Eldar в Москве: вундеркинд вырос — репортаж с концерта Эльдара Джангирова на фестивале РНО

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqwQMMpF рекламодатель: лютова анастасия владимировна инн: 860106486990
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
АНАСТАСИЯ ЛЮТОВА ГЕРШВИН 27.09.25
Кирилл Мошков
Фото: Павел Корбут
CM

13 сентября в Концертном зале им. Чайковского в Москве играл Eldar — восходящая звезда американского джазового пианизма. Настоящее имя звезды  — Эльдар Джангиров. С 12-летнего возраста Эльдар, родившийся и начавший играть на рояле в Бишкеке (Кыргызстан), живёт в США; победив на престижных конкурсах в возрасте 13-14 лет, он через несколько лет получил контракт с мэйджор-лейблом Sony, на котором выпустил несколько успешных альбомов; один из них («Re-Imagination», 2008) был номинирован на премию «Грэмми».

Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)

Фамилия Эльдара трудна для его американской публики, поэтому на обложках его дисков и афишах выступлений стоит просто Eldar (произносится «Элдар», с ударением на первый слог). Однако на концерте в Москве, проходившем в рамках III Большого фестиваля Российского национального оркестра, 24-летнего пианиста представляли исключительно как Эльдара Джангирова, и сам он старался общаться с публикой и музыкантами на русском языке, на котором в быту уже много лет не говорит и (по его собственному признанию пятилетней давности) в целом практически забыл. Тем не менее, своих корней Эльдар явно не забывает: как пианист он формировался исключительно в рамках русской классической фортепианной школы (под влиянием матери, которая была преподавательницей фортепиано в Бишкеке) и всегда подчёркивает это в интервью и на своих мастер-классах. Он впервые выступал в Москве (да и в России до сих пор он играл только 10-летним, на фестивале в Новосибирске в 1997 г., за год до эмиграции), и надо сразу сказать, что Москва приняла молодого американского пианиста как своего.

Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)

ДАЛЕЕ: подробный репортаж с концерта, много фото

erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010 - продолжаем читать текст после рекламы
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

Поскольку концерт проходил в рамках фестиваля РНО, не удивительно, что основную интригу концерта составляли выступления Джангирова с симфоническим оркестром, в качестве академического пианиста, способного вплести в академическую ткань несколько джазовых каденций. Концерт открыло именно такое произведение — известные «Вариации на I Got Rhythm» для оркестра и фортепиано соло Джорджа Гершвина (1933-34), последнее симфоническое произведение мастера американской музыки. Взяв мелодию одного из своих самых популярных песенных сочинений — «I Got Rhythm», хитового номера из мюзикла «Girl Crazy» (1930), Гершвин написал довольно обширное сочинение, где узнаваемая тема песенки излагается то оркестром, то фортепиано, чередуясь вариациями в разных стилях, музыкальных системах и типах ритмического движения. Пьеса давно стала не только джазовым стандартом сама по себе (хотя Гершвин писал её вовсе не для джазового исполнения): её гармоническая последовательность, так и называющаяся у музыкантов «Rhythm changes» («аккорды из ‘Ритма’»), легла в основу бесчисленных пьес других авторов (например, «Dexterity», «Steeplechase», «Moose The Mooche» и «Anthropology» у Чарли Паркера, «Cotton Tail» у Дюка Эллингтона, «Lester Leaps In» у Лестера Янга, «Oleo» Сонни Роллинза, «Rhythm-A-Ning» у Телониуса Монка и т.п.).

Эльдар и РНО (фото: Павел Корбут)
Эльдар и РНО (фото: Павел Корбут)

Известная эклектичность симфонических вариаций на её тему не была преодолена в исполнении Джангирова и РНО: напротив, провисающие паузы на стыках оркестровой ткани и сольных каденций, связанных Гершвином друг с другом чисто механически, были как-то даже подчёркнуты дирижёром (Михаил Татарников) — не знаю уж, сознательно или нет; в результате модернистское произведение Гершвина стало звучать как постмодернистское, особенно учитывая мощные пианистические возможности Эльдара, который ни секунды не сомневался, обрушивать ли на слушателя в каждой следующей сольной каденции всю свою впечатляющую технику (особенно в «джазовой» вариации, прозвучавшей как какая-то ужасная страйдовая буря).
Это не первый раз в жизни Джангирова, когда он играет с симфоническим оркестром: так, всего полтора месяца назад он играл похожую программу с Симфоническим оркестром Сан-Диего в Калифорнии. Тем не менее, основной формат для молодого пианиста — джазовое трио, и оно не заставило себя ждать.

