Паромщик Люда Band: «Можно играть до бесконечности, и будет интересно!»

4
Ирина Коростелёва
Фото: Артём Иванов
IK

18 февраля в Архангельске состоялся концерт московской джаз-группы «Паромщик Люда Band». Выступление прошло в клубе «Джаз-мастерская», действующем на «территории» музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова.

Про идею

Даже сами организаторы не ожидали такого количества гостей в этот вечер, ведь концерт был внесён в афишу буквально за две недели до срока. Тем не менее, помимо завсегдатаев-любителей в клубе налицо был «большой сбор» джазменов города, преподавателей-музыкантов, студентов музыкального колледжа. Интерес, в частности, был предопределён составом участников группы. В коллективе, созданном победителем конкурса молодых джазовых пианистов в Монтрё 2010 г. Николаем Сидоренко и бас-гитаристом Артёмом Тильдиковым, играли Александр Папий (гитара), Олег Остапчук (саксофон), Константин Куликов (труба), Алексей Кравцов (барабаны). Все — выпускники РАМ им. Гнесиных, а у Олега теперь уже позади и обучение в бостонском музыкальном колледже Бёркли.

Паромщик Люда Band
Паромщик Люда Band

Трое из участников ансамбля — Олег Остапчук, Александр Папий, Константин Куликов — начинали свою музыкальную биографию именно в Архангельске и городах Архангельской области — Вельске и Северодвинске. Эти молодые музыканты хорошо известны не только сокурсникам по Архангельскому музыкальному колледжу, но — по выступлениям на архангельских фестивалях «Дни джаза» и «Апрельские джазовые тезисы» — и широкому кругу слушателей. Однако в таком составе они играли в поморской столице впервые.

Тим Дорофеев, руководитель проекта «Джаз-мастерская», обосновал включение этого концерта в февральскую программу клуба следующим образом:

— Для меня важно показывать разнообразие стилей и направлений в музыке, и делать это на хорошем уровне, чтобы примеры эти были яркими.
В стиле «фьюжн» у нас даже на фестивалях не так часто играют. А этих музыкантов я знаю, и знаю, что каждый из них может сказать. Ребятам хотелось приехать в Архангельск, показать, чего достигли после окончания Гнесинки. Александр Папий был в зале клуба, ему понравилось это место, хотелось сыграть большую программу именно здесь. Поэтому мы с Николаем Ковалёвым, нашим звукорежиссёром, и решили провести этот концерт. Пришлось потрудиться. Но у нас есть хорошие друзья, прогрессивные люди, например, компания Sound Master, которые помогли организовать поездку музыкантов в Архангельск.
Накануне, в четверг 17 февраля, в клубе «Джаз-мастерская» был ещё очень важный для нас просветительский концерт — для учащихся музыкальных школ и школ искусств города Архангельска, их педагогов и родителей. Участники «Паромщик Люда Band» не только играли, но рассказывали о стиле, в котором созданы их композиции, современных музыкальных направлениях. Ведь их музыка программная, концептуальная, серьёзная, где важен и композиционный момент. На их примере мне важно было показать, чего можно добиваться, к чему стремиться. Школьники смогли пообщаться с музыкантами и после концерта, взять автографы. Для молодых джазменов это было тоже необычно, полезно оказалось для обеих сторон.

Что слушали

Николай Сидоренко
Николай Сидоренко

Основу программы концерта «для взрослых» составили авторские композиции Николая Сидоренко: «Паромщик Люда», «Четвёртая», «Мультик», «Абхазия». Их мощный звуковой поток, экспрессивность характера контрастно оттеняли безымянная пока композиция, исполненная впервые на фестивале BazzDay; баллада Роя Харгроува «Liquid Streets»; романтическая зарисовка Олега Остапчука «О том, как Люде приснился город Вельск». Ощущение того, что вечер прошёл на едином дыхании, не оставляет автора этих строк (и не только меня) до сих пор. Несмотря на теоретическое предположение о невозможности сближения несовместимого, группа, начиная уже с имени собственного — «Паромщик Люда» — блестяще продемонстрировала обратное.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, интервью с музыкантами, фото!
Комментирует Олег Остапчук:

— В нашей программе сочетаются вещи, которые не так часто встретишь рядом. У нас есть свободная музыка, фьюжн, у нас точно есть джаз в мэйнстримовом видении, есть немножко соул, поп… Мы пытаемся всё это вместе соединить. Для нас важна эта полистилистика. Нам интересно играть всё. Мы хотим продолжать в этом же направлении, чтобы и слушателю было интересно.

