Джазовый подкаст №465: R.I.P. Джеймс Муди (1925-2010)

3
Jazz.Ru Podcast

Памяти саксофониста Джеймса Муди (25 марта 1925 — 9 декабря 2010): главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков рассказывает о жизненном пути музыканта. Слушаем пьесы «Moody’s Mood For Love» (сольная запись Муди 1949 г., где он играет на альт-саксофоне, и концертная запись The United Nation Orchestra п/у Диззи Гиллеспи 1989 г., где он поёт свою импровизацию 49-го года со словами, написанными Эдди Джефферсоном в 1952) и «Easy Living» с альбома Джеймса Муди «Don’t Look Away Now!» (Presitige, 1969 / Fantasy, 1997), и читаем текст подкаста.

James Moody, 2007 (С) Cyril Moshkow
James Moody, 2007 (фото: Кирилл Мошков)

Текст подкаста памяти Джеймса Муди

Когда книги о Гарри Поттере переводили на русский язык, фамилия одного из важных персонажей показалась переводчикам неблагозвучной, и в русском переводе появилось действующее лицо по фамилии Грюм. Видимо, переводчики шли от слова «Угрюмый», потому что это одно из значений английского слова Moody. Фамилия этого персонажа в оригинальном тексте Джоан Роулинг и есть Муди.

9 декабря на 86 году жизни умер музыкант, который носил это имя в реальном мире. Мало того, что носил, но предпочитал, чтобы его звали не по имени — Джеймс, а по фамилии — Moody. Но невозможно себе представить человека, чья фамилия настолько не соответствовала бы его сущности. Ни о какой угрюмости у Муди речь не могла идти в принципе. Даже когда в начале этого года у него обнаружили неоперабельный рак поджелудочной железы, он оставался всё тем же жизнерадостным, постоянно улыбающимся Муди, которого знала джазовая публика всего мира на протяжении более чем полувека. В ноябре он объявил о своей болезни всему миру и сообщил, что принял решение не проходить болезненную и уже не имевшую смысла терапию, а просто радоваться тому времени, которое ему осталось. Времени оставалось очень мало, но Муди каждый день читал письма поддержки, которыми его заваливали слушатели, и, как свидетельствует Линда, его жена на протяжении последних 22 лет, действительно радовался.

История Джеймса Муди — звезды мирового джаза начинается, как ни странно, с эмиграции. Муди служил в американской военной авиации во время Второй мировой, в армейском оркестре начал играть джаз, но царивший в американском обществе тех лет расизм так его утомлял, что в конце 40-х он поехал в Европу. Планировалось, что это будет трёхнедельный отпуск, но в Европе Муди так понравилось, что он остался там на несколько лет. Он уже очень прилично играл на тенор-саксофоне, но в 1949 году, когда ему было 24 года, в Стокгольме случайно записался с местными музыкантами на альт-саксофоне. Сам он позднее говорил об этой записи так: «Я был тенор-саксофонистом и на этой записи взял альт в руки первый раз в жизни. По правде говоря, никакого новаторства там не было, я просто пытался найти на альте правильные ноты. Мне позже говорили: наверное, вы испытали какое-то особенное вдохновение, когда записывали это. А я отвечал: ну ещё бы, когда я искал, где на альте какие ноты, я ещё как вдохновлялся!»

James Moody, 2005 (фото: Кирилл Мошков)
James Moody, 2005 (фото: Кирилл Мошков)

Вот типичный Муди: скромный, полный юмора и самоиронии. На самом деле его соло на основе пьесы «I’m in the Mood for Love» действительно было по тем временам новаторским, хотя и не без сильного влияния Чарли Паркера, что естественно: в конце 40-х играть на альте и не звучать как Паркер было почти невозможно. Получилась изящная, полная действительно интересных бибоповых идей запись, но ей ещё только предстояло лечь в основу популярности Муди. Вот как это звучало.
(музыка)