Eldar Djangirov Trio (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov Trio (photo: Pavel Korbut)

После «Ритма» оркестр удалился, и на сцену вышли участники постоянного гастрольного трио Эльдара — в настоящее время это барабанщик Тодд Стрейт (он был постоянным участником трио Джангирова с 1999 по 2008 г. и, как видим, снова начал с ним гастролировать) и контрабасист Эрл Трейвис. Последовали несколько номеров, известных по недавним альбомам Эльдара, прежде всего его лучшей, видимо, записи последних лет — «Virtue» (2009), откуда был взят первый же сыгранный с трио номер, авторская пьеса «Daily Living».

Сказать, что Эльдар быстро эволюционирует — трудно. Однако он эволюционирует. Да, его крышесносящая скоростная техника в динамике f, ff и fff («громко», «очень громко» и «до невозможности громко», и всё это в самых быстрых темпах — то, что американские критики называют «пиротехникой») никуда не делась, и вряд ли денется: именно этим подросток из далёкого таинственного Кыргызстана взял в начале прошлого десятилетия американскую аудиторию, и отказываться от гарантированного куска хлеба ему вряд ли нужно. Роль ритм-секции в этих ураганных нотных залпах — держать мотор на высоких оборотах, и ритм-секция его держит, как правило — в виде лихорадочно прерывистого восьмидольного пульса. Но нельзя не отметить, что пульс этот стал мягче, чем раньше, и что Эльдар стал чаще, увереннее и намного более зрело применять и другие динамические решения, в том числе приём разрежения фактуры, когда музыкальная ткань вдруг делается в разы менее плотной, в левой руке пианиста перестают громоздиться сверхскоростные горы аккордовых слоёв, он концентрируется на мелодическом развитии (пусть пока и не очень надолго), и даже пульс ритм-секции зачастую переходит из пулемётных 8/8 в упругий, увлекательный четырёхчетвертной свинг.

Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)

Порадовала, например, авторская пьеса Эльдара «Hope» (не записанная пока на студийных альбомах) — плавная и мелодичная. Интересно прозвучало и новое прочтение «Point of View» с первого альбома Эльдара на Sony — «Eldar» (2005: там пьесу с юной звездой играл знаменитый саксофонист Майкл Бреккер, ныне покойный): именно здесь отлично прозвучал этот приём — риффовая основа, текучее восьмидольное ритмическое движение и внезапный эффектный переход в свинг с разрежением фортепианной фактуры, когда импровизационное развитие стремительной паутиной нарастающе длинных фраз уходит почти исключительно в правую руку.

Вообще говоря, представляется, что основная проблема творческого роста Эльдара как джазового пианиста — это, как ни странно, его сильная левая рука. Это особенно слышно в его сольном музицировании (он сыграл одну пьесу соло, как на его новейшем, 2011 года, альбоме «Three Stories» с сольными изложениями музыки Гершвина). Регулярно поднимаемая Эльдаром буря в левой руке оттягивает на себя его тактическое внимание, он буквально упивается огромными возможностями в нижней и средней части клавиатуры, где выстраивает левой рукой какие-то пирамиды, столпы, башни и зиккураты — а мелодическое развитие при этом динамически зависает, склоняясь перед мощью его левой руки. Но, в общем, эти проблемы начинают постепенно отступать, как уже было сказано: вундеркинд вырос, и его зарождающаяся зрелость начинает проявляться в игре, хотя и не такими широкими шагами, как, возможно, хотелось бы.

Во всяком случае, московскую публику (причём преимущественно не джазовую, а академическую, чего и следовало ожидать на фестивале РНО) Эльдар взял: были и овации, и большие букеты роз, и даже выход трио на «бис» (после настоятельных требований публики) в конце первого отделения — была сыграна «Moanin’» Бобби Тиммонса с дебютного альбома Эльдара 2005 г., запомнившаяся упругим, плотным свинговым ходом на протяжении всей пьесы (впервые за весь концерт) и впечатляющими соло рояля (кажется, сплошной цепочкой блок-аккордов!) и контрабаса.

Эльдар и солисты РНО (фото: Павел Корбут)
Эльдар и солисты РНО (фото: Павел Корбут)

Второе отделение открыла «What Is This Thing Called LoveКоула Портера (1929), которую трио Эльдара сыграло вместе с двумя солистами Российского национального оркестра — флейтистом Максимом Рубцовым и трубачом Владиславом Лавриком. Академические музыканты играли по нотам, но весьма ритмически свободно, органично участвуя в свингующей ритмической ткани, а соло Рубцова на флейте так и вообще можно было бы назвать совершенно джазовым и при этом весьма зрелым.