Факт, что публике «Джаз-мастерской» в этот вечер было чрезвычайно интересно, уже является историческим. Следует лишь добавить, что в финале программы к ансамблю присоединился архангельский вокалист Константин Седовин, добавив скэтовых красок композиции «Салют».

Джем с Константином Седовиным
Джем с Константином Седовиным

О впечатлениях

Константин Куликов и Олег Остапчук в музыкальном училище занимались в своё время у замечательного архангельского музыканта Владимира Николаевича Попова (труба). Костя — по специальности, Олег — по классам оркестра и ансамбля.

Владимир Николаевич был бесконечно рад новой встрече:

— Очень интересно послушать, ведь это — наши! Во-первых, они — очень хорошие музыканты, уже известные. Среди молодых, я знаю, они высоко стоят.
Музыка здесь звучала очень интересная, мне понравилось. Композиционно построение великолепное, и исполнение высочайшего класса — очень мощно. У меня очень сильное впечатление!
Олег Остапчук и раньше всегда очень выразительно играл, был великолепен всегда. Мелодически построения были изумительные. Когда он у нас учился, мы же ориентировали больше на традиционный, классический джаз, так же и в Академии. Сейчас, после учёбы в Америке, он больше тяготеет к современной музыке, ему, видимо, это очень нравится. Он может играть всё, что угодно. Высочайшего класса, конечно, музыкант.
Костя Куликов — трубач, мой ученик. Он очень много работает в разных жанрах, чистым джазом не занимается. Приятно отметить, что он пользуется современными выразительными средствами на трубе. Вот у гитаристов есть «примочки», «квакушки» всякие электронные. Майлс Дэйвис делал подобное на трубе ещё сорок лет назад. Сейчас немногие пользуются этим, а вот Костя — молодец! — начал осваивать эти приёмы. Это же новые краски, дополнительные выразительные средства.
Я уж не говорю о Саше Папие, он вообще всегда был такой — очень своеобразный. Его музыка ни на кого, ни на что не похожа. Он всегда особнячком стоял, индивидуально очень интересный. Они ведь вместе учились с Николаем Куликовым (преподаватель Архангельского музыкального колледжа, руководитель группы «Баскервиль Холл». — Авт.). Тот и другой — блестящие гитаристы! Они совершенно разные. Никому не подражают, с ярким индивидуальным лицом.
То, что играет «Паромщик Люда Band», очень сложно. Это я могу сказать, как музыкант, который всю жизнь играет. По форме всё идеально, выверено, всё правильно, ведь ребята знают и академическую музыку. Несмотря на то, что музыка сложная, вы обратили внимание, какой был приём?! А ведь люди разные были, не только музыканты. Это же не случайно, и не потому, что земляки приехали. Впечатление сумасшедшее! Спустя день, два начинаю вспоминать, анализировать — такое редко бывает. Всё время возвращаюсь в мыслях, как изумительно всё было сделано. Я очень рад за ребят. Они — великолепны.

Артём Тильдиков
Артём Тильдиков

Среди многих музыкантов, отметивших высокий профессионализм группы — Вадим Тряпицын, бас-гитарист группы Blind Vandal. «По роду службы» особый интерес — коллегам по цеху: «У бас-гитариста (Артём Тильдиков) просто мега-чёткий ритм! Было ощущение, что он мыслит не только четвертями или половинками, шестнадцатыми, тридцать вторыми или шестьдесят четвёртыми, но — микронами! И в каком темпе! Мне всегда интересен Александр Папий. Ещё учась у Нины Владимировны Анисимовой в нашей ДМШ №1, он был заметен своей неординарностью. В своё время у него с друзьями здесь была рок-группа. Понравилось, как этот большой ансамбль периодически делился на маленькие: трио, дуэты, что было здорово! В целом очень хорошо с динамикой работают. Композиции развёрнутые и очень многокрасочные». 

