20 ноября исполняется 80 лет человеку, который был одним из первопроходцев джазовых связей между США и Россией, точнее — сначала между США и СССР. Благодаря ему на одном из крупнейших джазовых фестивалей Северо-Запада США на протяжении 20 лет выступили несколько десятков музыкантов из России и других стран бывшего Советского Союза. Его зовут Линн Джей Скиннер, но джазовое сообщество знает его под именем Док Скиннер. Док — действительно Док: он доктор музыковедения, тридцать лет возглавлял джазовый фестиваль в Университете штата Айдахо в городке Москва (Москоу) и был личным другом патрона фестиваля — легендарного вибрафониста Лайонела Хэмптона, который дал фестивалю (и джазовому колледжу Университета Айдахо) своё имя. Недавно Док выпустил книгу о своей дружбе с Хэмптоном, которая называется «Hamp & Doc: Lynn «Doc» Skinner and the Lionel Hampton Jazz Festival» (Inkwater Press, 2019).
Конечно, фестиваль Лайонела Хэмптона известен в США не только и даже не столько потому, что на нём выступало необычно много артистов из стран бывшего СССР. Скорее наоборот: основной вес этому ежегодному музыкальному празднику придавало участие цвета нью-йоркской и калифорнийской джазовой сцены. Сначала их привлекал авторитет Лайонела Хэмптона, чьё имя фестиваль носил с 1985 г., а затем уже и репутация, которую для фестиваля создал Док Скиннер, прежде всего благодаря тому, что для участия в конкурсе молодых музыкантов в рамках фестиваля в Москоу каждый год приезжало 10-15 тысяч студентов джазовых программ всех возрастных категорий со всего Запада и Северо-Запада США и западных провинций Канады.
В конце 1980-х мало кто в США знал, что в СССР вообще есть джазовая сцена — пусть не такая разнообразная и обширная, как в Западной Европе или Северной Америке, но вполне живая и самостоятельная. Мало каким советским джазовым артистам удавалось выступить в США без того, чтобы сначала туда эмигрировать. Потребовалось много усилий и в Советском Союзе, и в Штатах для того, чтобы впервые в истории на крупном джазовом фестивале в США в 1989 г. выступил советский джазовый дуэт — российский пианист Леонид Винцкевич и эстонский тенор-саксофонист Лембит Саарсалу.
Впервые встретившись на джаз-фестивале в Свердловске в 1984, оба артиста жили в своих родных городах: Винцкевич — в Курске, Саарсалу — в Таллине. Но, встречаясь на джазовых фестивалях в разных концах СССР, они обнаружили, что не только оба любят и знают классический репертуар американских джазовых стандартов, но разделяют и понимание сложных форм в контексте джазового дуэта, и стремление использовать в джазовой идиоме элементы своих музыкальных культур: Винцкевич — богатое наследие русской классической музыки, которое он изучал на композиторском отделении Казанской консерватории в 1968-1973 гг.; Саарсалу — суровую северную красоту эстонского фольклора. Вскоре они уже выступали на европейских джазовых фестивалях, в том числе на Фестивале Северного моря в Нидерландах в 1986, и в 1989 дебютировали в США на Джаз-фестивале Лайонела Хэмптона в городке Москва (Москоу), штат Айдахо. Немедленный успех: даже патрон фестиваля, 81-летний вибрафонист Лайонел Хэмптон, вышел на сцену немного поиграть с советским дуэтом. Дуэт Винцкевич-Саарсалу возвращался на фестиваль в Айдахо ежегодно вплоть до 1993, а затем снова — с конца 90-х по 2007, когда автор идеи появления советских джазовых артистов на крупнейшем джаз-фестивале к западу от Миссисипи, художественный руководитель фестиваля с 1977 г. доктор Линн Скиннер по прозвищу Док, ушёл на пенсию.
ВИДЕО: Джаз-фестиваль Лайонела Хэмптона, Москоу (Айдахо), 1997. Леонид Винцкевич (ф-но), Лембит Саарсалу (саксофон), Джон Стоуэлл (гитара), Кристиан Фабиан (бас) Элвин Джонс (барабаны)
httpv://www.youtube.com/watch?v=wTf7wVEG5i8
При Скиннере Международный джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона был музыкальным событием с наиболее широким участием советских и постсоветских джазовых музыкантов во всей Северной Америке. Артисты из России, Эстонии, Украины, Латвии выступали в Москоу каждый год, включая нескольких американских джазменов российского происхождения — например, трубача Валерия Пономарёва (бывшего участника «Джаз Мессенджерс» легендарного Арта Блэйки) или саксофониста Игоря Бутмана, который вновь приезжал в Айдахо и позже, когда уже вернулся в Россию после многих лет работы в США.
На фестивале выступали гитарист Энвер Измайлов, мультиинструменталист Давид Голощёкин, валторнист Аркадий Шилклопер, вокальный ансамбль ManSound, пианист Эльдар Джангиров (для 12-летнего Эльдара выступление на Lionel Hampton Jazz Festival стало дебютом на американской фестивальной сцене после эмиграции из Кыргызстана), саксофонист Николай Винцкевич и другие артисты с постсоветского пространства.
