой сцены. Сначала их привлекал авторитет Лайонела Хэмптона, чьё имя фестиваль носил с 1985 г., а затем уже и репутация, которую для фестиваля создал Док Скиннер, прежде всего благодаря тому, что для участия в конкурсе молодых музыкантов в рамках фестиваля в Москоу каждый год приезжало 10-15 тысяч студентов джазовых программ всех возрастных категорий со всего Запада и Северо-Запада США и западных провинций Канады.

Февраль 2002, сцена стадиона Kibbie Dome в Москоу, Айдахо. Док Скиннер (справа) на репетиции и саундчеке «хауз-бэнда» (основной ритм-секции) фестиваля. За роялем Малгру Миллер (1955-2013), за ним гитарист Бакки Пиццарелли(1926-2020) и его сын, певец и гитарист Джон Пиццарелли (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Февраль 2002, сцена стадиона Kibbie Dome в Москоу, Айдахо. Док Скиннер (справа) на репетиции и саундчеке «хауз-бэнда» (основной ритм-секции) фестиваля. За роялем Малгру Миллер (1955-2013), за ним гитарист Бакки Пиццарелли(1926-2020) и его сын, певец и гитарист Джон Пиццарелли (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В конце 1980-х мало кто в США знал, что в СССР вообще есть джазовая сцена — пусть не такая разнообразная и обширная, как в Западной Европе или Северной Америке, но вполне живая и самостоятельная. Мало каким советским джазовым артистам удавалось выступить в США без того, чтобы сначала туда эмигрировать. Потребовалось много усилий и в Советском Союзе, и в Штатах для того, чтобы впервые в истории на крупном джазовом фестивале в США в 1989 г. выступил советский джазовый дуэт — российский пианист Леонид Винцкевич и эстонский тенор-саксофонист Лембит Саарсалу.

Лайонел Хэмптон и Лембит Саарсалу (фото © пресс-служба Университета Айдахо)
Лайонел Хэмптон и Лембит Саарсалу (фото © пресс-служба Университета Айдахо)

Впервые встретившись на джаз-фестивале в Свердловске в 1984, оба артиста жили в своих родных городах: Винцкевич — в Курске, Саарсалу — в Таллине. Но, встречаясь на джазовых фестивалях в разных концах СССР, они обнаружили, что не только оба любят и знают классический репертуар американских джазовых стандартов, но разделяют и понимание сложных форм в контексте джазового дуэта, и стремление использовать в джазовой идиоме элементы своих музыкальных культур: Винцкевич — богатое наследие русской классической музыки, которое он изучал на композиторском отделении Казанской консерватории в 1968-1973 гг.; Саарсалу — суровую северную красоту эстонского фольклора. Вскоре они уже выступали на европейских джазовых фестивалях, в том числе на Фестивале Северного моря в Нидерландах в 1986, и в 1989 дебютировали в США на Джаз-фестивале Лайонела Хэмптона в городке Москва (Москоу), штат Айдахо. Немедленный успех: даже патрон фестиваля, 81-летний вибрафонист Лайонел Хэмптон, вышел на сцену немного поиграть с советским дуэтом. Дуэт Винцкевич-Саарсалу возвращался на фестиваль в Айдахо ежегодно вплоть до 1993, а затем снова — с конца 90-х по 2007, когда автор идеи появления советских джазовых артистов на крупнейшем джаз-фестивале к западу от Миссисипи, художественный руководитель фестиваля с 1977 г. доктор Линн Скиннер по прозвищу Док, ушёл на пенсию.
ВИДЕО: Джаз-фестиваль Лайонела Хэмптона, Москоу (Айдахо), 1997. Леонид Винцкевич (ф-но), Лембит Саарсалу (саксофон), Джон Стоуэлл (гитара), Кристиан Фабиан (бас) Элвин Джонс (барабаны)

При Скиннере Международный джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона был музыкальным событием с наиболее широким участием советских и постсоветских джазовых музыкантов во всей Северной Америке. Артисты из России, Эстонии, Украины, Латвии выступали в Москоу каждый год, включая нескольких американских джазменов российского происхождения — например, трубача Валерия Пономарёва (бывшего участника «Джаз Мессенджерс» легендарного Арта Блэйки) или саксофониста Игоря Бутмана, который вновь приезжал в Айдахо и позже, когда уже вернулся в Россию после многих лет работы в США.

Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2001. Саксофонист Джо Ловано, трубач Валерий Пономарёв и саксофонист Игорь Бутман на сцене стадиона Kibbie Dome (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2001. Саксофонист Джо Ловано, трубач Валерий Пономарёв и саксофонист Игорь Бутман на сцене стадиона Kibbie Dome (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

На фестивале выступали гитарист Энвер Измайлов, мультиинструменталист Давид Голощёкин, валторнист Аркадий Шилклопер, вокальный ансамбль ManSound, пианист Эльдар Джангиров (для 12-летнего Эльдара выступление на Lionel Hampton Jazz Festival стало дебютом на американской фестивальной сцене после эмиграции из Кыргызстана), саксофонист Николай Винцкевич и другие артисты с постсоветского пространства.

Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2005. Герман Лукьянов, Билл Уотрус, Олег Грымов на сцене во время выступления ансамбля Игоря Бутмана (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2005. Герман Лукьянов, Билл Уотрус, Олег Грымов на сцене во время выступления ансамбля Игоря Бутмана (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

А для легенды советского джаза Германа Лукьянова (1936-2019) 25 минут на сцене Фестиваля Лайонела Хмптона стали первым и единственным в жизни выступлением на джазовом фестивале в США: вместе с квинтетом Игоря Бутмана (Игорь на тенор-саксофоне, Олег Грымов на альте, Антон Баронин на фортепиано, басист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак) он исполнил на фестивале 2005 года четыре своих авторских пьесы, и в одной из них к ансамблю присоединился легендарный американский тромбонист Билл Уотрус.

Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2005. Продюсер фестиваля Док Скиннер и барабанщики из России Эдуард Зизак и Александр Зингер наблюдают за дневным саундчеком барабанщика Джеффа Хэмилтона на сцене стадиона Kibbie Dome (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Lionel Hampton Jazz Festival, февраль 2005. Продюсер фестиваля Док Скиннер и барабанщики из России Эдуард Зизак и Александр Зингер наблюдают за дневным саундчеком барабанщика Джеффа Хэмилтона на сцене стадиона Kibbie Dome (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Пиковым оказался 2005 год, когда на фестивале в Айдахо за три дня выступило общим счётом 18 музыкантов из бывшего СССР — включая восьмерых молодых стажёров программы «Открытый мир», которые занимались в Музыкальной школе им. Лайонела Хэмптона при Университете Айдахо. Среди этой молодёжи и в 2005, и в следующем, 2006 году были артисты, которые сейчас, полтора десятилетия спустя, входят в число лидеров нынешней российской сцены России (пианист Евгений Лебедев, барабанщик Александр Зингер, трубач Пётр Востоков) и даже Израиля (саксофонист Леонид Сендерский).

Док Скиннер и российские стажёры программы Open World за кулисами Lionel Hampton Jazz Festival, 2006: Александр Папий, Екатерина Черноусова, Олег Остапчук, Док, Пётр Востоков, Филипп Мещеряков, Денис Швытов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Док Скиннер и российские стажёры программы Open World за кулисами Lionel Hampton Jazz Festival, 2006: Александр Папий, Екатерина Черноусова, Олег Остапчук, Док, Пётр Востоков, Филипп Мещеряков, Денис Швытов (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Но из всех российских и постсоветских джазовых артистов именно дуэт Винцкевич-Саарсалу оставался составом с самой долгой историей участия в важнейшем джаз-фестивале северо-западного региона США. Они играли там полтора десятка раз! Было бы странно, если бы у них не возникло дружеских отношений с Доком Скиннером, и они затем вышли на новый уровень, когда Скиннер в 1998 г. посетил в России фестиваль «Джазовая провинция», художественным руководителем которого с 1996 г. и по сей день остаётся Леонид Винцкевич. Док и Леонид воздействовали на целое поколение музыкантов, ведь «ДП» — не просто джаз-фестиваль в Курске, он ежегодно охватывает от 5-7 до 10-12 городов центральной России (Курск, Орёл, Белгород, Воронеж, Тула и т. д.) За четверть века истории фестиваля в нём участвовали сотни артистов со всей России, из США, Японии, Израиля, Бразилии и европейских стран (Германия, Норвегия, Польша, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Дания, Польша, Испания, Швейцария, Люксембург, Франция, Нидерланды, Финляндия…) В ходе ежегодных двухнедельных туров «Джазовой провинции» родилось множество совместных проектов российских, американских и европейских джазовых музыкантов, которые первоначально повстречались на российском фестивале.

Москоу, Айдахо, февраль 2005: Док Скиннер, Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Николай Винцкевич
Москоу, Айдахо, февраль 2005: Док Скиннер, Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Николай Винцкевич (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Линн «Док» Скиннер — не просто организатор джазовых фестивалей. Он — музыкант, который умеет профессионально играть на семи инструментах: от фортепиано и саксофона — до редкого эуфониума. А ещё он пишет музыку. Его сочинения играли Слайд Хэмптон, Игорь Бутман, Клаудио Родити, оркестр Лайонела Хэмптона. Некоторые его пьесы были исполнены струнным оркестром на Фестивале им. Лайонела Хэмптона в 2007 г., когда Док уходил на пенсию: оркестром дирижировал новый художественный руководитель фестиваля, прославленный контрабасист Джон Клэйтон, а основными солистами были Лембит Саарсалу на саксофоне и Леонид Винцкевич на фортепиано.

Февраль 2007, стадион Kibbie Dome, Москоу, Айдахо: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Джон Клэйтон (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Февраль 2007, стадион Kibbie Dome, Москоу, Айдахо: Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, Джон Клэйтон (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Это был очень трогательный момент, свидетелем которого был автор этих строк вместе с ещё несколькими тысячами слушателей на восьмитысячном стадионе «Кибби Доум» Университета Айдахо.

Джон Клэйтон и Док Скиннер. Lionel Hampton Jazz Festival, 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Джон Клэйтон и Док Скиннер. Lionel Hampton Jazz Festival, 2007 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

У российско-эстонского дуэта было и собственное, более камерное видение авторской музыки Дока Скиннера. Они записали эти треки в зале университета в Солт-Лейк-Сити; лиричный, сердечный, добрый автор музыки незримо присутствует в исполнении своих пьес друзьями с другой стороны земного шара, так что в записи участвуют не два, а, фактически, три артиста.

Джазовая интерпретация музыкального материала по природе своей эфемерна. Она может удаться, а может и нет. Композитор только намечает пути, а идут ими музыканты-импровизаторы, добавляя свои чувства и свой опыт к тем идеям и мыслям, которыми руководствовался автор музыки. В тот вечер в Солт-Лейк-Сити всё это совпало, всё удалось. Сами артисты определяют это кратко: «Получилось очень музыкально». И это правда. Так бывает вовсе не обязательно: чтобы идеи, заложенные автором музыки, так переплелись со вкусами, опытом, эмоциональным багажом исполнителей, чтобы в результате родилась новая сущность — больше, чем просто сумма составных частей и влияний. Песенные по своим качествам, мелодии Скиннера звучат у инструменталистов не просто как последовательность нот, сколь угодно хитро закрученная — они звучат как песни, как жалоба, или надежда, или объяснение в любви, идущие прямо из человеческого сердца, как живая эмоция, а не просто как нотный текст. Это дорогого стоит.

обложка альбома
обложка альбома

К 80-летию Дока Скиннера дуэт Леонида Винцкевича и Лембита Саарсалу выпустил эту запись на Butman Music Records в форматах CD и LP под названием «Прими мою любовь» («Take My Love»). В ноябре-декабре 2020 года она появится и на цифровых платформах.

«Прими мою любовь» (Take My Love)

Леонид Винцкевич, фортепиано; Лембит Саарсалу, тенор-саксофон
запись: зал университета Солт-Лейк-Сити, штат Юта, звукоинженер Майк Коттл
сведение и мастеринг: Seastudio, Москва, Евгений Шариков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.