Дирижёр Михаил Татарников и контрабасист Эрл Трейвис (звучит «Iris»)
Дирижёр Михаил Татарников и контрабасист Эрл Трейвис (звучит «Iris»)

После некоторой заминки на сцене появился весь состав оркестра, и было исполнено сочинение Эльдара Джангирова «Iris». На альбоме 2009 г. «Virtue» это была очень симпатичная джазовая баллада, а в аранжировке для фортепиано с симфоническим оркестром она превратилась в эдакий симфоджаз, красивый и мягкий. Исполнение запомнилось богатейшей арпеджированной сольной каденцией Эльдара.

Звучит «Iris» (фото: Павел Корбут)
Звучит «Iris» (фото: Павел Корбут)

Логическим финалом вечера стало исполнение Российским национальным оркестром и Эльдаром Джангировым вершинного сочинения пионера американской музыки Джорджа Гершвина — «Rhapsody in Blue» (1924). Её Эльдар тоже уже играл много раз, в том числе совсем недавно — с симфоническим оркестром Сан-Диего, так что был хорошо подготовлен, да и на его новейшем альбоме «Three Stories» имеет место весьма сильно исполненная версия «Блюзовой рапсодии» для фортепиано соло.

Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)

Известно, что оригинальная оркестровка «Рапсодии» была сделана Фредом Грофе, пианистом и аранжировщиком оркестра Пола Уайтмана, по заказу которого Гершвин и писал это сочинение для затеянного Уайтманом концерта «An Experiment in Modern Music». Известно также, что Гершвин не слишком серьёзно отнёсся к заказу, но в январе 1924, играя на бильярде, вдруг услышал от своего брата Айры, что до концерта остаётся чуть больше месяца и вообще-то сочинения в стилистике соединения симфонических звучаний и джазовых интонаций заказаны не ему одному, и у других авторов они уже готовы! Поэтому композитору пришлось работать с лихорадочной скоростью, и к премьере в нью-йоркском Эолиан-Холле 12 февраля 1924 г. были готовы только оркестровые эпизоды, а сольные фортепианные каденции не были выписаны — у дирижёра в партитуре было просто написано «wait for nod» (ждите кивка). Гершвин за роялем в значительной степени сымпровизировал продолжительные каденции (он был блестящий импровизатор, хотя и совершенно не джазовый) и в нужный момент действительно кивал Уайтману, после чего вступал оркестр. Фортепианная партия была окончательно зафиксирована Гершвином в нотах только после премьеры, поэтому мы в точности не знаем, как именно звучало первое значительное произведение современной американской симфонической музыки при премьерном исполнении.

Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)
Eldar Djangirov (photo: Pavel Korbut)

Дух этих обстоятельств был полностью сохранён Эльдаром и РНО. Ну, то есть, темп исполнения «Рапсодии» остался таким, как принято после появления «окончательной» редакции партитуры, выполненной тем же Фредом Грофе в 1942 г., уже после смерти Гершвина — вальяжно-оживлённым в «танцевальных» эпизодах, величаво-поступательным в оркестровых tutti, без стремительной лихорадочности ранних версий. Нет и той характерной, слегка даже гипертрофированной «оживлённости», утрированности, едва ли не шаржевости звучания отдельных моментов, которые известны по первой сохранившейся записи «Рапсодии», сделанной Гершвином и оркестром Уайтмана в июне 1924 г. Но импровизационный дух в каденциях сохранён: наряду со знакомыми фразами из гершвиновского текста, Эльдар много и органично импровизировал, и одна из его каденций носила даже своего рода постмодернистский характер — внезапно заглянув за горизонт доступных во времена Гершвина возможностей, молодой пианист слегка намекнул на огромный арсенал джазового пианизма, развившийся после гершвиновской эпохи, в течение буквально полуминуты набросав крохотных скетчей из разных джазовых стилей, вплоть до Маккоя Тайнера.

И снова овация, настоящая, щедрая. Пришлось Эльдару, трижды появившись на поклон, вызвать из-за кулис своё трио и при сидящем тут же (и одобрительно кивающем) оркестре сыграть пусть и не слишком глубокий, но зато щедрый на виртуозную «пиротехнику» джазовый бис — «Donna Lee» Чарли Паркера.

Ну, что тут можно сказать? Молодец!

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Вагиф Садыхов отметит свой юбилей в Доме Музыки
Следующая статьяДжазовый подкаст №517: вокалистка Джейн Монхайт
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя