Пианист Роман Столяр: концерт и открытый мастер-класс по свободной импровизации в Москве

0

anonsВ рамках проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод» 21 мая пройдёт сольный концерт и открытый мастер-класс музыканта-импровизатора Романа Столяра.

Что такое свободная импровизация? Есть ли в ней каноны, или же сущность её — в неконтролируемом полёте фантазии импровизатора, отрицающего всякие нормы и правила? Каковы критерии оценки импровизации, что в ней правильно, а что — нет? Композитор и пианист-импровизатор, активный пропагандист импровизационной музыки Роман Столяр предлагает найти каждому свои варианты ответов на эти вопросы, предоставляя возможность приобщиться к импровизационной музыке не только в качестве пассивного слушателя, но и в качестве активного участника коллективной импровизации. К участию в открытом мастер-классе после его концерта 21 мая приглашаются все заинтересованные музыканты.
Начало в 20:00. Музыкантам, желающим принять участие в мастер-классе, необходимо прийти со своими инструментами; владения навыками импровизации или принадлежности к какому-либо определенному музыкальному направлению не требуется.
Схема проезда, заказ билетов и другая контактная информация

Роман Столяр
Роман Столяр

Деятельность Романа Столяра по пропаганде искусства свободной импровизации простирается далеко за пределы России. Он участвовал в фестивалях и конференциях, посвящённых импровизационной музыке, в Европе, США, странах Балтики и СНГ, вёл семинары и мастер-классы по коллективной импровизации в учебных заведениях России, Швейцарии, Франции и Америки. В списке имён музыкантов, с которыми сотрудничал Роман Столяр — Доминик Дюваль, Уильям Паркер, Марко Энеиди, Винни Голиа, Томас Бакнер, Ассиф Цахар, Сергей Летов, Алексей Лапин, Владимир Чекасин, Алексей Круглов, Владислав Макаров и многие другие. Его книга «Современная импровизация, практический курс для фортепиано» стала первым учебным пособием по свободной импровизации, написанным российским автором. Роман Столяр — член Союза композиторов России и Международного общества импровизационной музыки.
ДАЛЕЕ: хорошие и нехорошие ассоциации со словом «импровизация» — в предисловии к программе от её куратора…

— При слове «импровизация» лично у меня возникает много хороших и много нехороших ассоциаций. Нехорошие, например, такие: «Джазовый» барабанщик, экстатически гримасничая, судорожно поливает все поверхности своей установки мелкими нерегулярными фразами, как бы встраивая микроритмы в сложную макроструктуру, как бы на ходу высчитывая никому не понятный квадрат и полемизируя с ним; а потом, во время джема, он пытается играть обычный стандарт, и выясняется, что он не держит долю, и вообще, собственно, играть не умеет. Саксофонист свиристит мультифониками и дудит сразу в два инструмента, а потом выясняется, что он и гамму-то стройно не сыграет. Певица издаёт «этнические» и «медитативные» звуки, а потом выясняется, что она не умеет спеть мелодию собственным голосом. Хипстерская команда играет «как будто не умеет играть» — а ведь, и на самом деле, не умеет. Ну и так далее — импровизация (как и всякое «самовыражение») так часто становится прикрытием для несостоятельности, что впору было бы списывать этот термин из профессионального словаря — если бы только у него не было огромного количества хороших и правильных значений

Что общего у музыки Колтрейна, русского наигрыша, индийской раги, ближневосточного мугама, современной академической импровизации? То, что в основе всех этих вещей — глубокий подлинный фундамент. Когда-то умение импровизировать входило в канон композиторской профессии — как импровизаторы были известны и Бах, и Моцарт. Сейчас мы живём в не менее интересное время: импровизация снова входит в соприкосновение с современной композицией, то есть, сферой, где, как многие привыкли думать, царствует не свобода, а рацио. В современной музыке есть несколько направлений «серьёзной» импровизации, то есть создания музыкальных произведений «на лету» — как бы минуя фазу нотной записи. Как музыкантам эпохи барокко нужно было в совершенстве владеть нормами современного им музыкального языка, чтобы творить в реальном времени, так и современному импровизатору нужно владеть языком современным, но этот самый язык невероятно расширился, усложнился; в каком-то смысле он так же отличается от старого, как новая компьютерная программа от версии 1.0, а новые версии всегда требуют большего быстродействия и мощности системы. Роман Столяр, композитор и импровизатор, поделится с желающими музыкантами техниками и теоретическими знаниями во время своего мастер-класса, а потом вместе с ними сыграет концерт — это будет настоящая музыка, сотканная lege artis (по закону искусства), и возникать она будет прямо в присутствии слушателей «Платформы».

Александр Маноцков, «Платформа», куратор направления «Музыка»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.