Stolen From Norway: трио Альперин — Шилклопер —Вордал в Москве

1

NEW: Stolen from Norway (Альперин, Шилклопер, Вордал), или гигиена по-норвежски

6 октября в цикле «Импровизация нового века» Михаил Митропольский представляет трио Stolen From Norway: Михаил АЛЬПЕРИН (Норвегия) — фортепиано, мелодика; Вегар ВОРДАЛ (Vegar Vårdal, Норвегия) — скрипка, hardingfele (норвежская скрипка), танец; Аркадий ШИЛКЛОПЕР (Россия-Германия) — валторна, флюгельгорн.

 Место проведения: Еврейский культурный центр на Никитской — ул. Б. Никитская, 47/3 (м. «Краснопресненская/Баррикадная»), начало в 19:00

Скоро уже 20 лет, как международный ансамбль с локализованным названием Moscow Art Trio более всего известен в Европе в качестве представителя российского «нового» джаза. Это и не удивительно — европейским слушателям интересно не тщательное копирование американских образцов с весьма относительной достоверностью, а своё внутренне глубокое видение мира. Именно им и отличается трио, регулярно приглашаемое на многочисленные европейские джазовые фестивали. При этом музыканты совершенно не настаивают на собственной джазовой природе. В их багаже — контрасты музыкальных пространств от использования экзотики тувинской традиции горлового пения и магии болгарских женских хоров до освоения языка Прокофьева, Хиндемита, ещё и саркастической ухмылки рахманиновскими пассажами. Много лет назад Миша Альперин попытался создавать музыку в Осло, в деревенской столице европейской цивилизации, да так и остался. Там возникла новая возможность соединения южнороссийской наивности провинциального, т.е. по российским меркам — самого глубокого, поиска со скандинавской снежной невозмутимостью и подвешенной прохладой тонкого видения.

Misha Alperin
Misha Alperin

ДАЛЕЕ: подробности об артистах и ВИДЕО!

Arkady Shilkloper
Arkady Shilkloper

В России музыканты появляются не часто, что вполне объяснимо. Все они очень заняты и живут в разных странах. Лидер, пианист Михаил Альперин, действительно обитает в Осло и занимает должность профессора Академии музыки. При этом он входит в число постоянных артистов лейбла ECM, имеет целый ряд концертных проектов в широком диапазоне современной камерной импровизационной музыки, выступления которых расписаны на годы вперед. Валторнист и непревзойденный исполнитель на альпийском роге Аркадий Шилклопер приезжает на многочисленные выступления в Россию из Европы. Число международных проектов, в которых он занят, ещё больше, а их диапазон простирается от world music через джаз до совершенно академических концертов. Уникальный носитель фольклорного начала Сергей Старостин — желанный участник большого числа музыкальных образований, имеющих приставку «этно».

Vegar Vårdal
Vegar Vårdal

На этот раз в Москву опять приезжает трио, но изменённое — партнером Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера будет норвежский музыкант Вегар Вордал, скрипач и танцор, виртуозно владеющий как традиционной скрипкой, так и hardingfele — норвежской фольклорной разновидностью скрипки. «Энергетическая бомба» Вегар Вордал родился на Лофотенских островах в Северной Норвегии в 1975 году. Он выступает как солист и в составе различных инструментальных и танцевальных групп, его можно слышать и видеть не только в Норвегии, но и по всему миру. В основе его выступлений народная норвежская музыка и танец. В последние годы Вегар Вордал много экспериментирует в различных жанрах, выступает в мюзикле (Les Miserables), театре (Erasmus Montanus), кино («Вегас»). Много лет назад Михаил Альперин и Вегар Вордал создали сюиту, которая дала название нынешнему проекту — «Stolen From Norway». Сам Альперин затрудняется дать точный перевод этому названию, он предпочитает более пространное объяснение:

 «Россия… Норвегия… Мы первыми начали осваивать арктическое пространство, а для европейцев мы всегда считались (а может, и по сей день) «краем света»… Говорят, наши народы были настолько близки, что в один исторический период даже существовал смешанный российско-норвежский язык с общей грамматикой и запасом слов. Но он давно утерян. Этот проект — попытка трёх музыкантов (через музыку и танец!) показать, что история культурных связей России и Норвегии — намного глубже, чем переписка между великими Чайковским и Григом. Может быть, мы всё-таки найдем общий язык..?»

 Еврейский культурный центр на Никитской: ул. Б. Никитская, 47/3 (м. «Краснопресненская/Баррикадная») (495)787-45-60, (495)787-45-67 (информация и бронирование билетов), начало в 19:00

ВИДЕО:
Ведар Вогран
играет норвежский фолк
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=jAunVGD5Mbw]

Moscow Art Trio — выступление на Kalicz Piano Festival в Польше, 2006
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=qBH8KJZW22o]

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяЧетвёртый фестиваль Lady In Jazz: Москва и Петербург
Следующая статья«Сентябрь в Тихвине»: полный репортаж с XI фестиваля
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Миша, как всегда парадоксален непредсказуем. Его способность держать музыкальное время уникальна и я даже не могу вспомнить подобный пример в мире джаза.
    А славянская грусть и переживание российской природы отсылает к лучшим опусам Мусоргского и Бородина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.