Прошли годы, Муди вернулся в Америку, и в 1952 г. певец Эдди Джефферсон написал на его инструментальное соло слова, создав один из ранних образцов так называемого джазового вокализа, когда каждый звук инструментальной импровизации фиксируется в нотах и затем становится одним слогом специально написанного текста. Кстати, услышав раннюю запись этого вокализа, получившего название «Moody’s Mood for Love», или «Муди в настроении любить», занялся написанием джазовых вокализов прославившийся впоследствии именно этим направлением певец Джон Хендрикс. Но настоящий прорыв случился в 1954 году, когда вокализ Джефферсона на музыку Муди спел и записал на пластинку певец Кларенс Бикс, известный под артистическим именем Кинг Плежер. В его исполнении «Moody’s Mood for Love» стала хитом, так что автор оригинальной темы 1935 года «I’m in the Mood for Love» Джимми Макхью тут же подал на него и Муди в суд и отсудил часть авторских отчислений. Песенка была настолько популярна, что в последующие десятилетия её записывали Ван Моррисон, Джордж Бенсон, Арета Франклин, Куин Латифа, вокальная группа Take 6 и даже британская поп-певица Эми Уайнхауз. Но главное, что её стал петь сам Муди. К своим основным инструментам, тенор-саксофону и флейте, он добавил ещё и вокал. Ну конечно, это не серьёзный вокал, ну так и песенка совсем не серьёзная, зато в любом концерте, где Муди её исполнял, его ждала овация. Дольше всего Муди проработал с великим трубачом Диззи Гиллеспи: перед эмиграцией в Европу он зарабатывал свою джазовую репутацию в биг-бэнде Диззи, в 60-е много лет был участником его ансамбля, а в 80-е гастролировал с замечательным оркестром United Nation Orchestra под руководством Гиллеспи.

Муди в Москве, 2007 (фото: Кирилл Мошков)
Муди в Москве, 2007 (фото: Кирилл Мошков)

В 2007-м Муди посетил Россию в составе оркестра Dizzie Gillespie All Stars, в котором уже не было покойного Диззи, но были многие ветераны его оркестра, и на сцене зала имени Чайковского снова пел «Moody’s Mood for Love». Но мы послушаем чуть более раннюю версию. 1989 год. Оркестр Единой Нации Диззи Гиллеспи выступает в лондонском зале Royal Festival Hall.
(музыка)

Конечно, этой песенкой вклад Джеймса Муди в мировой джаз не исчерпывается. У него был мгновенно узнаваемый звук, особенно на тенор-саксофоне, он был прекрасным импровизатором-мелодистом, умел показать яркие эмоции, но всегда склонялся к проникновенной, лирической манере внутри стилистики мэйнстрима. Языком его импровизации был бибоп, музыка его юности, он избегал деструкции и негатива в музыке и всегда стремился только к одному — дарить слушателям радость. И это Муди умел как никто другой. Прощаясь с замечательным саксофонистом, мы слушаем его запись с альбома 1969 года «Don’t Look Away Now!». Пианист Барри Харрис, басист Боб Крэншоу и барабанщик Алан Доусон играют вместе с Муди его тему «Easy Living».
(музыка)

ВИДЕО
Муди надо видеть, конечно. Значительная часть шарма его «вокала» пропадает без его невероятно смешных и органичных сценических ужимок.
Смотрим видеоклип того самого выступления  United Nation Orchestra под руководством Диззи Гиллеспи, аудиотрек которого вошёл в подкаст (Лондон, 1989):

А теперь, наконец, можно послушать и подкаст, который вы только что прочитали!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статья«Остров Jazz»: молодёжь Уфы приглашают к знакомству с джазом
Следующая статьяПольские джазмены Славек Яскулке и Ярослав Сметана сыграют посвящение Шопену
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Скорблю о потере для фанов джазовой сцены выдающегося музыканта, настоящей иконы джаза. Конечно же, он далеко не угрюмый и я считаю, что он достоин славы своих соратников и коллег, включая Дюка Эллингтона, Каунгта Бэйси и многих других славных подвижников этого серъезного музыкального жанра.

  2. как жалко что нельзя чтоб эти великие люди оставались с нами навсегда!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.