А для легенды советского джаза Германа Лукьянова (1936-2019) 25 минут на сцене Фестиваля Лайонела Хмптона стали первым и единственным в жизни выступлением на джазовом фестивале в США: вместе с квинтетом Игоря Бутмана (Игорь на тенор-саксофоне, Олег Грымов на альте, Антон Баронин на фортепиано, басист Виталий Соломонов и барабанщик Эдуард Зизак) он исполнил на фестивале 2005 года четыре своих авторских пьесы, и в одной из них к ансамблю присоединился легендарный американский тромбонист Билл Уотрус.
Пиковым оказался 2005 год, когда на фестивале в Айдахо за три дня выступило общим счётом 18 музыкантов из бывшего СССР — включая восьмерых молодых стажёров программы «Открытый мир», которые занимались в Музыкальной школе им. Лайонела Хэмптона при Университете Айдахо. Среди этой молодёжи и в 2005, и в следующем, 2006 году были артисты, которые сейчас, полтора десятилетия спустя, входят в число лидеров нынешней российской сцены России (пианист Евгений Лебедев, барабанщик Александр Зингер, трубач Пётр Востоков) и даже Израиля (саксофонист Леонид Сендерский).
Но из всех российских и постсоветских джазовых артистов именно дуэт Винцкевич-Саарсалу оставался составом с самой долгой историей участия в важнейшем джаз-фестивале северо-западного региона США. Они играли там полтора десятка раз! Было бы странно, если бы у них не возникло дружеских отношений с Доком Скиннером, и они затем вышли на новый уровень, когда Скиннер в 1998 г. посетил в России фестиваль «Джазовая провинция», художественным руководителем которого с 1996 г. и по сей день остаётся Леонид Винцкевич. Док и Леонид воздействовали на целое поколение музыкантов, ведь «ДП» — не просто джаз-фестиваль в Курске, он ежегодно охватывает от 5-7 до 10-12 городов центральной России (Курск, Орёл, Белгород, Воронеж, Тула и т. д.) За четверть века истории фестиваля в нём участвовали сотни артистов со всей России, из США, Японии, Израиля, Бразилии и европейских стран (Германия, Норвегия, Польша, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Дания, Польша, Испания, Швейцария, Люксембург, Франция, Нидерланды, Финляндия…) В ходе ежегодных двухнедельных туров «Джазовой провинции» родилось множество совместных проектов российских, американских и европейских джазовых музыкантов, которые первоначально повстречались на российском фестивале.
Линн «Док» Скиннер — не просто организатор джазовых фестивалей. Он — музыкант, который умеет профессионально играть на семи инструментах: от фортепиано и саксофона — до редкого эуфониума. А ещё он пишет музыку. Его сочинения играли Слайд Хэмптон, Игорь Бутман, Клаудио Родити, оркестр Лайонела Хэмптона. Некоторые его пьесы были исполнены струнным оркестром на Фестивале им. Лайонела Хэмптона в 2007 г., когда Док уходил на пенсию: оркестром дирижировал новый художественный руководитель фестиваля, прославленный контрабасист Джон Клэйтон, а основными солистами были Лембит Саарсалу на саксофоне и Леонид Винцкевич на фортепиано.
Это был очень трогательный момент, свидетелем которого был автор этих строк вместе с ещё несколькими тысячами слушателей на восьмитысячном стадионе «Кибби Доум» Университета Айдахо.
У российско-эстонского дуэта было и собственное, более камерное видение авторской музыки Дока Скиннера. Они записали эти треки в зале университета в Солт-Лейк-Сити; лиричный, сердечный, добрый автор музыки незримо присутствует в исполнении своих пьес друзьями с другой стороны земного шара, так что в записи участвуют не два, а, фактически, три артиста.
Джазовая интерпретация музыкального материала по природе своей эфемерна. Она может удаться, а может и нет. Композитор только намечает пути, а идут ими музыканты-импровизаторы, добавляя свои чувства и свой опыт к тем идеям и мыслям, которыми руководствовался автор музыки. В тот вечер в Солт-Лейк-Сити всё это совпало, всё удалось. Сами артисты определяют это кратко: «Получилось очень музыкально». И это правда. Так бывает вовсе не обязательно: чтобы идеи, заложенные автором музыки, так переплелись со вкусами, опытом, эмоциональным багажом исполнителей, чтобы в результате родилась новая сущность — больше, чем просто сумма составных частей и влияний. Песенные по своим качествам, мелодии Скиннера звучат у инструменталистов не просто как последовательность нот, сколь угодно хитро закрученная — они звучат как песни, как жалоба, или надежда, или объяснение в любви, идущие прямо из человеческого сердца, как живая эмоция, а не просто как нотный текст. Это дорогого стоит.
К 80-летию Дока Скиннера дуэт Леонида Винцкевича и Лембита Саарсалу выпустил эту запись на Butman Music Records в форматах CD и LP под названием «Прими мою любовь» («Take My Love»). В ноябре-декабре 2020 года она появится и на цифровых платформах.
«Прими мою любовь» (Take My Love)
Леонид Винцкевич, фортепиано; Лембит Саарсалу, тенор-саксофон
запись: зал университета Солт-Лейк-Сити, штат Юта, звукоинженер Майк Коттл
сведение и мастеринг: Seastudio, Москва, Евгений Шариков