Александр Папий
Александр Папий

О важном

Олег Остапчук
Олег Остапчук

Действительно, единодушие и мобильность ансамбля впечатляют. Многообразие сочетаний первого и второго «планов» необычайно радует. Наш телефонный разговор с Олегом Остапчуком спустя пару дней после концерта от обсуждения конкретных композиций плавно перетекает к теме «лабораторных изысканий».

 Для вашего «Мультика» у меня нашлись два определения: «гротесковый» и «ироничный»…

 — Да, это шутка, гротеск. Абсолютно точно для композиции. Она не несёт какой-то большой смысловой нагрузки. Её задача — поставить жирную точку в концерте.

Обязательно в темпе Presto!

— Этот «Мультик» и создан с тем, чтобы показать, что мы можем играть быстро и много. «Мультик» — это такая шутка. Виртуозность — это неплохо само по себе, но тогда ты сразу попадаешь в категорию какого-то музыканта-спортсмена. А для нас всё-таки приоритет — музыкальность, а не количество нот в единицу времени. Круто, когда и в этой технической составляющей кто-то может найти ещё и музыкальность, но это не всем дано. Когда идёт такой быстрый темп, сложно не уйти в эти восьмые ноты, не заиграть «этюды», эти фразы, от которых слушатель быстро устаёт. Чаще всего, когда такой ритм начинается, у музыканта «закипает кровь», он видит перед собой слушателей, и — всё. Он попадает в капкан, из которого сложно выбраться: ему хочется играть много, громко, и он теряет самоконтроль. Кажется, что всё звучит здорово, а на самом деле, когда прослушиваешь записи, где ты в состоянии аффекта играешь, там музыки — с гулькин нос, осознанности практически нет.

У вас в составе подобрались, мне кажется, весьма «думающие» коллеги.

— Чтобы время проводить плодотворно, мне важно, чтобы рядом были музыканты высокого уровня. И для меня очень важен «человеческий фактор». В этом коллективе я нашёл людей, с которыми мне находиться и играть рядом легко: все частички живут внутри. Мы часто собираемся, слушаем наши записи и откровенно говорим о каких-то недостатках, недочётах, не стесняемся говорить о том, что у нас не получается. Это очень важно. В работе с музыкантами часто такой возможности нет, люди очень болезненно реагируют на какие-то замечания. А у нас полное взаимопонимание. Просто мы не боимся себе сказать, что нам есть, куда расти; за счёт этого мы можем двигаться дальше. Мы очень самокритичны, и я считаю это огромным плюсом нашего коллектива.

От ваших композиций остаётся впечатление непрестанной смены темпов, сочетания инструментов, красок звучания, какой-то непредсказуемости…

— Мы стараемся не делать этого клише, когда за одним соло идёт другое соло в том же самом ключе, а затем ещё одно… Мы пытаемся все соло разнообразить, изменять и сам аккомпанемент, и состав аккомпанемента. Максимально варьируем всё, что можно, не зацикливаясь на одном каком-то звучании. Ансамбль большой, и хочется выжимать из него максимальное разнообразие. Получается столько комбинаций, что можно играть до бесконечности, и будет интересно.

реклама на джаз.ру

4 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Вот интересно, откуда на архангельской сцене плакат оренбургского джаз-фестиваля (первое фото сверху)?

    • Там за спинами музыкантов видно минимум четыре плаката с разных джазовых фестивалей. Музыканты из разных городов выступают на фестивалях, им дарят плакаты, они привозят их домой и вешают на стенку — дома, в клубе, в училище. Не приходилось сталкиваться? ;-)

  2. наишикарнейшая группа:)
    лично была на этом концерте)
    очень круто, профессионально играют)

  3. Олег — человек,которого учил преподователь у которого учусь и йатоже присутствовал на етом концерте,(были в архангельске с оркестром на конкурсе),жёстко было,наш столик был по ОГРОМНОЙ колонкой!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.